Татьяна ГРИБАНОВА. Лоза истинная
Из книги «Узелки на память» // Илл.: Художник Елена Флёрова. Виноград, ожившая душа
Григорьевна моя, мамина мама, не доверявшая здоровье своей семьи никаким врачам, хранила прабабкин секрет эликсира долголетия. Снадобье готовила с любовью, внимательно (как бы чего не переборщить!). Цветов на подоконниках бесполезных не держала, «пустоцвет» не уважала. На каждую болячку у неё своё комнатное растение.
Отломит, бывало, пару непременно трёхлетних листочков столетника, столько же веточек горчайшей полыни с задворок принесёт, золототысячника по пути с сенокоса прихватит. А самое главное – нырнёт в чуланчик да откопает со дна ларчика бутылочку красного вина. Травы изорвёт в мелкие кусочки (не ножом изрежет, только руками), зальёт крошево вином. А штоф (обязательно светлого стекла) выставит на крышу крылечка, на самый солнцепёк. И выдержит свою микстуру под жаркими лучами двадцать четыре часа. А как снадобье устоится, добавит сахарку, процедит и станет потчевать семью по две-три столовых ложки в день. Правду сказать, дедушка всегда над ней подшучивал, в такое малое количество лекарства ему не верилось, и он вносил свои поправки, склоняя бабулю принимать во внимание возраст и вес болезного.
В её запасах всегда можно было сыскать херес, мадеру и кагор. Зная о дедушкиных «сердешных» недугах, она нет-нет да и поднесёт ему на «здоровьице» стаканчик.
***
Вино красное, виноградное… Откуда старушке, совершенно не знавшей грамоты, было знать, что виноград – одно из важнейших библейских растений, а виноградная лоза – евхаристический образ, а также символ Божественного избранничества, что в Священном Писании он является символом Земли обетованной, которую дал Бог своему избранному народу в удел, а потому виноградник – это олицетворение самого народа Божия, Церкви.
Растение и продукты, получаемые из него, играют немалую роль в христианской традиции. Нередко встречаем мы слово виноград и в речах самого Иисуса. Сколько веков человечество пытается постичь великий смысл последней незабвенной беседы его с учениками:
«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь (…)
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (…)
Я есмь Лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (От Иоанна, 15:1,5).
Виноградники – одни из первых плантаций, созданные человечеством. В Библии сказано, что виноград был первым растением, которое появилось на земле, и именно виноградом в основном питались первые люди – Адам и Ева.
Окаменевшие остатки виноградных растений были обнаружены в меловых отложениях на территории многих стран. В России они найдены в Причерноморье, на Урале, в Сибири, на Сахалине и в других местах.
Вот какие стихи написала в своём «Путевом дневнике» М. Имбер:
Он старше многих птиц и многих рыб,
Он мужествен и весел, – вот каков он.
Он перенёс период ледниковый.
Косматый мамонт – даже тот погиб,
А виноград, одетый лишь пушком,
Дошёл до нас, подпершись посошком.
Уже шесть тысяч лет, с ветхозаветных времён, люди культивируют виноград – крупную, теплолюбивую, до сорока метров длиной, лиану, с сочными, собранными в гроздья, разнообразными по цвету и форме ягодами, из которых получают полезный, богатый витаминами сок и замечательное вино. Ещё Патриарх Ной занимался её выращиванием:
«И начат Ной человек делатель бытии земли и насадил виноград…» (Бытие, 9: 20).
Вино является символом союза, заключённого между Богом и человеком после Потопа и обновлённого Иисусом, который дал людям в виде вина свою кровь, прежде чем пролить её за людей на кресте.
Пророки Иеремия и Исайя сообщают на страницах Библии о том, как выбиралось место для виноградника, как это место охраняли, как ухаживали за лозой. Подобные сведения встречаются и в Псалтири, и в Песне Песней, и в Евангелие от Матфея.
Слова пророков Михея и Захарии:
«…сидеть под своею виноградной лозою…»
стали символом домашнего благополучия.
Предвосхищая будущие бедствия, пророк Исайя говорил:
«Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; вздыхают все, веселившиеся сердцем».
