Вячеслав РУМЯНЦЕВ. Русским языком в Абхазии владеет каждый.
Сегодня в сети существует сайт «Апсуара. История и культура Абхазии», который легко найти по адресу www.apsuara.ru. Но это не абхазский интернет-ресурс. Это – один из проектов хорошо известного уже много лет портала ХРОНОС (www.hrono.ru), куда заглядывают в поисках нужной информацией многие пользователи, интересующиеся историей: вузовские преподаватели и школьные учителя, студенты гуманитарных факультетов и старшеклассники, журналисты и писатели. Самое интересное, что появление apsuara.ru – не плод договора между российским и абхазским вузами, тем более не результат сотрудничества между правительствами двух союзных стран. Основа всего – энтузиазм одного человека, впервые посетившего Абхазию десять лет назад. Наша республика, несомненно, должна хорошо знать своих лучших друзей. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с редактором портала ХРОНОС Вячеславом Румянцевым.
- Есть много людей, которые вывешивают на своих интернет-ресурсах материалы об Абхазии, благожелательные отзывы, но ХРОНОС в этом отношении пошел гораздо дальше, разместив массу материалов о нашей республике, предоставив возможность публиковаться многим нашим ученым, журналистам, общественным деятелям. Учитывая популярность вашего сайта, это очень хорошая реклама для Абхазии. Почему наша республика так привлекательна для вас?
- Впервые я оказался на территории Абхазии – и всего на несколько часов в ходе автобусной экскурсии – лишь в 2002 году. Но задолго до этого момента у меня было представление об этой земле и о народе. Хоть война 1992 – 1993 годов и слабо отражалась в российских СМИ, хоть в Москве хватало отвлекавших внимание событий и проблем, но отголоски той войны все же долетали до столицы, и я не столько рационально понимал, сколько чувствовал главное: абхазы в этой войне правы, а грузины неправы. В то время я еще слабо представлял духовный мир народа Абхазии, но опять-таки чувствовал и историзм национального, и религиозный синкретизм, и этический императив. Если Шерлок Холмс у Конан Дойля мог по капле воды домыслить существование Атлантического океана (ранее не зная, что он есть), то я «дочувствовал» то, чего не знал, о чем слыхом не слыхивал – апсуару, приключения Сасрыквы и пр. Предчувствие меня не обмануло. Кроме того, мне было с чем сравнивать. Помнится, года три назад сенатор от одной кавказской республики (не стану указывать пальцем – не называю ни имени его, ни названия республики), сам в свое время окончивший истфак университета в столице своей республики, на мой краткий рассказ о том, что «в Абхазии люди занимаются историей своего народа» вдруг ответил: «Кому теперь нужна история?..» Абхазии, оказывается, нужна история. А тому сенатору – нет. И эта разница для меня особенно важна. Абхазия мне интересна: здесь свое прошлое помнят (а не стыдятся его).
- Конечно, Абхазия сама по себе – необычная страна, с красивой природой и благодатным климатом; но сегодня россиянам открыт весь мир; пусть «железный занавес» сменился «золотым», но есть еще много уголков мира, которые могут составить Абхазии конкуренцию. На ваш взгляд, Абхазия может оставаться привлекательной для русского человека на протяжении ближайших десятилетий?
- Хоть сами абхазы говорят про две с половиной тысячи лет существования своего этноса, но два века в составе России внесли достаточные корректировки в быт и нравы, чтобы великоросс и сегодня мог ощущать себя в Абхазии не как в чужой стране, а почти как дома. Русским языком здесь владеет каждый. Какое же тут может быть сравнение с настоящей заграницей?! Мои жена и дочь как-то потерялись в Хельсинки (тоже, между нами говоря, не весть какая заграница!), но оказалось, что спросить хоть что-то у прохожих невозможно. Это так сказать субъективный фактор, определяющий привлекательность Абхазии для русского человека. Кроме того, есть и объективный: в арабских странах, в том числе в традиционном месте отдыха россиян – Египте – воцарилась смута, в Турции в последние годы террористические взрывы и поджоги один сменяет другой (чтобы не потерять потенциальных туристов, эти факты не афишируются). Достаточно одного примера: мой знакомый с женой и дочерью несколько лет назад (задолго до «революций») был в египетском отеле на Синайском полуострове, когда там взорвалась бомба; его дочь прошла через фойе за долю секунды до того момента, когда огромные стекла превратились в тысячи осколков. В Абхазии – несмотря на попытки некоторых обозревателей нарисовать картину черными красками – ничего подобного нет.
