Татьяна НИКОЛЬСКАЯ. Взгляд из «ладьи времени»: о литературоведческих книгах Ирины Катченковой

В последние годы всё более заметным литературным явлением становятся не только «золотой» и «серебряный» века русской литературы, но также русский «бронзовый век», выпавший на 1950–1980-е гг. Подобно тому, как бронза является сплавом меди и олова, так и советская литература на «закате социализма» представляла собой «сплав» различных течений: эстрадная поэзия, «тихая лирика», «деревенская проза», эпос... К сожалению, если к «серебряному веку» научный и читательский интерес весьма высок, то литература «бронзового века» после распада СССР на долгие годы оказалась в небрежении. Многие советские писатели были вычеркнуты из литературы или объявлены «ретроградами», «вчерашним днём»: например, – Владимир Тендряков, Всеволод Кочетов, Анатолий Иванов, Георгий Марков, Иван Шевцов, Аркадий Васильев, Василий Ардаматский… Ещё труднее пришлось писателям последнего «советского» поколения, чей литературный дебют состоялся на изломе эпох. В дальнейшем, «в разворочённом бурей быте» творчество многих из них так и не дошло до широкого круга читателей, затерявшись среди коммерческого чтива, навязчивых «ПИПов» («персонифицированных издательских проектов») и графоманского самотёка.

К счастью, в наши дни ситуация меняется: внимание читателей и исследователей вновь повернулось к советской литературе второй половины XX века. Например, литературным и общественным событием стало переиздание нашумевшего в своё время романа Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» (М.: «Вече», 2021). Эта книга не переиздавалась много лет, хотя и оставалась в центре внимания противников (известных и анонимных), которые исписывали целые «простыни» критики в адрес «бездарного» и «заслуженно забытого» романа (непонятно, в таком случае, зачем вспоминать о нём почти через 60 лет). Лишь в последние годы появились документальные видеопередачи, литературоведческие работы, где творчество В.А. Кочетова рассматривается объективно (например, статья петербургского писателя Романа Круглова о романе «Чего же ты хочешь?»).

В городах и сёлах работают литературные музеи, открываются памятники советским писателям, мемориальные доски, проводятся литературные чтения, фестивали, отмечаются юбилеи… Из последних книжных новинок о писателях «бронзового века» особо хочется отметить монографию Светланы Егоровой «“Схватить ниточку”: Опыт историко-биографического исследования об Альберте Ванееве» (Сыктывкар, 2023), книгу воспоминаний поэта Николая Рачкова «С любовью и печалью» (СПб., 2024), сборник очерков Альберта Измайлова «Солдаты слова в битве за Родину. Писатели на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (СПб., 2024)...

Этой же теме посвящены книги члена Союза писателей России Ирины Катченковой «В ладье времени» и «Мысли и строки», которые одна за другой вышли в 2020–2021 гг. (СПб.: «Реноме»). Некоторые из включённых туда статей ранее были опубликованы в сборнике «Литература и жизнь» (СПб., 2019), альманахах «Под сенью лавры», «Линтула», «Вече», других изданиях. Работы написаны интересно, со знанием дела, образным, живым языком. Автор не просто делится результатами своих исследований, но и ведёт доверительный разговор с читателями.

Несмотря на скромные тиражи, оба сборника привлекли внимание любителей русской литературы и истории XX века. Заинтересовались работами и учёные – отечественные и зарубежные литературоведы, филологи-русисты, историки, краеведы Северо-Западного региона России.

В книге «В ладье времени» собраны под одной обложкой статьи и воспоминания о писателях второй половины XX – начала XXI вв., написанные автором в 2014–2020 гг. Читателям открываются малоизвестные или вовсе неизвестные страницы «бронзового века» на примере конкретных имён – таких, как классик «деревенской прозы» Василий Белов, петербургский писатель Николай Коняев, псковский поэт-партизан Игорь Григорьев, поэт Новгородчины Сергей Иванов... У героев книги разные судьбы, литературные и личные, разная степень известности, но все они так или иначе вошли в великую русскую литературу. Всем им довелось застать «закат социализма» и «лихие девяностые», у всех судьбы и творчество географически связаны с Северо-Западом России, который во многих смыслах остаётся terra incognita. Не случайно содержание книги поясняет подзаголовок – «Писатели Северо-Запада России и эпоха перемен». А в целом представленные работы можно отнести сразу к нескольким жанрам – литературоведение, литературное краеведение, мемуары...