На Руси же виноделие, хоть и имеет давние корни и прочные традиции, было преимущественно плодовым, медовым, хлебно-солодовым. Правда, ещё Геродот, посетивший в пятом веке до нашей эры Скифию, писал, что обитатели низовьев Днепра – борисфениты – успешно занимаются культурой винограда.
Виноградные вина вестимы на Руси с незапамятных времён. Русичи отведали их ещё при Олеге. В 907 году, возвратившись из Константинополя, наряду с драгоценными и золотыми тканями, князь привёз и вино. Но долго ещё этот напиток был привилегией людей с достатком и употреблялся лишь в богатых домах. Виноградные вина в ту далёкую пору в наших землях были привозные, «заморские», а потому и дорогостоящие.
С принятием Хистианства на Руси культовые языческие напитки вытеснились византийским красным вином, которое считалось «Кровью Иисуса Христа». Во время Тайной Вечери хлеб и вино обрели своё символическое значение.
«…И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (От Марка, 14:22– 24)
Перевоплощение вина в непременный ритуальный напиток во время церковного причастия (символическое повторение Тайной Вечери) послужило ознакомлению с ним всего населения государства.
В старославянской книге «Церковный служебник», 1699 года, в разделе «Известие поучительное» есть толкование:
«Вещество крове Христовы есть вино от плода лозного, сиесть, из гроздов винные лозы осточенное. Подобает сему вину свойственный иметь вкус и отбоняние, и к питию приемное, и чистое бытии, не смешанное с каковым либо иным питием, кроме из гроздия… Вином-же не суть и бытии не могут вся соки от различных овощей и ягодсточении, сиесть яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иные сим подобные».
«Аще же кто дерзнет кроме самого виноградного вина, на иных видах и соках, или вино кислостию во оцет претвориться, или с чим смешанное будет, никакого-же таинства совершит: но согрешит иерей тяжко смертно, и извержению от священства подпадёт».
(Копия первоисточника)
Это является подтверждением обязательности выделением вина в особый напиток. Его нельзя включать в список вредных алкогольных напитков, полученных из плодов и овощей с добавлением сахара, а также крепких напитков, полученных с помощью перегонки.
Распространившееся на юге Киевской Руси возделывание винограда, правда, значительно позже проникло и в северные края. Но лишь в 1613 году по высочайшему повелению царя Михаила Фёдоровича в Астрахани заложили маленький виноградный сад. А в 1656–1657 годах получено первое вино. Чуть позднее Алексей Михайлович предпринял первые робкие попытки выращивания винограда в наших Московских широтах.
Пётр I настолько увлёкся разведением винной ягоды, что выписал лозы из южной Франции и Венгрии. А в 1706–1709 годах великий реформатор учредил в Киеве так называемый «регулярный сад», при нём немалые виноградники.
Через полвека возле Елизаветинского дворца возник новый виноградный сад, раскинувшийся на террасированных склонах Днепра. В это же время открылась знаменитая «Киевская казённая кабацкая винокурня».
А уж когда в 1783 году в состав Российского государства вошёл Крым, благоприятнейшее место по выращиванию винограда, сочные гроздья, лозу и вкуснейшее вино предприимчивые купцы вывезли в самые отдалённые уголки России. Даже на Валааме в Архангельской губернии монахи успешно выращивали виноград.
На стене Киевско-Печерской лавры написано: «Там людям дни отрадны, где лозы растут виноградны».
В геральдике виноград изображён в исторических гербах многих городов Российской Империи: Аккермана, Изюма, Кизляра, Телави, Чугуева и др. Город Изюм «гласно» назван в 17 в. «виноградным» названием.
Пушкин так писал о винограде:
Не стану я жалеть о розах
Увядших с лёгкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
Ещё древние заметили благотворное влияние винограда на человеческий организм. Эта чудесная ягода замедляет старение, улучшает сон, стимулирует иммунитет. А значит, продукты виноградарства: и сами ягоды, и их сок, и виноградное вино обладают лечебным воздействием.
С XVI века виноградные вина на Руси применялись как лекарства или входили в состав каких-либо лекарств.
Если пьянство и алкоголизм испокон веков в народе проклинались, то само виноградное вино прославлялось у всех племён с древнейших времён до наших дней. «Молоко Венеры», как называл Аристотель вино, содержит огромное число биологически активных веществ.
