Владимир КУРБАТОВ. Из детства родом
Я приехал в деревню детства… В этих улочках и домах я когда-то оставил сердце и бродил без него впотьмах. Всё прислушивался ко стуку – то ли ставни, то ли оно… Сны в мою затекали руку, но выплёскивались в окно. Всё поглядывал в беспросветство – не мигнёт ли мой огонёк?.. Только в этой деревне детства я найти своё сердце смог. Я приехал в деревню сердца, но не стану их разлучать – в этих улочках, рядом с детством, будет дольше оно стучать.
Полагаю, что читатель легко догадался: только что он прочитал стихотворение. Я специально так его замаскировал. Его автор – Олег Павлов. Будет большим упрощением сказать, что он писатель, но пока остановимся на этом: да, писатель, член Союза писателей России; председатель Челябинского областного отделения Союза писателей России с 2013 года.
Это стихотворение названо автором «Деревня детства» и посвящено селу Писанскому, где прошло детство Олега. И теперь внимание: стихотворение было написано в трёх годах от 70-летия! Написать-то можно было и раньше, но ведь надо было сначала приехать в деревню! А некогда было, но всё же прижало. Так со многими из нас происходит: на склоне лет мы обнаруживаем силу тяготения к местам своего детства.
…С некоторым допущением мы с Олегом из одного города Златоуста, который для нас стал духовной родиной. Я там оказался в 1959 году, а он в 1966-м. Но познакомились мы уже в середине семидесятых в рамках литературного объединения «Мартен». И прежде состоялось моё знакомство с его братом Александром, который был ближе мне по возрасту; Олег, он младше. И был у них ещё средний брат Владимир, но с ним я уже не встречался. Все трое писали стихи, но, пожалуй, более продвинутый поначалу был Александр. Писали они эмоционально, грамотно, но что отмечали мы в «Мартене», – страдали некоторой литературщиной, черпая темы из нашей классики – реальную жизнь они только начали познавать. Теперь-то я знаю, откуда что бралось. Обратимся к биографии – хотя Олегу часто приходилось рассказывать об истоках своей жизни и творчества, не лишне повторить, тем более что и повод есть.
Везунчик был Олег, в интеллигентной семье довелось ему появиться на свет: отец был заведующим клубом, мать – учительницей русского языка, а плюсом – два брата. Мужиком в селе расти самое то! Занятий всяких невпроворот. Но судьба есть судьба. Когда Олегу было два года, отец их оставил, и мама повезла детей в Свердловскую область, в село Писанское, где, по его словам, и прошло его счастливое детство.
Пытаюсь представить то время его глазами, преломляя размышления через свой личный опыт: мне довелось год с лишним провести в деревне, правда, в одиннадцать лет. В принципе, общение с деревенскими сверстниками проблем не доставляло. Но близких друзей не появилось, и немало времени я проводил в одиночестве; даже младшие мои брат с сестрой дела не меняли. Я даже вспомнить не могу, чем занимался тогда…
А мальчишкам Павловым, втроём, не было скучно. Они, наверное, не без помощи мамы придумали игру в литературу… Нет, скорее в издательство, почти настоящее, даже название было «Домриз». А вообще-то и в то, и в другое. Понятно, не сразу это возникло: надо же было научиться читать-писать. Я думаю, что книги для чтения у них какие-то были – мама обеспечивала духовной и интеллектуальной пищей. Ах, если бы их, книг то есть, было много, некогда было бы самим сочинять. Процесс сочинительства оказался очень увлекательным. Это была их первая поэтическая школа! Оттачивалось не только мастерство слагать стихи, но и эстетические навыки, а также артистизм, ведь надо ещё учесть и соревновательный нюанс.
Так что можно сказать, что Олег родился писателем. Ну а куда девать все остальные таланты? Ведь в этом коллективе трёх авторов, каждый из которых выпускал свои рукописные журналы и газеты, приходилось уметь быть лучше, убедительнее и, наверное, интереснее для мамы. Им приходилось делать презентации, организовывать представления, импровизировать. Каково было маме?
Что интересно, из всех троих братьев Олег вырос самым целеустремлённым, самым деятельным, заряженным оптимизмом. Ещё бы! У него, как у фокусника, в запасе всегда наготове несколько козырей. Он и поэт, и прозаик, и драматург, и артист, и режиссёр, и издатель… А когда окончил Челябинский институт культуры, то уже и с дипломом.
