Ирек МУКТАСАРОВ. Шайхулла, друг царя

На илл.: Шайхулла Шаймарданович Марданов родился 1891 году в деревне Устюмово Белебеевского уезда Уфимской губернии. Участник Первой мировой войны, награжден Георгиевским крестом, демобилизован по случаю ранения. В годы Великой Отечественной войны председатель колхоза «Кызыл куль». Умер 25 апреля 1984 года.

Чем памятна Первая мировая война? Брусиловским прорывом, трехдюймовой пушкой, взрывом снаряда, начиненный шрапнелью. Именно этим снарядом был ранен рядовой Шайхулла Марданов 106-го уфимского пехотного полка 27 пехотной дивизии, 1-й армии генерала Самсонова. Перебитая шрапнелью правая рука повисла как плеть. Бои шли у границы с Литвой и раненного Шайхуллу Марданова привезли в Царское Село.

Госпиталь был белый с колоннами, высокими потолками и кружевными занавесками на широких окнах. Если говорить современным языком, рядовой пехотинец Шайхулла из далекого башкирского аула Устюмово оказался в палате Кремлевской больнице. Повезло? Еще как повезло! В полевом госпитале ему бы отрезали перебитую руку, а тут ученные доктора приложили все усилия, чтобы Шайхулла в свои двадцать четыре года не стал калекой.

Чудеса на этом не кончились. Абсолютно сюрреалистическая картина. Перевязку раненному солдату делала царица Александра Федоровна. От нее исходил аромат тонких духов. Помогали ей дочери Ольга и Татьяна. Это потрясает воображение. Великие княжны дежурили в военном госпитале вместе с остальными сестрами милосердия. Случается же такое на белом свете! Минутами Шайхулле все это казалось, миражом. Это невозможно понять, как невозможно понять Вселенную. На всем лежала печать доброты и великодушия.

Потом объявили, что награждать отличившихся в бою раненных солдат приедет император Николай II. Взволнованной предстоящей встречей Шайхулла отчего-то представлял себе царя человеком огромного роста в золотых эполетах и обязательно с пышными бакенбардами. На самом деле это оказался самый обыкновенный мужчина с бородой и усами в мундире полковника, на груди всего одна медаль.

Шайхулла был высок, худощав, широкоплеч, другими словами, с головы до пят являл собой истинного солдата. Стоя навытяжку, он отвечал на вопросы. Услышав про Уфимскую губернию, царь сказал: «Бывал в ваших краях, красивые у вас там места». Можно было выбирать – между Георгиевским крестом и царскими подарками. Крест на груди мусульманина считался грехом и Шайхулла выбрал подарки. Ординарец выложил из корзины на кровать солдата музыкальную шкатулку, в которой лежали шесть серебряных ложечек с царским вензелем, альбом с золотыми буквами «Триста лет семье Романовых» и холщовый мешочек с конфетами и пряниками. Император помолчал немного и скрипя до блеска начищенными сапогами, вышел из палаты.

Еще минуту Шайхулла стоял по стойке смирно. Казалось, он спит и видит сон, и стоит ему пошевелиться, как все исчезнет. Этот день остался в памяти Шайхуллы как необыкновенный праздник. Вечером он, словно совершая торжественный обряд, пил чай с царским пряником.

Шайхуллу Марданова демобилизовали по ранению, раздробленные кости срослись неровно. Для него началась мирная жизнь. С подарками от императора он очень возвысился в глазах односельчан и первое время его называли не иначе как «друг царя». Шайхулла был польщен. В ауле не было ни одного человека, кто бы не держал в руках обитою красным бархатом музыкальную шкатулку. Она играла гимн «Боже царя храни». Все мужики считали своей обязанностью попробовать на зуб ложечки: настоящее ли царское серебро? Разговоры обычно заканчивались расспросами. Каков он, царь, и была ли у него на голове золотая корона? Никто не верил, что император Николай II был в форме армейского полковника. Качали головами: нашего Шайхуллу не только ранило в руку, а еще и контузило в голову.

Жизнь менялась, как кадры кинохроники. К власти пришли большевики, император Николай II был объявлен чуждым элементом и угнетателем народных масс. Время перемен, пляска абсурда. В голове Шайхуллы проносились вереницы мыслей. Награда царя странным образом превратилась в мрачный талисман. Пряча музыкальную шкатулку в сундук, он вспомнил ласковое лицо императрицы, приветливых ее дочерей. Где теперь царская семья? Наверно, уехали за границу. Быть может, живут за тридевять земель в теплых краях, гуляют в парке с длинными аллеями. Так, по крайней мере казалось ему.

При Сталине Шайхулла услышал два страшных слова – «враг народа». Узнавая о новых и новых арестах, он, холодея сердцем, вздрагивал. Ну как же? За шесть царских ложечек его могли посадить. Очень трудно постоянно бояться. В спешке, заклиная судьбу, чтобы она была милостивее, Шайхулла вышел на берег и бросил царскую награду в реку. Прежде чем исчезнуть в волнах, шкатулка раскрылась и ложечки серебряными звездочками, будто прощальный привет, блеснули в лунном свете. Вокруг слышался только плеск воды, да приглушенный шум ветра. И опять ему вспомнились нежные руки императрицы, улыбки ее дочерей. Перед мысленным взором стоял император Николай II и молчал. Домой Шайхулла возвращался медленным шагом. Это был печальный момент в его жизни.

В мусульманской строгости и трудолюбии Шайхулла проживет долгую жизнь. Хороший плотник, он ещё и за скотом ходил, и пасеку держал. В годы войны руководил колхозом с названием «Кызыл куль» («Красное озеро»). В редкие минуты откровения Шайхулла рассказывал сыновьям историю о царской награде. В его голосе слышалась горькая досада.

Младший сын Зиннур загорелся целью отыскать серебряные ложки. Должно же было произойти еще одно чудо! Все лето он нырял в речку Сюнь и заслужил прозвище «Ихтиандр». Под корягой Зиннур нашел пустую шкатулку, её музыкальный механизм покрылся ржавчиной. В районном музее её не взяли, сказали, что деревянный ящичек не представляет исторической ценности.

С годами Шайхулла все больше становится похожим на мудреца восточных преданий. С его морщинистого лица смотрели печальные, усталые глаза. Старик думал о своей жизни. Неожиданно для себя самого, он часто оказывался на берегу реки. Шайхулла садился на траву и глядел на бегущие волны реки Сюнь. Губы у него будто съеживались от неясной вины и печали. Короткие, приглушенные звуки колхозной молотилки казались отдаленными грохотами трехдюймовой пушки. Перед его мысленным взором проплывали, как перышко в воздухе, белые колонны госпиталя, кружевные занавески на широких окнах, ласковые руки русской царицы, накладывающая повязку на его рану.  Николая II вместе женой Александрой Федоровной и детьми расстреляли в подвале каменного дома. Но Шайхулла так не узнает об этой кровавой странице российской истории. Царская семья навсегда останется для него живым воплощением сердечной доброты и чего-то возвышенного.

…В Башкирии много еще ненайденных кладов. Один из них совершенно точно находится в Бакалинском районе. Шесть царских серебряных ложечек, словно шесть изумрудных жемчужин покоятся в реке времени, которая исчезает в песках вечности.

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2024
Выпуск: 
10