Ирина КАТЧЕНКОВА. Родом я из той державы, где родятся моряки...
Памяти Александра Шевчука
Родом я из тех краёв,
Где болота сивые,
Где глядят, как на коров
На стада лосиные…
<…>
Родом я из той державы,
Где родятся моряки,
Где старухи моложавы
И живучи старики.
А.А. Шевчук
В майские дни традиционно отдаётся дань памяти нашим отцам и дедам – ветеранам Великой Отечественной войны. В их числе и писатель-фронтовик Александр Андреевич Шевчук (1921–2011), жизненному и творческому пути которого было посвящено занятие студии «Метафора» в Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России.
На фото: Раиса Сергеевна Столярова
В гости к «метафористам» пришла Раиса Сергеевна Столярова. Она подробно рассказала об «Андреиче» – своём супруге.
Он появился на свет 20 августа 1921 года в Житомирской области, в Полесье, недалеко от райцентра Бараши. Его отец, простой крестьянин, участник Первой мировой войны, был грамотеем-самоучкой, любил читать. В семье Шевчуков родилось пятеро детей. Один из братьев Александра – Николай Андреевич – стал художником, другой, Василий Андреевич – писателем, автором известного романа «Предтеча» (о странствующем философе XVIII века Г.С. Сковороде). Но Василий обосновался на Украине, писал по-украински. А Александр считал себя русским человеком и всю жизнь оставался патриотом единого Отечества, где родился и вырос, которое защищал – Советского Союза. В своей автобиографии, датированной 1999 годом, Александр Андреевич сетовал: «Непростительный грех моего фронтового поколения: допущение развала нашей великой Родины – Союза Советских Социалистических Республик…».
А в повести «Вид с Касьяновой горы» он называет Украину и Россию своей двуединой Родиной.
В год голодомора (1933 г.) большая семья перебралась на Псковщину, в Новоржевский район. Семью приютила «ТётьНюша» – Анна Герасимовна Петрова из деревни Горки. Сашко Шевчук стал там сельским пастушком.
В лозняке речушка Олица
Водяному богу молится.
Дальний гром баском рокочет глухо,
Спят бурёнки – в заводи по брюхо.
На тропе, где чёткий след подковы,
Спит, свернувшись, длинный кнут пеньковый,
Рядом с ним, в трезвоне ос и мух
Я лежу – двух деревень пастух!
Домотканые на мне портки,
Новые, со скрипом, лапотки,
В сумке у меня – обед и полдник...
А кроме того, на праздник «Егория» (Георгия Победоносца – 6-го мая), пастухов по обычаю, щедро наделяли яйцами, пирогами и прочей снедью. «Как попу к Пасхе!» – вспоминал ту пору своей жизни Шевчук.
Затем парень работал в совхозе в Дедовичах, занимался в подростковой пожарной команде. «Псковщина, красавица неброская, всех красивей мне, родней и ближе» – благодарно напишет он позже.
В 1936 году семья вернулась на Украину. С 1938 года Александр работает на речном флоте – матросом, помощником капитана ходит по реке Луге. В 1940 году молодого человека призывают на Балтийский флот. Волей судеб попадает он на сторожевик «Вирсайтис» («Вождь»), базировавшийся в Латвии. Через год началась война.
А. Шевчук – участник героического Таллинского перехода. Как и многие фронтовики, о военных годах он вспоминал скупо. В автобиографии читаем: «Морская граница. Бои. Моонзунд, Таллин, Нева, Ханко, Ладога… Третьего декабря 1941-го – полчаса в «ледяном кипятке» Финского залива. Не утонул! Первого сентября 1942-го на Ладоге, в разведке, две пули поцеловали в темечко». Надо добавить, что военно-морская служба привела Шевчука и его боевых побратимов от Балтийского моря и Ладожского озера (после расформирования Ладожской флотилии в 1944 году) на остров Борнхольм, на Аландские острова…
Сам Шевчук в автобиографии завершил выборочное повествование о годах войны коротко и ёмко: «Балтика! Гордость моя!»
После ранения, в госпитале, он неожиданно для себя начал сочинять стихи. Получил даже неофициальный «статус» поэта Ладожской флотилии. Его куратором был литературовед и военный корреспондент Анатолий Кузьмич Тарасенков (1909–1956), ставший в 1942 году редактором флотской газеты. В 1944 году Тарасенков напечатал очерк о Шевчуке («Парень с Ладоги»), и Александру стали мешками приходить письма. Даже из Канады!
Александр Андреевич Шевчук был удостоен многих наград: ордена Отечественной войны, медалей «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
О начале послевоенной жизни он написал так: «Снова – стройка, культработа на Полесье, в Карпатах, помощник капитана (в Днепровском пароходстве), занятия в литературной студии при ЦК комсомола Украины…». Наставником Александра Шевчука был Николай Николаевич Ушаков – «советский Тютчев». Первая книга стихов молодого поэта – «Море шумит» вышла в 1956 году. А потом, по его признанию, «душа позвала на Север» – в Ленинград. Надо отметить, что многие «коллеги по перу» не слишком приветливо встретили новичка. Правда, к Шевчуку был расположен Михаил Александрович Дудин, но Александр Андреевич стеснялся лишний раз подойти к мэтру, да что там – к живому ленинградскому классику. Тем не менее, выходили у «Андреича» публикации в журналах, газетах, коллективных сборниках. Главной, но не единственной темой у него обозначилась военная. А в 80-е гг. прошлого (увы, уже прошлого!) века выходило множество книг о войне, как документальных, так и художественных – наступало время глубокого осмысления военных лет. И эта литература была востребована читателями – как фронтовиками, так и их детьми, внуками. Недаром в популярной песне поётся: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»… Воистину так!
