Валентина ТВАРДОВСКАЯ: «Твардовский органично вошел в нашу жизнь»

18 декабря 2011 г. исполнилось 40 лет со дня смерти А.Т. Твардовского. Александр Трифонович похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В этот скорбный день, 18 декабря 2011-го, память поэта у его у могилы, вместе с дочерьми А. Т. Твардовского — доктором исторических наук, профессором Валентиной Александровной Твардовской, театральным художником, лауреатом Государственной премии РФ Ольгой Александровной Твардовской, писателем, литературоведом, лауреатом премии Правительства РФ 2011 г. в области культуры Андреем Михайловичем Турковым - почтила делегация смолян  во главе с заместителем начальника департамента Смоленской области по культуре Сергеем Жуковым.

         Смоляне посетили также Культурный центр А. Т. Твардовского, приоритетным направлением деятельности которого является  пропаганда и популяризация творческого наследия Александра Трифоновича. Участники неформального разговора о А. Т. Твардовском отметили, что самая главная черта его характера — поразительная, непримиримая честность: в жизни и творчестве...

Свое отношение, в том числе критическое, к некоторым моментам, касающихся того, как сохраняется память поэта, высказала В. А. Твардовская. В данном материале приводится часть ее высказываний.

В первую очередь, Валентина Александровна выразила сожаление о том, что в Смоленске до сих пор нет музея А. Т. Твардовского.

         - Я знаю поэтов, которые, может быть, не такие уж крупные, как Твардовский. Например, Сергей Орлов — хороший фронтовой поэт. Но им в городах, где они жили, работали, посвящены дома-музеи. Каждый город бережет память о таких земляках. А тут - какое-то недоумение. Как можно за столько лет ничего не сделать?.. А ведь часть архива Твардовского хранится у нас на даче, в деревянном доме, построенном отцом. Не дай Бог, вспыхнет все это и сгорит. У Ольги на Пахре хоть железный сейф стоит – для самых ценных документов. Это наша мечта — передать именно Смоленску часть архива, часть книг библиотеки, с автографами современников Твардовского, его личные вещи, вещи из рабочего кабинета. Люди будут приезжать в Смоленск, работать над его наследием.

         Это же была и его мечта!.. А ведь как она неласкова была к нему – малая родина, сколько он претерпел там в молодости! Он же хотел жить в Смоленске, работать. И когда в Москву переехал, мечтал купить дом в Смоленске, к которому тянулся всей душой. Как трудно ему пришлось, все было на грани очень опасной черты – был ордер на его арест... Потом тоже – когда у него были слава, благосклонность властей и - опала, в которую он попадал постоянно…

В.А. Твардовская и А.М. Турков

В. А. Твардовская высказалась о 100-летнем юбилее А. Т. Твардовского в июне 2010 г.

         - Хорошо или плохо прошел юбилей? Многим кажется, что хорошо, а многим, что недостаточно хорошо. Я не скажу, что плохо. Я только напомню, что лишь благодаря такой дате – 100-летие Твардовского вышли его дневники шестидесятых годов. Но, вот, закончился юбилей, и лежат новые, подготовленные дневники пятидесятых годов – два тома. И я со всей ответственностью скажу, что это период не менее интересный, потрясающий – смерть Сталина, двадцатый съезд... Дневники были изданы фрагментарно. Сейчас они подготовлены полностью, с томом писем, в котором больше половины писем публикующиеся впервые! Это не коммерческая литература. Издательства, выпускающие некоммерческую литературу, еле выживают. Я в Смоленск отправляю одну очень редкую книгу, которую мы сами еле-еле достали – это антология «Нового мира» о Великой Отечественной войне, все лучшее, что было издано в прозе и поэзии. Я буквально выклянчила у издателя несколько экземпляров. Кто издает такие книги, тот терпит убытки…

Об отношении государства к культуре.

         - Что значит – рыночные отношения?.. Ну, как тут не вспомнить советское время? Да, был двойной стандарт. Но во всяком случае, не пропагандировали, что главное – это рынок, каждый сам за себя. Какие-то хорошие книги пропагандировали, классику издавали. Как ни относились к архи скверному Достоевскому, но издавали. Потому что была государственная политика поддержки культуры. Сейчас этого нет...