Однако я пропустил один важный момент, приключившийся с этими мальчишками, когда они ещё были школьниками. Вообще школа отнимала немало времени, в связи с чем «Домриз» убавил обороты, и больше всего это огорчало именно Олега. Однажды его осенила идея рассказать о братьях и о себе редакции журнала «Пионер». Письмо попало к писателю и литературоведу Владимиру Глоцеру. Он ответил – завязалась переписка, по итогам которой Глоцер побывал у ребят в гостях, а потом они были приглашены на зимние каникулы в Москву. Незабываемая была поездка!
Одного такого события достаточно, чтобы после сказать, что детство прошло не зря. Они стали гостями разных журналов, на студии «Диафильм» (была такая в Советском Союзе) им показали диафильм, созданный по стихам юных поэтов. Незабываемой стала встреча с Корнеем Чуковским в Переделкине. Много значит благословение известного на всю страну поэта! И была первая публикация в настоящем журнале: многие юные читатели страны познакомились с их поэтической подборкой в «Пионере». Правда, каюсь: я в это время уже был приверженцем «Техника – молодёжи». Зато прочитаем-ка стихотворение, датированное автором 1970 годом – он уже около четырёх лет живёт в Златоусте:
* * *
Не знаю, чем печаль моя навеяна,
Кого винить в мечтаниях моих,
Но землю ту, что рощами усеяна,
Всё чаще вижу в грёзах голубых.
Там синь Ирбитки голубыми плёсами.
Но там уже другой расцвет лугов,
В другую сторону трава расчёсана,
Другая шепчет по ночам любовь.
Мне б посмотреть уже глазами трезвыми
На землю ту, что мой вскормила стих,
Что с пеньем птиц и ручейками резвыми
Всё чаще вижу в грёзах голубых.
Чуете ностальгию по местам детства? При этом в самой первой строке он ностальгию отвергает, не признаётся в ней, он растерян: откуда взялась тоска? Оказавшись в городе, он ещё не оценил его преимуществ, не почувствовал их, а ведь в деревне так было здорово! Уже четыре года в Златоусте!
А, кстати, как он оказался в этом городе? Очень просто: это московские литераторы посоветовали маме ради талантливых детей перебраться в город. Для меня загадка, почему из Свердловской области они перебрались в Челябинскую, а ведь могли бы Свердловск выбрать, и многое тогда было бы по-другому. Златоуст, без сомнения, оказал сильнейшее духовное влияние на всех братьев. Между прочим, в Златоусте до сих пор существует одно из самых старейших на Урале литературных объединений – «Мартен», где и оказались братья Павловы.
Что касается стихотворения – хорошее оно? Да – ведь настроение передаёт, читатель начинает сочувствовать автору, так что свою задачу оно выполняет. И в нём есть такая классная строка: …В другую сторону трава расчёсана… Но другая строка немного портит общее впечатление: …Мне б посмотреть уже глазами трезвыми… Возникает вопрос: неужто автор пишет эти строки, будучи нетрезвым? В 17-то лет. Правда, у читателя этого ограничения нет, но всё-таки. Публикуя это стихотворение в книге «Изустье», автор не стал его править, дабы книга явила собой его творчество в развитии, была бы его подлинным автопортретом. Ныне Олег Павлов – зрелый мастер. Его стихи завораживают, особенно в авторском исполнении.
После окончания школы у него начался период накопления жизненного опыта. А желание творить било ключом. Мне кажется, с юности этот товарищ бредит театром.
В «Мартен» он пришёл в 1972-м, тогда как я – в 1974-м. И, представьте, мы не часто встречались – он был занят. Понятно: «Мартен» не занимался трудоустройством. Поэтому он, мне представляется, уже искал себя в разных организациях отдела культуры города, а потом поступил в Челябинский институт культуры, который окончил уже заочно, работая, а получив диплом, уступил романтическому порыву и с группой единомышленников рванул на Алтай, организовав там театр кукол «Чародей», плавал по рекам как артист-передвижник, выступая не только артистом, но и режиссёром-постановщиком. Бесценный опыт! Позднее этот опыт позволил ему поработать режиссёром Златоустовского драматического театра. Но душа требовала большей самостоятельности, и это вылилось в создание театра куклы и актёра «Оле Лукойе». Не без успеха! Спектакль «Машенька и Мишенька» в 1997 году стал лауреатом первого областного фестиваля молодёжных театров!
Со временем Олег Николаевич пошёл дальше – занялся кино, и на уровне любительства, в том числе художественного, тоже обратил на себя внимание. Всё же нам, писателям, он интересен как авторитетный коллега, лауреат нескольких литературных премий. С подробной его биографией и даже автобиографией можно познакомиться на официальном сайте Челябинской областной универсальной научной библиотеки. Кстати, ему удалось сложить свой портрет 2002 года в стихотворение «Заявление», вот отрывок из него:
...Слова нет, в уральской губернии
Я не самый лучший поэт...