Пишу давно. Пишу не без иллюзий!..
Шедевры не написаны пока.
Но вот
Как гибнут корабли и люди,
Я это изучил наверняка.
А было так. Торпеда. Взрыв. И – в море!
Сковало руки в ледяной воде.
Я из седых глубин людского горя
Лицом тянулся к утренней звезде.
Вот живое свидетельство непосредственного участника грозных и судьбоносных событий!
А.А. Шевчук – автор четырнадцати книг стихов, прозы, воспоминаний. Лауреат премии им. В.С. Пикуля (2001). Память суровых лет не отпускала. А ещё Шевчуку удалось объединить всех катерников Ладожской флотилии. Как вспоминала его супруга Раиса Сергеевна, многие годы в майские победные дни в их доме была настоящая «штаб-квартира» катерного военно-морского братства. 6 мая – общий сбор, а на следующий день все выдвигались в Новую Ладогу – военную столицу флотилии, где их ждали с нетерпением. И был праздник. Он начинался у мемориала, где на вечной стоянке встал тральщик № 100, один из кораблей флотилии. А потом было общение городского руководства, ветеранов флотилии и ладожан.
Здравствуй, Ладога! Волхов, церковь,
Сваи старые – тот же причал,
Анатолий Кузьмич Тарасенков
Здесь поэзией нас привечал.
Ах, как странно, что нету флотилии!
Там, где штаб – петухи поют.
После боя сюда приходили мы,
Здесь друзей на плечах приносили мы,
Троекратно
гремел
салют!
<…>
Я стараюсь не плакать. Не сетую
На свою биографию я.
Здравствуй, матушка Ладога светлая!
Навещайте её, сыновья.
Увы, закон жизни неумолим – героических катерников с каждым годом становилось всё меньше и меньше. В год 60-летия Победы осталось двое…
Но не только о войне писал Шевчук. Вот какие трогательные строки он посвятил своей супруге Раисе Сергеевне: «Я специально выжил, чтоб встретиться с тобой». Настоящее признание в любви! Позавидовать можно!
А вот стихотворение-благодарность Псковщине – спасительнице семьи от голодной смерти:
Гонит льдинки Судома в Шелонь,
На шестах скворцов качает ветер.
Край озёрный, бью тебе челом!
Помнишь, в тридцать третьем… эшелон?
Хлебцем аржаным меня ты встретил.
Встретил, и повёл – с холма на холм,
Бабы надо мной, болезным, охали.
А весной, назначив пастухом,
Поправляли мальца молоком,
Да блинами сытными гороховыми.
Вот и жизнь почти что – за спиной…
Полещук, на псковских пожнях выросший,
В эту местность езжу как домой,
Как приеду – друг берёт гармонь…
Все припевки вспомним заковыристые.
Вспомним – не голодный эшелон –
Как гулять ходили на Шелонь!
Недаром Александр Андреевич Шевчук, пусть не по праву рождения, но по праву любви, памяти и благодарности стал членом Псковского землячества в Ленинграде-Петербурге.
Он примечал и повадки животных, с мягким юмором описывая, например, как «клушка жёлтое семейство увела под лопухи», или как лиса, сев у плетня, недовольно лает на человека, прервавшего её разбойничий рейд в сторону курятника.
Есть в творческом наследии Шевчука и горькие стихи о 90-х гг. Очень выразительно пятистишие «Нас победили без войны»:
Нет будущего у страны,
Назад мы пятимся по-рачьи.
Шпана жирует, строит дачи…
У булочных старухи плачут…
Нас победили без войны.
А о своих ровесниках, о подлинной «золотой молодёжи» страны Советов, «Андреич» на склоне лет написал так:
Единицы нас. Мы ныне – мамонты.
Новые пришли планетожители.
Просим, панихиды не служите!
Но для воспитанья пополнения…
Вы в беседе так о нас скажите:
Правильное было поколение!
И к этим словам нечего добавить. К сожалению, это героическое поколение ушло в вечность.
Все мы, затаив дыхание, слушали Раису Сергеевну, рассматривали книги, фотографии. Борис Александрович Орлов, лично знакомый с Александром Андреевичем, тоже поделился воспоминаниями. Фронтовики ценили творчество Шевчука. Для него были свойственны сочетание простоты стиля и глубины содержания, искренняя, задушевная, порой распевная интонация. И именно фронтовики-писатели привели А.А. Шевчука в Союз писателей России (вступил по секции прозы в 1997 году). Татьяна Никольская прочла стихи Александра Андреевича Шевчука из его книги «Умирать не имею права». «Метафористы» живо откликнулись на поэтическое слово «Андреича», вспоминали непростой жизненный путь своих семей, судьбы отцов и дедов, опалённые военным лихолетьем. Многие из них, если не все, повторили бы слова писателя: «В чём нам повезло? У нас была ВЕРА! Вера в правое дело».
А без веры этой, делает вывод Шевчук, легко потеряться в жизни – как в море кораблю без навигационных приборов… Не поспоришь! Ведь не секрет, что многие наши современники старую веру утратили, новой не обрели. Вот потому-то они ненадёжны, неустойчивы (как сказали бы учёные литературоведы – амбивалентны), живут словно в невесомости, где верх и низ то и дело меняются местами, не видят цели и смысла в жизни, кроме сугубо биологических отправлений, не управляют своей судьбой… Да и не задумываются о высоком предназначении Человека. Увы!
...«Метафористы» тепло поблагодарили Раису Сергеевну за подробный интереснейший рассказ о её супруге, писателе-фронтовике, который до последних своих дней словом и делом защищал страну и оставил нам богатое творческое наследие – воспоминания, стихи, документальную прозу.
На заглавном фото: Поэт Александр Шевчук