Есть еще одна причина для гражданина России поехать на отдых в Абхазию. Русской цивилизации вообще присущ акцент на историю, а в Абхазии немало исторических памятников, подлинных свидетельств великих деяний. Юстиниан Великий в VI веке распорядился построить тут христианские храмы, его военачальник Велизарий с войском прошел по этой земле, летописец Прокопий Кесарийский видел эти же горы, ущелья. Если в Вероне (Италия) для привлечения туристов их водят смотреть балкон, с которого якобы Джульетта смотрела на Ромео (то есть вымышленные персонажи, которых, как и того балкона, никогда не существовало), то в Абхазии сохранились реальные постройки, которые можно показывать туристам, интересующимся историей. Надо эти памятники оберегать, укрыть наиболее древние навесами, защитить от вандалов. А то приходится видеть, как фундамент храма VI века превращается в филиал общественной уборной… Это досадно.
- Насколько я знаю, главный принцип ХРОНОСа – «мозаичный» подбор статей, который дает возможность читателю самому изучать разные точки зрения и самому делать выводы. Этим ХРОНОС отличается от Википедии, где каждая статья, как правило – плод коллективного труда разных авторов, и в ней противоположные мнения «стачиваются» друг о друга. Насколько ваш подход уникален (по крайней мере, в Рунете)?
- Я не стал бы называть принцип подбора материалов в ХРОНОСе «мозаичным» (это слово применяют сегодня к манипулятивным технологиям, к которым мои проекты не имеют никакого отношения). Речь идет о некоем срезе, кратком переложении историографии по каждой исторической проблеме. Например, про Нестора Лакоба на текущий момент собрано четыре разных авторских биографических статьи, плюс подшивка документов, мемуары родственника (по линии жены), справочники. Читатель тем самым приглашается к размышлению над разными точками зрения. Я стремлюсь к тому, чтобы мой читатель – а это в массе своей молодой человек – по ходу чтения материалов ХРОНОСа учился самостоятельно думать – думать национально, исторически. То, что делается в Википедии (я сейчас говорю только о ее исторической, гуманитарной составляющей), ненормально. Вот представьте: одного деятеля описывает историк-марксист, историк-фрейдист (я не шучу, у меня в домашней библиотеке есть книга про Франко, написанное исследовательницей, твердо стоящей на методологической базе фрейдизма и объясняющей многие действия Франко особенности формирования его либидо в детстве) и современник-очевидец. Я убежден, что тут должно быть три разных текста, авторских, созданных на разной методологической базе. А что делает Википедия? Запихивает методологически разные суждения (и написанные с разных мировоззренческих позиций) в один единый текст!!! Вы знаете, что плюрализм в одной голове – это шизофрения? А в историографии, которую я изучал со студенческих лет, разные авторы создают разные книги и статьи. Вот это нормально. И неважно, на бумажном носителе напечатан текст или в Рунете.
- Вы уделяете столько времени работе над сайтом; довольны ли вы результатами?
- Более 12 лет я веду свои исторические проекты. Портал все эти годы остается центральным историческим ресурсом русского сегмента интернета. Доволен ли я этим? Знаете, я бы не возражал, если бы существовал исторический проект покруче моего. Отсутствие поддерживаемого государственными структурами интернет-проекта по истории – тревожный симптом. И тут нечем быть довольным. За 12 лет я убедился, что существующая в России бюрократия не заинтересована в сбережении исторической памяти народа и не поддерживает подобные начинания как раз из принципиальных соображений. А то, что все-таки возникает как правило заорганизовано, казенно, мало пригодно для практической работы.
