Канта ИБРАГИМОВ: «Оставаться человеком во все времена».

Известный писатель и общественный деятель, академик Академии наук Чеченской Республики, Лауреат Государственной Премии России Канта Ибрагимов отвечает на вопросы писателя, Заслуженного работника культуры РФ и ЧР Ивана Голубничего.

 

И.Г.: Канта, ваша литературная судьба, по крайней мере, до настоящего времени, складывалась, по современным критериям, более чем удачно: ваши романы выходят и переиздаются регулярно, пользуются стабильным читательским интересом, несмотря на их ярко выраженный «нерыночный» характер. Кроме того, номинирование на Нобелевскую премию (что само по себе уже является большим успехом и признанием) и присуждение Государственной премии Российской Федерации за 2004 год. Помимо достижений чисто литературных, вы доктор экономических наук, известный общественный деятель России и Чеченской Республики. Скажите, пожалуйста, какова, на ваш взгляд, роль ваших романов в современной общественно-политической жизни России и Чеченской республики? И вообще, оказывает ли современная литература влияние на современную жизнь?

 

К.И.: Бытует мнение, с которым трудно спорить, будто бы литература оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. На самом деле, по-моему, как раз наоборот. Именно состоянием общества во многом определяется развитие и содержание литературы. Наглядный и общеизвестный пример – всплеск русской литературы после Отечественной войны 1812 года. Дух победы России над французами и Наполеоном был настолько велик, что вместе с величием Российской империи вознеслась и русская литература – Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Тургенев и многие-многие другие писатели и поэты, которые сегодня являются классиками мировой литературы.

Не в такой степени, но все же толчком для развития русской, а позже и советской литературы стали Февральская и Октябрьская революции 1917 года. Тогда появились Платонов, Булгаков, Шолохов, целая плеяда талантливых писателей... Кстати, на днях случайно посмотрел телевизионную программу из разряда, как сейчас говорят, ток-шоу. И там вопрос – кто читал «Как закалялась сталь» Н.Островского? Оказывается, 80% аудитории не только не читали, но даже не слышали о таком романе. А вот те, кто вроде бы читал, наши современные эрудиты, они же – постоянные телеведущие на всех центральных каналах, – с особым наслаждением «разнесли» несчастного Павла Корчагина. «Идиот! как можно работать бесплатно за какую-то идею?!» Видно эти шоумены не знают, что Павел Корчагин – прообраз самого Н.Островского, и Островский заканчивал этот роман, будучи уже почти слепым, и прожил писатель всего-то 32 года, отдав жизнь тому благополучию, которое потребляем мы все до сих пор… А что оставит после себя наше поколение? Если следовать логике эпохальных событий, то начало девяностых прошлого века тоже период революционных преобразований, когда богатства, созданные многими поколениями Корчагиных, вдруг достались 5-10% населения. Словом, некоторые люди в очень сжатое время, особо не трудясь, а имея, скажем так, связи и информацию, несметно обогатились. А что же литература? Литература подражает. И, наверное, поэтому в произведениях столько насилия, пошлости, мата и безнравственности. Некоторые авторы, по-моему, даже очень талантливые авторы, не хотят трудиться, не работают над текстом и смыслом, а хотят выдать побыстрее «на гора» очередной роман-шедевр, где вымученных сто страниц, но они знают, что с помощью рекламы, с помощью могущественных олигархических издательств и таких же книжных магазинов будет обеспечена пресса, продажа, успех, гонорар, в итоге – это скорее бизнес на литературе, чем сама литература. Разумеется, что эта «литература» оказывает влияние, особенно на подрастающее поколение. Надо ли бороться с таким процессом? Если хотим выжить и развиваться, то надо. И не созданием цензуры на советский манер, а простым обсуждением читаемого. Во всем мире литературе уделяется очень много времени на телевидении и в печати. В нашей стране этого практически нет, и то, что есть это неизменные два – три критика и их пять, ну, пусть будет десять авторов или коллективов авторов. Это не обсуждение, тем более не критика, это настоящая цензура похлеще советской. Неизвестного автора из глубинки, каким бы он ни был талантом, просто не пустят на этот рынок. Да-да, на рынок! А если пустят, то будут диктовать – формат, побольше скандала, секса, мата, насилия – гонорар… И тем не менее, уверен, корни не вырублены и где-то на российских просторах зреют или уже созрели новые Чехов, Лесков, Бунин…

Вместе с тем, обществу и государству необходимы литература и культура, более того, общество и государство должны заботиться о литературе и культуре. Иначе, перефразируя известное, – не хотите заботиться о своей культуре, будете вскармливать чужую.