         КПРФ - не моя партия. Но она ставит в парламенте вопросы о передаче национальных богатств государству. Говорят: что же это, опять передел собственности начнется… Ну и что? Цивилизованные страны прошли через это – та же Англия, где крупные отрасли были национализированы. В общем, мы живем в очень печальное время.

Об издании собрания сочинений А. Т. Твардовского.

- Об издании собрания сочинений Твардовского в юбилейный год мы не ставили вопрос, потому что это не просто - издать шеститомник, с томом новой публицистики, которая никогда не издавалась, с новыми письмами, которых будет не меньше двух томов – это сейчас неподъемно. На это не только денег не найдешь, но и людей, которые бы занимались подготовкой издания. Почему занимаемся мы с сестрой? Потому что больше некому. В Институте мировой литературы им. А. М. Горького нет сейчас таких энтузиастов. Думаю, и Андрей Михайлович Турков не назовет – кто мог бы сейчас этим заниматься. Да и, вообще, советской литературой некому заниматься... Поэтому хочется издать хотя бы дневники пятидесятых годов и переписку А. Т. Твардовского. И сейчас работаем над тридцатыми годами, в которые в том числе вошел Смоленский период. До тридцать шестого года Твардовский был связан со Смоленщиной и Смоленском. Это потрясающе интересно!.. И опять – безадресно. Мы готовим. Но - что, где, когда… Как в известной передаче – часто нельзя дать ответ.

А все-таки что-то в юбилей всколыхнулось! Издано много книг, монографий, статей. Я даже обзора не смогла сделать. Потому что поняла: если я сделаю полноценный, настоящий обзор юбилейной литературы, то должна буду отложить все – работу над дневниками, перепиской. Короче говоря, не справилась – литература вышла очень большая.

О сохранении имени А. Т. Твардовского в памяти людей.

- Твардовский очень органично вошел в нашу жизнь. Об этом может свидетельствовать простая житейская встреча. В сентябре такая встреча была, очень запомнившаяся. Я пришла к своему правнуку Тимофею в школу, в первый класс. Проводился урок-беседа по книге Твардовского «Времена года», которую составили мы с сестрой. В этой книге собрана пейзажная лирика. И скажу, что, как у настоящего классика – в ней было все и для детей, и для взрослых. Для взрослых – потому что книга философская, но, при этом написана так, что и детям все было понятно. После прочтения двух строк, или четверостишия, например, «Стала ель в лесу заметней / Бережет густую тень…», я их спрашивала: «Ну, к какому времени года стихотворение относится?». И сразу – лес рук; кричат наперебой… Когда прозвенел звонок, все ринулись не на перемену, а ко мне – с цветами. Но это же цветы от родителей – родители знали, что будет такой урок. У кого-то в руках были книги Твардовского, некоторые такие затрепанные! Я подумала, книги библиотечные – нет, в семьях хранятся. Вот, это — самое главное, настоящее — когда память сохраняется в семье!..

В Культурном центре А.Т. Твардовского

О теме войны в творчестве А. Т. Твардовского.

- Я очень горда тем, что сквозь все творчество Твардовского проходит тема войны. Горда тем, что эти строки Твардовского из стихотворения «Жестокая память»:

 

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

 

были поставлены эпиграфом к научному, академическому труду Института истории, для которого и я писала статью - «Миротворческие тенденции русской общественной мысли».

Об установке памятника А. Т. Твардовскому в Москве.

- С памятником пока все глухо, хотя памятник готов — благодаря дополнительным финансам, выделенным новым мэром Москвы. Но нами, в том числе скульптором Владимиром Суровцевым, было задумано выбить на постаменте некоторые строки из Твардовского. А мэрия посчитала, что без этого можно обойтись. Мы настаиваем на том, что голый постамент устанавливать не стоит. Конечно, памятник будет открыт. Может быть, в июне 2012 года…

 

Подготовил Николай ЧЕПУРНЫХ.

Фото автора.

 

Project: 
Год выпуска: 
2012
Выпуск: 
6