Артём ПОПОВ. Не читать на ночь!
О дебютной книге Ирины Суворовской «Двенадцать странных историй»
Пожелание, конечно, шуточное. Но в каждой шутке… Прочитав мистические истории от Ирины Суворовской, каждый вспомнит свои: «Был у меня похожий случай…».
Ключевое слово «был». В самом деле, разные мистические, чудесные, необъяснимые происшествия случались в жизни у многих, если не у всех. Описанные Ириной Суворовской истории собраны от жителей Кирилловского округа Вологодской области. Ну вот, например, один эпизод для затравки.
«Вдруг слышу – какой-то страшный шум позади меня. Что такое? Я и обернуться не успела, вижу, как по воздуху через пылающий костёр прыгает женщина. Сама вся в белом – на ней сорочка ли, платье ли до пят… Ноги мои подкосились, и я назад ка-ак свистнулась. Дальше ничего не помнила – ни как нашли меня, ни как везли домой…» («История № 7. Виде́ние»)
Факт всех случившихся историй подтверждают сразу несколько рассказчиков, их реальные имена автор приводит в конце книги. Не могут же быть массовые галлюцинации?!
1970-е. Многодетная семья переезжает в одинокий дом на берегу реки. По деревне давно идут слухи о том, что он – нехорош, что в нём обитает нечистая сила, но это никак не влияет на их решение. Через некоторое время новые жители дома действительно начинают замечать необычные явления…
Не буду пересказывать сюжеты. Оставлю для удовольствия читателя.
Все собранные странные истории на самом деле можно классифицировать. По крайней мере, попытаемся. Итак, первая группа – это истории, связанные с нехорошим местом действия: домом, озером, болотом. Вторая группа историй – с лешими, ведьмами и колдунами, которые могут что-то сделать. Сюда же можно отнести разных добрых и злых духов, водяных, банников (духи, проживающие в бане) и т.д. И третья группа: нечто необъяснимое происходит с самим человеком, например, летаргический сон.
К слову, под летаргический сон Ирина Суворовская пытается подвести научную основу. В период с 1910 по 1930 годы в Европе, а потом и в СССР объявился «сонный вирус», называемый летаргическим энцефалитом. «Его главным жутким признаком стала необычайная сонливость больных, которые могли заснуть прямо на ходу», – пишет Ирина Суворовская.
В последнее время стал популярен жанр хоррора (от латинского horror – ужас, оцепенение). Произведения, написанные в этом жанре, посвящены чудовищам, потусторонним силам и различным жутким событиям. Если вспомнить историю русской литературы, то повесть «Вий» Николая Васильевича Гоголя – тоже из этой серии. Можно ли отнести «Двенадцать странных историй» Ирины Суворовской к художественной прозе? Или же описанные ею истории – оригинальный фольклор Кирилловского округа и только?
Ирина стремится к документальной точности, а не к художественному вымыслу. Хотя при желании каждая история могла бы вырасти до хоррор-романа, уверен, хорошо продаваемого, устрашающего, способного вышибать из читателя эмоции, но чисто механически. Всё это не главное для нашего автора.
Ирина указывает жанр – история, обратите внимание: не рассказ, не новелла. История – значит, было на самом деле, в истории деревни, области, наконец, страны.
Книга снабжена фотографиями, например, снимком обрядовой куклы «Тёти Ани» или «нехорошего дома», который стал полноценным героем сразу нескольких новелл. Это тоже придаёт достоверность каждой истории.
Как относится Русская Православная Церковь к описанным случаям? Баушка (бабушка) в истории «Дом с жёлтыми окнами» одним словом выразила суть: «Бласлоись!» Это значит благословись, перекрестись. Крест спасает от нечистой силы, бесовщины.
Это дебютная книга Ирины, и сразу – в серии с серьёзным названием «Поэзия и проза Русского Севера». Несколько слов об авторе. Ирина Суворовская в прошлом сотрудница районной газеты Кирилловского района «Новая жизнь» и пресс-службы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. С 2017 года Ирина плотно занимается общественным проектом «Шалга. Хроники исчезнувшего края», собирая материалы об утраченной местности, объединявшей более двадцати деревень на севере Кирилловского округа, то есть она прекрасно знает фактический материал, то, о чём пишет.
С Ириной Суворовской меня познакомила прозаик, литературный критик Наталья Мелёхина. В 2022 году Ирина стала одним из участников Беловского литературного семинара молодых авторов в Вологде и произвела на экспертов сильное впечатление тематикой своих произведений, превосходным владением русским языком с его широким диапазоном, непременно включающим колоритную диалектную лексику. Мне посчастливилось в числе первых ещё до выхода в свет книги прочитать две из двенадцати историй и опубликовать в сообществе «Новые деревенщики» социальной сети. Эти истории сразу получили отличную оценку нескольких тысяч читателей.
Ирину Суворовскую можно смело отнести к представителям новой волны «деревенской прозы». Не столько по возрасту и месту действия её историй, сколько по истинному русскому духу, корневому началу, что всегда отличало авторов этого направления.
Ирина сохраняет на бумаге произнесенное из уст в уста, запечатлевает для будущих поколений «преданья старины глубокой», в этом тоже заключается задача настоящего Художника.
Уверен, книга «Двенадцать странных историй» заинтересует многих читателей далеко за пределами Вологодчины.