Владимир ГУСЕВ. И снова пошли стихи... Не по Пушкину

Владимир Иванович Гусев – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории литераторы и литературной критики Литературного института имени А.М. Горького, Председатель Президиума MГО Союза писателей России. Так его представляют на конференциях и симпозиумах перед объявлением доклада. Для научной общественности. А читатели, любящие русскую литератору, знают великолепного литературного критика Владимира Гусева, прозаика и поэта, свободно владеющего всеми жанрами современной изящной словесности. Его трудно причислить к почвенникам или к либералам; он – ни с теми, ни с другими, а сам по себе, соответствуя скорее эталону европейского писателя и публициста. Имя Гусева прочно закрепилось на слуху в конце 60-х, именно поначалу в критике, Помню, как в 80-ые годы Игорь Золотусский воскликнул в студии молодых критиков, дескать, Владимиру Гусеву уже 50 лет; мол, только что вроде бы твердили: молодой-молодой.

И вот уже Владимиру Ивановичу в мае этого, 2012 года исполняется 75 лет. Но обаяние его таланта, интеллекта, личности таково, что впору молодым позавидовать. Беседа с ним – это, по словам Платона, пир. Пир мудрости и духовности. Краткость, как известно, – сестра таланта; она соизволила поучаствовать, задав темп и объем (лаконичность) интервью.

 

Что такое провинциальность в литературе?

 

Руслана Ляшева: Провинциальная литература. Что это такое? Сегодня? Ежемесячник «Литературный меридиан» (№ 3, 2012) напечатал статью Евгении Лифантьевой из Омска «О пользе Интернета, или «Омск рулит». Она признается, что считала свой Омск литературной провинцией, но, соприкоснувшись с Интернетом, обнаружила там огромные возможности для реализации замыслов любого пишущего, обзавелась знакомствами и избавилась от заблуждений насчет провинциальности. В два счета. Вы согласны?

Владимир Гусев: Интертет невозможно не принимать всерьез. Молодежь там! Кто не там, то вроде он не современный. По двум строкам в Интернете всё можно найти. Польза бесспорная!

Но я не в восторге. Интернет содействует падению критериев качества в литературе. Великое там! И отвратительное там же! Все вперемежку. Эта функция Интернета – ужасная. «Вертибутылкин» или «Семитабуреткин», мол, выше Пушкина, потому что в Интернете о нем пишут; хотя он просто средний человек. Интернет – палка о двух концах. Студенты Литературного института, конечно, сидят в Интернете безвылазно. Поэтому все обо всем знают. В Интернете за две недели сделают из посредственного сочинителя гения. Куда, например, не плюнь, везде Бродский! А как же! Гений!

Провинциальность в литературе – понятие не географическое, а стилевое. В Москве «провинциальной» (банальной, вторичной) литературы больше, чем в регионах России. Очень хорошо, что Евгения из Омска это осознала. Ей Интернет помог по-хорошему. Слава Богу, что тут еще скажешь. Порадуемся вместе с ней за омичей; они, похоже, освоились в Интернете с большой пользой для себя, для литературы и для города.

 

Что новенького?

 

Р.Л.: Обычно новое заметнее в поэзии. Проза ведь пока «раскачается». Так ли теперь?

В.Г.: В понедельник 2 апреля в Литературном институте – конференция «Стилевые тенденции в современной русской поэзии». Вообще-то я не мог назвать поэтическое произведение, которое бы сейчас потрясло. Ах! В голову приходят стихи Юрия Кузнецова, но о них  уже много сказано. Если размышлять не столь возвышенно, более приземленно, то надо признать, что стилевые тенденции разные поэты понимают по-своему. Взять, к примеру, из нашей московской организации: Лев Котюков, Владимир Силкин, Владимир Бояринов, Максим Замшев, Иван Голубничий и другие.

У Бояринова заметны фольклорно-интеллектуальные стилизации. У Силкина любимые поэты Соколов, Есенин, Некрасов, Твардовский. Это песенная традиция, поэзия чувства. Котюков продолжает Блока, высокая интонация.

У Замшева – современный стиль, то есть условная стилистика, неожиданные метафоры. Он же – музыкант, это влияет на стиль. Голубничий плодотворно занимается переводами стихов, актуальная сфера.

P.Л. А проза?

В.Г.: В феврале прошла конференция «Лавровые искания современной прозы». Захар Прилепин, Владимир Крупин, Леонид Сергеев, Лев Котюков (прозу тоже пишет). Мощная организация Газпром занимается художественной литературой, издает сборники. В 2011 под опекой Газпрома выходила московская проза, человек 30 в сборниках.

Р.Л.: Раньше коллективные сборники называли иронически «братскими могилами». Теперь трудно напечатать прозу; рады, наверное, и сборникам?

В.Г.: Теперь такие сборники стали братской лестницей вверх...

Р.Л.: Я с интересом прочитала «Московский вестник» – первый номер за 2012 год. Отличная проза Александра Трапезникова, повесть «Элизиум античных теней» небольшая по объему, но очень глубокая по содержанию. Не менее удачна и статья Петра Калитина «Метафизическая поэзия М.В. Ломоносова: новое прочтение и...», которой заканчивается этот номер. Очень насыщенный выпуск – стихи, проза, критика и т.д. Всё как на подбор. Владимир Иванович – вы главный редактор «МВ»; хороший номер. И в регионах – Новокузнецк. Киров, Приморье и везде – «Московский вестник» пользуется уважением. Рубрика «Вся Россия» весьма этому содействует. На посошок «популярный» вопрос: ваши планы?

В.Г.: В «MB» (№ 5–6, 2009, и № 1–4, 2010) печатался мой дневник. «97. Конец эпохи. Дневник метрический» – полное название. Есть надежда издать его одной книжкой. В прошлом году вышла совместно с Ж.А. Голенко книга «Проблемы стиля современной русской литературы». И вот моя книжка стихов «Осень – 2011. Сады» (М., 2012).

P.Л.: Шарж хорош на второй обложке. Ну и, как говорил Пушкин, «года к суровой прозе клонят». Или нет?

В.Г.: Не клонят. В молодости писал стихи. С 1993 года снова пошли стихи. За ночь 15 стихов могу написать. Иногда молодые поэты «хвастаются», что хорошо поработали и два стихотворения за неделю написали. Я молча усмехаюсь. Вот записная книжка (достал из кармана), посчитаем, 7 стихов за одну неделю марта. Стихи, когда их пишешь, снимают хандру. Творчество вообще подпитывает энергию человека. Готовится к выходу третья книжка эссеистской прозы «Атмосфера», к юбилею подгадает. Когда пишется, и проблем нет. «Дыши, как дышится. Пиши, как пишется». Только так.

Р.Л.: Владимир Иванович, поздравляю с юбилеем. 75 лет – это вторая молодость, если сравнить с долгожителями планеты Земля (130 лет живут и более). Поэтому идут стихи вместо прозы (не по Пушкину, словом). Желаю вам творческого долголетия, и просто долголетия!

 

Беседу записала Руслана Ляшева.

г. Москва

 

Project: 
Год выпуска: 
2012
Выпуск: 
5