 

И.Г.: Существует распространённое представление, что в сегодняшнем мире роль художественной литературы как таковой трансформировалась либо в чисто развлекательную функцию, либо в средство для интеллектуальных упражнений. Само собой, это представление искусственно, но оно небезуспешно внедряется в сознание народа, поскольку соответствует нынешнему «духу времени». Как вы, как писатель-реалист, писатель-историк, при этом интеллектуал в лучшем смысле этого слова, считаете: является ли необратимым (хотя бы в неопределённой перспективе) возврат человечества, а вместе с человечеством – и литературы, к традиционным, естественным нормам жизни, к традиционной иерархии ценностей? Иными словами, станет ли литература, как в прежние времена, носительницей эстетических и нравственных традиционных ценностей, или её роль будет всё больше сводиться к утилитарным развлекательным и информационным функциям?

 

К.И.: В своем вопросе, Иван, вы упомянули хорошо знакомое выражение – «дух времени». Мой первый роман «Прошедшие войны» – это, в основном, судьба моего деда. Так вот мой дед говорил, что время, как таковое – неизменно, как создал Бог. И законы естества – неизменны. И мораль, и нравственность – почти что не изменились за всю историю человечества. А меняется, может быть, в силу неких обстоятельств сам человек. И если этот человек или группа лиц совершили какой-то неблаговидный поступок, то они, порою, пытаются оправдать себя – мол, время такое, нравы ныне такие… А мой дед говорил, что человек должен оставаться человеком во все времена. По-моему, вот о чем должна быть литература, а не то, что нам теперь пытаются навязать – «любой жанр хорош, лишь бы был востребован». Это, может быть, и хорошо – нескучно, ни о чем, и конец очень счастливый. Однако, это все там, в придуманном автором произведении. А на самом деле? Ведь сколько у нас проблем в стране, достойных литературного внимания? К примеру, в Чечне – мир, порядок, развиваются экономика, наука, культура, спорт. Да вот один факт (а может только мне так видится?) – между федеральными и чеченскими воинскими подразделениями некая (повторяю, это, на мой взгляд) настороженность, отчужденность, предвзятость. Что это? Быть может, результат последних конфликтов? Нет. Это – бездеятельность идеологических служб государства и армии. Не налаживается культурный обмен, не ведется пропагандистская и агитационная (в хорошем смысле слова) в интересах страны и общества работа. А все потому, что лозунг теперь один – «деньги делают деньги»! И все, от губернатора до генерала, это усвоили, и хотят претворить в жизнь. А что же литература?.. В Интернете читаю интервью одного писателя. На вопрос «Вы – кавказец, а почему допускаете в своих произведениях не только грубый мат, но и откровенно-омерзительные сцены соития?» – ответ: «Я исполняю заказ своих западных спонсоров…». Думаю, отчасти в этом правда есть.

И еще, мне кажется, что в создавшейся ситуации виноваты и сами литераторы. На нынешних форумах писателей говорят более не о литературе, не о проблемах писателей и книг, а о должностях, о судебных тяжбах и пр.

А возвращаясь к вашему вопросу, скажу свое мнение. Развлекательный жанр должен быть, и шоу-бизнес должен развиваться и быть, но и серьезная литература должна быть и будет. Ибо нельзя принижать роль читателя, то есть, прежде всего, человека. Разразившийся кризис, это не финансовый и не экономический кризис, это кризис в умах тех, кто пытается навязать обществу мнимые ценности.

В нашей новейшей истории было немало кризисов и пострашнее: нашествие фашизма, репрессии, так называемые «лихие девяностые» и, пусть локальные, но всё же гражданские войны. Слава Богу, все это мы пережили и впредь переживем потому, что сущность российского общества зиждется не на безусловно прекрасной, да все-таки в чем-то товарно-денежной литературе великих Т.Драйзера и Ф.Фицджеральда, а на лирико-эпической, гуманистической литературе Л.Толстого и А.Чехова. Я думаю, что эта литература в России и сегодня есть и всегда будет. Другое дело – дойдет ли она до читателя или как сегодня принято – до потребителя. Это уже не в руках писателя. Об этом должно позаботиться общество.

 

И.Г.: Канта, скажите, что на ваш взгляд, существует сегодня интересного в литературной жизни Москвы? Какие издания и произведения последнего времени показались вам интересными как писателю?