Уверена, что бабуле моей обо всём этом было и невдомёк. Но простудится ли кто, не заладится что с желудком или ещё какая хворобина привяжется, всегда у неё на то сыщется своё лекарство, настоянное непременно на красном виноградном вине. Винограда в нашем селе не выращивали, потому она пользовала покупными винами.
В моём же саду прижилось несколько сортов этой древней лианы: «Изабелла» – на вино; зелёные, белые да розовые сорта, устойчивые к нашим среднерусским холодам – на еду: самим полакомиться, друзей угостить.
А ещё – ранние листочки виноградные заменяют мне молодую капусту. Голубцы в них просто замечательные. Можно, конечно, и долмой их назвать, но я люблю по-нашенски: голубчики. Чуть с кислицой, с виноградным ароматом.
А как обойтись без вяленого винограда-изюма на кухне? И плюшки-булочки испечь, и квасы-компоты с ним знатные!
Помню, в детстве нет-нет да и запустишь украдкой руку в бабулин изюмный мешочек, что в припечке про Велик день хранится. Какой же кулич без изюмца? Налакомишься – и конфет не надобно. А бабуля, хитрунья, будто бы и не заметит, что к весне мешочек её холщовый изрядно поосел. Спохватится, мол, за мышами – глаз да глаз, не досмотрела, изюмчик прожоры потаскали. Завернёт в чуланец да выставит на припечку новый мешочек, загодя к Пасхе прикупленный.
А то расщедрится, да и сама отвесит нам, внукам, «для аппетитцу» по хорошей пригоршне ненашенского лакомства. «Всё лучше сахару-то! И зубы в сохранности!»
Иногда, коли из-за чего-нибудь серчала, и сама развязывала изюмный куль, насыпала в фартучный карманец горсть другую изюму, приговаривала: «Чтоб сердечушко охолынуло, чтобы гнев позатух, самое то – изюмец-забавник».
Помнится, в её хате весь иконостас был прикрыт одним длиннющим полотенцем. Бабушка его ещё перед замужеством сама ткала, сама кружева к нему вязала, сама вышивала. Линялый от времени, но такой искусный, что залюбуешься: по всему белу полю, по всей длине, крупные зубчатые виноградные листья чередуются с увесистыми тёмно-фиолетовыми гроздьями. А по краям убористым крестиком – Христос воскресе!
И была среди прочих икон на бабушкиной Божничке икона «Лоза истинная». Иначе её «Христос – Лоза истинная» или «Христос – виноградная лоза» величают. Со временем я узнала, что существуют несколько иконографических композиций, связанных с этим наименованием. В одном варианте из Гроба Господня или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в его руки, а Христос выдавливает из неё вино в потир. В другом из них – Христос в образе Пантократора окружён лозой, в ветвях которой изображаются апостолы, а иногда Богородица и Иоанн Предтеча.
«Лоза истинная», старая икона… Бабушка получила её из рук своей бабушки, теперь она хранится на моей Божничке.
Не ведающего меры в вине бабуля не терпела, завидя пьяного, всегда ворчала одно и то же: «Горе тем, которые с раннего утра ищут выпить и до позднего вечера разгорячают себя вином». Только спустя годы, читая пророка Исайю, обнаружила, что бабушка, для понятливости, заменила слово «сикера» на более подходящее в орловской глубинке – «выпить».
Кроме того, встретились мне и такие наставления:
«…Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом».
«… Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом».
«…Итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого».
«…Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
Священное Писание обличает возможные последствия действия вина на человека:
«блестящие очи», «возбуждение духа», «болезни», «необузданный язык», «потерю ума», «превратное суждение».
Однако умеренное употребление вина не только допускалось, но и приветствовалось:
«…Впредь пей не одну воду, но и употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».
Говоря об одном из семи смертных грехов, бабуля, умудрённая чтением Святого Писания и житейским опытом, толковала: «Вот ведь как думают? Чревоугодие, мол, – обжорство. Ну, в ём, знамо дело, тожить ничего хорошего нету. Только Господь-то не об энтом с нами толкует. О пьянстве, милые, как есть об ём, растреклятом!»