Центральное место в книге отведено малоизученным аспектам жизненного и творческого пути Дмитрия Михайловича Балашова (1927–2000) – любимого писателя Ирины Катченковой. Учёный, специалист по русскому фольклору, прозаик, поэт, общественный деятель, художник и даже киноактёр, он приобрёл особую известность историческими романами о русском Средневековье. Дмитрий Балашов очень тщательно описывал исторические реалии, работал над языком своих персонажей – в отличие от многих современных беллетристов, чьи исторические сочинения напоминают фэнтези, причем, далеко не лучшего качества.

Ирина Семёновна занимается изучением жизни и творчества Д.М. Балашова уже более 30-ти лет. Её первая статья на эту тему появилась в журнале «Север» в далёком 1990 году. С 2003 г. писательница регулярно принимала участие в Балашовских чтениях в Великом Новгороде, других научных конференциях – например, в Беловских чтениях в Вологде, конференции «Сергий Радонежский в русской культуре и искусстве» в Российском институте истории искусств (С.-Петербург). В 2011 г. мы вместе с ней подготовили и издали сборник статей «Дмитрий Балашов: Россия, до востребования...» (СПб.: «Лема»). В новых книгах И.С. Катченкова продолжает разговор об этом писателе.

Статьи написаны на основе разнообразных источников: автор внимательно отслеживает новые публикации на интересующие темы – как научно-исследовательские, так и мемуарные, публицистические. В ряде статей использованы эксклюзивные документы, фотографии из государственных и семейных архивов (некоторые из них впервые введены в научный оборот), что повышает значимость этих публикаций. Кроме того, И.С. Катченкова лично общалась с некоторыми писателями или с людьми, их знавшими, записывала устные воспоминания, совершала поездки с исследовательскими целями: например, в Великий Новгород, Окуловку (Новгородская обл.), Вологду, Кириллов (Вологодская обл.), Псков, памятные места Ленинградской области... Так, всего за несколько месяцев до его кончины она успела пообщаться с поэтом и художником Сергеем Ивановым, жившим в селе Торбино Новгородской области. А писатель Николай Михайлович Коняев, автор подробной биографии Д.М. Балашова, стал первым критиком нашей книги «Дмитрий Балашов: Россия, до востребования...».

Поскольку не все литературоведческие статьи вписались в концепцию сборника «В ладье времени», год спустя Ирина Катченкова издала «продолжение»  книгу «Мысли и строки». Интересно, что название было навеяно стихами современного поэта из Московской области Виктора Николаева. В сборник вошли статьи, рецензии, воспоминания, посвящённые писателям и учёным Ленинграда  С.-Петербурга. Конечно, меня особенно порадовала публикация о талантливой поэтессе из поколения и круга «тихих лириков» Ларисе Антоновне Никольской (1935–1992) – и не только потому, что это моя мама. Приятно, что не забыты ни её творчество, ни она сама. При жизни у Ларисы Никольской вышли 3 поэтических сборника, а в наши дни её избранные стихи и рассказы опубликованы в книге «Первый снег последний снег» (Спб., 2017), в литературных журналах «Молодая гвардия», «Окно», альманахах «Гармония», «Береста Онфима»... В интернете поэзия Ларисы Никольской тоже публикуется довольно активно, но при этом, увы, её стихи порой представлены анонимно или даже под другим именем. Так, недавно я узнала от московского учёного С.Н. Лебедева, что некоторые горе-«знатоки» из интернета приписывают поэму Ларисы Никольской «Была в Останкино зима»... Борису Пастернаку (хотя эти стихи написаны от женского лица).

Ирина Катченкова была лично знакома с Ларисой Антоновной Никольской, но лишь после её кончины по-настоящему оценила её творчество. В сборник «Мысли и строки» также вошли рецензии на книги Ольги Мальцевой и других современных петербургских писателей. Своеобразное литературное «путешествие» в «культурную столицу» дополняют воспоминания о преподавателях Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (ныне Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена), alma-mater Ирины Катченковой, выдающихся учёных Виталии Ивановиче Старцеве и Юрии Павловиче Малинине. И, конечно, не обошлось без статьи о Дмитрии Балашове. Для многих читателей его имя ассоциируется с Великим Новгородом, куда Балашов перебрался в 1985 году. Однако его родным городом был Ленинград.

«Интересно понять и проанализировать, как постоянные изменения в социальной жизни нашей страны преломились в судьбах и творчестве “инженеров человеческих душ” русских писателей», – написала И.С. Катченкова в предисловии к сборнику «В ладье времени». Это определение главной авторской задачи можно отнести к обеим книгам, но можно назвать и направлением дальнейшей работы. Ведь изучение «бронзового века» русской литературы, судеб и творчества писателей во времена исторических поворотов по сути только начинается.

Автор: Татьяна К. Никольская, кандидат исторических наук, член Союза писателей России.

Project: 
Год выпуска: 
2024
Выпуск: 
11