 

К.И.: Вы знаете, не могу сказать, что у меня достаточно времени для того, чтобы внимательно следить за столичной литературной жизнью. Я регулярно прочитываю издания Московской городской организации Союза писателей России, в которой имею честь состоять на учёте. Журнал «Московский Вестник», на мой взгляд, является одним из самых серьёзных и творчески стабильных изданий. Его последовательная позиция и высокий литературный уровень вызывают особое уважение в нынешнее время… Журнал «Российский Колокол», с которым меня связывают тесные дружеские отношения, уделяет значительное внимание творчеству чеченских писателей, что не может не вызывать моей симпатии… Конечно же, газета «Московский Литератор»… Сегодня время бежит стремительно, всё меняется иногда буквально на глазах, поэтому для того, чтобы говорить о конкретных явлениях в литературе, нужно подождать, пока, как говорится, жизнь покажет, что то или иное произведения объективно повлияло на литературу и оставило в ней свой след. Но уже тот факт, что сегодня современная литература переживает подъём, свидетельствует о динамичной духовной жизни нашего общества. Это, несомненно, может только радовать меня как писателя...

 

 

И.Г.: Вы издали несколько фундаментальных романов, которые, на мой взгляд, с трудом поддаются привычной классификации, поскольку содержат целый ряд содержательных и эстетических пластов. В ваших романах объективное историческое знание органично переплетается с творческим осмыслением и яркими, зачастую парадоксальными художественными прорывами. С другой стороны, ваши романы обладают той необходимой степенью «читабельности» (не впадающей, тем не менее, в чрезмерную демократичность) которая делает их доступными широкому слою просвещённых читателей. Расскажите, каковы ваши творческие планы на ближайшее будущее? Над чем вы работаете в настоящее время? Что в обозримой перспективе ждать читателям от писателя Канты Ибрагимова?

 

К.И.: Писать я начал в 37 лет. И сразу роман. Только не надо думать, что я просто взял, сел и написал. Я к этому шел, учился, учусь и по сей день. Я не заканчивал филфак и литинститут, в этом, конечно же, есть пробел, но в то же время, я думаю, есть и свои плюсы, потому что я не ограничиваю себя некими рамками, методиками, «формулами», которые, наверное, есть в литературе, как и в любой иной сфере.

Помню, как на одном дыхании, в течение трех лет от начала моей писательской жизни я выдал два большущих по объему романа – «Прошедшие войны» и «Седой Кавказ». Однако после этого наступил какой-то кризис и в плане литературных идей, – я не знал о чем более писать, и в плане материальном, – у меня большая семья, а литература не кормит. И тогда я сказал: – «Теперь на годика три-четыре уйду в бизнес, подзаработаю денег, а потом опять романы». На что мой отец возразил: – «Бог тебе дал некий дар – два романа. И если ты этот дар не будешь ценить, а так: сегодня – пишу, завтра – бизнес, после – снова роман, то судьба играть с собой не позволит: если попытаешься вернуться в бизнес, то более денег не заработаешь, а роман тем более не напишешь. Так что отныне пиши, до конца пиши. А семья? Семью Всевышний без куска хлеба не оставит». Честное слово, буквально в те же дни меня осенило – с тех пор я написал романы «Учитель истории», «Детский мир» и «Сказка Востока».

У меня сейчас столько идей, столько задумок! Однако с каждым годом писать труднее. Нет отца, который бремя многих-многих забот брал на себя. Много времени уходит на научно-педагогическую работу, на семейные и бытовые проблемы. А у кого их нет? И кому сегодня легко? Кризис! В литературе он давно ощущается. Хотя, я думаю, болезнь некоего «роста» пройдет. И чтобы ни говорили, как бы ни «заказывали» литературу, а в книжных магазинах все больше и больше людей, и это не просто покупатели. Много людей, особенно молодежи, в библиотеках, в архивах. В тоже время наши произведения – это наши дети, и нельзя их бросать на произвол судьбы, их надо постараться «вывести в люди». Но на это у меня пока времени и средств нет… Как ученый, я свои романы пытаюсь построить по принципу литературно-художественного исследования. Это требует большого труда, изучения массы первоисточников и произведений предшественников, работы в архивах и библиотеках… В таком ключе работаю и над очередным романом, посвященным новейшей истории, где ничего нового по сути нет. И пусть кризис, и пусть мои произведения мало печатаются и мало продаются, все равно я очень рад и благодарен судьбе. И процитирую свой же роман «Сказка Востока»: «Дело ученого искать, писателя – писать, а читателя, если хочет – читать, дабы знать историю, чтобы жить!»

Project: 
Год выпуска: 
2009
Выпуск: 
4