Ирина КАТЧЕНКОВА. Артиллеристы, Сталин дал приказ…
На илл.: Виктор Михайлович Гусев (17 января 1909 — 23 января 1944) — поэт, драматург, сценарист. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1942, 1946 — посмертно).
О Викторе Михайловиче Гусеве (1909 – 1944) сейчас, увы, мало кто вспоминает. Более известен его внук и полный тёзка – военный переводчик, участник боевых действий, удостоенный государственных наград. Но знают Виктора Гусева-младшего главным образом как спортивного комментатора. Каждый его репортаж завершался добрым пожеланием для фанатов и просто болельщиков: «Берегите себя!». Сейчас Виктор Михайлович Гусев-внук с семьёй живёт в Москве на улице, названной в честь его родного деда, и в телеэфир больше не выходит.
А поэт Виктор Гусев (впрочем, не только поэт, но и драматург, сценарист, депутат Моссовета) в своё время стал дважды лауреатом Сталинской премии. Он автор многих стихов и, главное, – песен, которые живут и сегодня. Например, песня «Полюшко-поле» с довоенных лет воспринимается как народная, почти былинная (написали её в 1934 году поэт В. Гусев и композитор Л. Книппер). Перу Виктора Михайловича принадлежат также сценарии и песни к фильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны».
Публиковаться коренной москвич В. Гусев начал в 1927 году. С 1933 года он сотрудничал с газетой «Правда», в 1935 году обратился к драматургии. И эта стезя оказалась успешной. Пьесы «Слава», «Весна в Москве», «Дружба» и другие ставились во многих театрах советской страны. По пьесе «Весна в Москве» был снят кинофильм (несколько лет назад его показывали по телеканалу «Культура»). Гусев умело выстраивал увлекательный сюжет, непринуждённо рассказывал о сложных социальных процессах 30-х гг. прошлого века. Истинными шедеврами его оказались сценарии фильмов «Свинарка и пастух» и «В шесть часов вечера после войны». А песни из этих кинокартин исполнялись известными артистами, советскими и иностранными, звучали по радио, на концертных площадках. «Песня о Москве», «Казак уходил на войну», «Марш артиллеристов» наряду с «Полюшко-поле» по праву считаются советской песенной классикой. Так, легендарное «Полюшко» входило в репертуар прославленного американского певца, большого друга нашей страны Поля Робсона.
Но, повторюсь, имя поэта, создателя этих чудесных песен, сейчас известно не всем…
С конца июня 1941 года В.М. Гусев – начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета; он пишет репортажи и драматические произведения для радио, патриотические стихотворения.
Умер Виктор Михайлович Гусев от гипертонического криза 23 января 1944 года. Восемьдесят лет назад. До Победы не дожил.
…В моей личной библиотеке есть 400-страничный том Виктора Гусева 1952 года издания, купленный в «Старой книге». Раритет! Он включает избранные произведения – стихи, песни из кинофильмов и две пьесы – «Слава» и «Весна в Москве». Это далеко не всё, что написал и издал В. Гусев. Он был очень трудолюбивым и работоспособным писателем! Впрочем, надо признать, что не все стихи В. Гусева одинаково хороши – бывают длинноты, порой встречаются излишние детали, повторы, иногда неуместная дидактика. На мой взгляд, подлинного мастерства Виктор Михайлович достиг как сценарист, драматург и песенник.
Судьба его творений была не только триумфальной. «Маршу артиллеристов» в «оттепельные и другие годы» не повезло – по велению свыше из первой строки припева убирали имя Сталина, и звучало: «Артиллеристы, точный дан приказ» (кем, интересно, дан приказ? И разве отдаются неточные приказы?)… Но поправлять историю на свой лад – дело и бесчестное, и бесперспективное. Вспоминаются вещие строки А.Т. Твардовского: «Тут ни убавить, ни прибавить – так это было на земле».
Кратко остановлюсь на сюжете пьесы в стихах «Весна в Москве» (1940). Интересно, что действующие лица – сотрудники института истории, в том числе перспективная аспирантка Надежда Коврова, которую сначала неумеренно превозносят, потом резко критикуют за неудачную рукопись новой книги (без политических обвинений). Вот тут и проявляется истинное отношение к ней многих коллег. Один из них, доцент-карьерист Здобнов, поучает девушку, которая наивно говорит, что главное – это работа:
– Работа? Как вам сказать? Не всегда.
Можно усердно трудиться, без лени,
И всё же нелёгкою будет стезя;
Главное – это создать впечатленье,
Что вас почему-то ругать нельзя.
Что кто-то вступится в грозный час,
Что кто-то там наверху за вас!
Разве такой циничный и прагматичный подход утратил актуальность? И разве он характерен только для сотрудников одного-единственного академического института?
В конце концов в непростую ситуацию с Надей, которую немедленно после заседания Учёного совета «пропесочили» в газете и попытались переселить из большой комнаты общежития в неудобную и маленькую, вмешивается своевременно прибывший в Москву полярник, он же депутат Верховного Совета СССР Иван Иванович Крылов. Добрый и мудрый народный избранник успокаивает Надежду, попутно мирит её с женихом, выводит на чистую воду мерзавцев и бюрократов. Наивно? Да. Но ведь как хотелось тогда (и только ли тогда?) поверить: в новом, советском обществе человек всегда должен быть и будет социально защищён, депутаты по велению сердца и бескорыстно станут работать во благо своих избирателей, вникать в их проблемы на местах, отстаивать правду и справедливость – словом, использовать данные им властные полномочия для улучшения жизни людей…
А вот интересные рассуждения Крылова (ну, и самого В. Гусева, конечно) о взаимоотношениях в коллективе:
– Человек, это, брат, не шутка!
Различных случаев миллион!
С одним надо бережно, тонко, чутко,
Другому попросту: «Выйди вон!»
А третьему, если сказать без затей,
Как следует надавать по шее.
А если серьёзно – так сколько людей,
Столько задач и столько решений.
И с этими словами, по-моему, не поспоришь, и они по-прежнему современны. А ведь написаны более трёх четвертей века назад!
Хотелось бы пожелать нашим просвещённым современникам внимательнее перечитать стихи и пьесы Виктора Гусева, отбросив навязанные ярлыки. Помнится, в одном из перестроечных фильмов сценарист заставил «уходящую натуру» – злых и тупых, по его замыслу, партфункционеров в отставке хором петь именно «Марш артиллеристов». Вот, мол, сталинисты-то недобитые собрались на сходку! С таким карикатурным видением даже спорить не хочется. Песня Т. Хренникова на стихи В. Гусева в «реабилитации» не нуждается. Она и поныне звучит на парадах и на застольях, она остаётся любимой. Кстати, ничего даже отдалённо похожего и подхваченного народом обличители так и не создали! Может, им помешало отсутствие цензуры? Или отсутствие таланта? Как говорится, ломать – не строить.
Виктор Гусев – не только дед спортивного комментатора Виктора Гусева. Он достойный поэт и гражданин. А его лучшие творения пополнили золотой фонд отечественной литературы и кинематографии.