Александр БАЛТИН. Народное слово

К 95-летию Александра Фатьянова / На илл.: Алексей Иванович Фатьянов (5 марта 1919, Малое Петрино, Вязниковский уезд, Владимирская губерния – 13 ноября 1959, Москва) – поэт, автор стихов ко многим популярным песням.

    1

Песенное лёгкое начало наполняло его стихи: играя оттенками жизни, простёртой вокруг, но поэт призван фиксировать определённое, сохраняя его в образе слова:

 

В городском саду играет

Духовой оркестр.

На скамейке, где сидишь ты,

Нет свободных мест.

 

Оттого, что пахнут липы

И река блестит,

Мне от глаз твоих красивых

Взор не отвести.

 

Жизнь, как нежность раскрывалась часто в стихах А. Фатьянова: она пела, казалось сама, и песни на стихи поэта возникали естественно, словно и пространство дышало ими.

 Воспевая подвиг, Фатьянов оставался в пределах ясной музыки словесных сочетаний:

 

По волюшке-воле,

По чистому полю

Гуляют шальные снега.

Сквозь снежную россыпь

С друзьями Матросов

В атаку пошел на врага.

 

Картины, изображаемые поэтом, зримы: в них можно войти: двери строф распахиваются.

 Города, посёлки, люди…

 

В рабочем поселке все тихо давно,

Стоят задремавшие елки,

И светится только одно лишь окно

В уснувшем рабочем поселке.

Там трое строителей, славных ребят,

Закончив часы трудовые,

Три друга хороших сегодня не спят,

Молчат и вздыхают впервые.

 

Фатьянов мощно рассказывал истории: они вливались в общую жизнь, обогащая её – поэзия была слышна в недрах советской эпохи.

Слово Фатьянова становилось народным.

Она и осталась бы таковым: когда бы не катастрофические изменения, сложно располосовавшие плоть и душу народа.

 

    2

Не отделить от песни: душевной и задушевной, полётной, ласкавший сердца поколениям – стихи:

 

Майскими короткими ночами.

Отгремев, закончились бои...

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

 

Я хожу в хороший час заката

У тесовых новеньких ворот.

Может, к нам сюда знакомого солдата

Ветерок попутный занесет?

 

Иные стихи Фатьянова растворились в музыкальных текстах, в песенном пространстве, в душах, воспринимавших их; между тем, приведённый текст будет и хорошо читаться: его конкретика, проводимая через предметность мира, выводит к чувству такой чистоты… какой всегда тесно в мире.

Стихам Фатьянова присуща ясность озёрной воды: просматриваются до дна – но дно в данном случае лишено негатива.

 Уют мерцает внутри строк: уют сопровождает рисуемые словесно картины, и простота избранных слов словно зажигается, светится изнутри розоватым светом обыденного счастья:

 

Неужели песню не доброшу я

До родного, дальнего села,

Где сейчас пушистою порошею

Улица до крыш занесена?

 

А над ними розовое, раннее

Утро из-за синь-лесов встаёт.

Там в уютном домике с геранями

Валентина Павловна живёт.

 

Ведь в онтологии обыденности есть особое обаяние.

 …здесь и – онтология оптимизма:

 

Если, товарищ, твой друг уезжает

Иль уплывает в просторы морей,

Чарку вина за него поднимают.

Так повелось у друзей.

 

А с другом хорошим

И с песней хорошей

Легко нам к победам по жизни идти,

Поднимем стаканы

За тех, кто в походе,

За тех, кто сегодня в пути!

 

Слишком наивно?

Но доля наивности подразумевают детскую чистоту.

…когда сердце не загонят в коросту повседневность обстоятельства, когда в глазах всегда будут ноты удивления необъятностью мира и тайной его…

 Они наивны, конечно, стихи Фатьянова, но при том – исполнены безукоризненно; они наивны, но мера душевности и задушевности высветляет их, преодолевших время.

Project: 
Год выпуска: 
2024
Выпуск: 
2