Но зато, рассуждая здраво,
Я ж невинен, как чистый лист!
Я не левый, но и не правый,
Не филолог, не модернист;
СРП, СРЛ я не троганый,
Взяток, премий не получал;
В КГБ, а теперь в налоговую
Ни в окно, ни в дверь не стучал.
Был излишне литературен…
– Может, это теперь не грех?
В основном, работал в культуре,
Но не в массовой, не для всех;
Кукловодствовал, лицедействовал,
Скоморошил по мере сил;
В рамках роли порой злодействовал,
Но взаправду – бог упаси!
Хотя в багаже Олега Павлова есть и проза, и драматические произведения, он прежде всего поэт. Какая у него поэзия?
Она разная. Задумаемся, что такое стихотворение. Ровный ритм, чёткие рифмы? Смысл и логичность? Это всё нужно, но этого мало. Скажем, последнее – смысл и логичность. Кому нужны банальные истины, изложенные гладко в очередной раз? Или, скажем, описательность – это пожалуйста, но плюсом должны быть уникальные образы, рифмы-находки, эмоциональная окраска, собственные мысли… При всех технических требованиях важно наличие голографического рисунка души автора, его творческих находок. Такой находкой может быть даже возникающая в стихотворении звуковая или словарная игра. В общем, какая-то изюминка обязательна. Например, в вышеприведённом «Заявлении» неожиданна сама идея выразить всё стихами, получилось довольно остроумное и вполне драматичное стихотворение – я ещё необычную концовку опустил.
Чувственный накал поэзии Павлова поразителен, многие его стихи можно ставить на сцене. И да – они великолепно звучат в его исполнении. И ещё: ему удаются песни, а это особое искусство.
Честно говоря, мне очень хотелось этот текст усилить его стихами: мол, читайте, наслаждайтесь, убеждайтесь, что я ничуть не преувеличиваю. Но и без меня в дальнейшем это сделает редакция газеты, так что скажу о другом. О его заслугах – не только перед литературой, правильнее сказать перед культурой нашей области. В сложные времена кардинальной трансформации общества, когда буквально стоял вопрос: быть или не быть Союзу писателей России и прежде всего местным отделениям СП, он, возглавив Челябинское отделение, не просто сохранил его, а даже преобразил, добавил жизни и мощи, благодаря чему писатели Южного Урала сегодня выпускают десятки книг в год. У издательства, организованного Павловым при отделении Союза писателей, не бывает простоя. В свет выходят не только книги, но и журналы, в том числе возрождённый альманах «Южный Урал». Доступ к нему имеют не только члены Союза писателей, но и так называемые самодеятельные авторы области. Это так важно иметь доступ к читателю!
Практически никогда Челябинское отделение Союза писателей не пустует: при нём работает несколько литературных объединений. Нельзя переоценить значение того, что Павлову удалось возродить организованный в конце 1970-х годов Геннадием Матвеевичем Суздалевым (которому и адресовано было стихотворение «Заявление») поэтический клуб «Светунец». Живая работа позволила взрастить помощников – без них Олегу Павлову, конечно, не удалось бы заниматься кино. Я не берусь давать какие-то оценки выпущенным им фильмам, но достаточно сказать, что они регулярно получают дипломы на разного рода фестивалях.
Олег Павлов безальтернативно руководит нашей писательской организацией вот уже три срока. Это ли не свидетельство того, что ему доверяют, а в основе этого доверия – уважение его таланта, организаторских способностей, его личности. А ведь мог бы, так сказать, устать… Особых дивидендов должность не даёт, но ценно доверие...
Поздравляю своего друга и коллегу с юбилеем! Думаю, не только уральские писатели, но и москвичи, и многие друзья из других регионов присоединятся к пожеланиям ему крепкого уральского здоровья и новых творческих вершин.
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин
Редакция газеты «Танкоград» присоединяется к поздравлению юбиляра. Мы желаем Олегу Николаевичу всего самого доброго и еще многие годы творить, работать, дерзать!
Редакция журнала МОЛОКО присоединяется к сказанному и желает Олегу Николаевичу Павлову добра, счастья и радости в день рождения, в юбилейный год и во всё время его жизни! Пусть вдохновение укрепляет мудрость опыта, а творческая энергия не покидает его! Многая лета!