Чего не хватает ХРОНОСу и всем историческим сайтам? Вот, например, есть хороший сайт на истфаке МГУ. Но и там нет некоторых очень важных элементов. Так, в Рунете нужна ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ, подобное картам Гугли и Яндекса, но с масштабированием еще и во времени. Хорошую подборку исторических карт создал в проекте Геосинхрония Владимир Николаев из Орла, но это всего лишь «картинки». А нужна интерактивная масштабируемая во времени карта. Вот если удастся – в соавторстве со специалистами в других областях – разработать такую, то, может быть, я буду вполне доволен результатами…
- Вам как историку любопытны процессы, разворачивающиеся сегодня по обе стороны Кавказского хребта? Каковы, по-вашему, перспективы сохранения влияния новой России – на Кавказе и в Черноморском бассейне?
- Это уже не история, это политика, которой я с некоторого времени не занимаюсь. В этой области мои суждения малоценны и будут отдавать дилетантизмом. Вероятно, запущенный еще в 70-е годы XX века американцами проект под названием «Исламизм» будет и дальше подпитываться финансово и организационно со стороны спецслужб западных стран и арабских монархий. Эта зараза проникает и на Северный Кавказ. Я полагаю, что противодействовать ей народы Кавказа смогут только в том случае, если развитие получат проекты национального характера, скажем так. Формирование и укрепление национального самосознания абхазов и адыгов уже положило предел проникновению исламистских агентов. Надеюсь, читатель понимает, о чем я говорю: не об исламе, а об исламизме – проекте, измышленном спецслужбами. На идеи о создании всемирного исламского государства «ведутся» молодые люди, которые не приобщились к национальным духовным ценностям своего народа, к исторической народной памяти. Исламистские идеи проповедуют по сути дела интернационалисты, такие же, какими были Лев Троцкий или Карл Радек. Вот если сегодняшним троцким и радекам удастся запудрить мозги молодёжи, то на Кавказе и в Черноморском бассейне добра не жди.
- В ваших хрониках я находил очень подробные сведения, которых просто невозможно было найти на других сайтах – скажем, по истории древней Эллады или средневековой Испании. Можно ли ими пользоваться с полной уверенностью – студенту, абитуриенту, любителю истории?
- Хронологические таблицы лишь сводят вместе материалы той или иной эпохи, того или иного исторического периода. В самих же этих материалах вы найдете ссылки на источники. Вот справочная статья по Элладе, в ней после текстов указано: «Византийский словарь», «Большая советская энциклопедия» и выходные данные тех книг (или сайтов), которые цитируются. Разумеется, с полной уверенностью следует относиться только к тому, что автор или составитель названного издания это написал, а вот содержательно студент истфака должен разбираться самостоятельно: подтверждается ли источниками утверждение автора. Вы сами знаете, что в советской энциклопедии в статье об абхазах было сказано, что большинство народа мусульмане. А на самом деле 70 процентов христиане. То есть тут вопрос доверия не к ХРОНОСу, а к тому изданию, которое в ХРОНОСе цитируется.
- Во всемирной истории какой период для вас наиболее интересен, и почему?
- На этот вопрос просто было бы ответить историку, занимающемуся конкретно-историческими исследованиями. Я же этим давно не занимаюсь, я работаю с информацией, почти как журналист, но только с исторической информацией по всемирной истории. Можно сказать, что я создал свою профессию – работу с исторической информацией. До появления интернета с подобными массивами информации трудно было оперировать даже самым старательным сотрудникам, например, кафедры источниковедения. Во многом благодаря машинной обработке сейчас в ряде вузов созданы кафедры исторической информатики, правда, они занимаются по большей части математической статистикой.
- Скажите, каковы ваши впечатления от города Пицунда, в котором вы чаще всего останавливаетесь?
- В этом году из Пицунды я совершил ознакомительные рейды в Гагры, Сухум, Новый Афон, Очамчиру, Ткварчели, Каманы… Удобное место. Думаю, неслучайно и древние греки, и римляне с византийцами, и генуэзцы располагали здесь свои колонии. И красиво! А еще тут вся земля – один большой исторический памятник. Правда, меня несколько огорчило состояние фундамента храма VI века. Такое ощущение возникло, что никто за ним не смотрит. А ведь эти камни бесценны!
- Что бы вам хотелось пожелать россиянам, которые отправляются в Абхазию впервые?
- Если совсем кратко – чувствовать себя в Абхазии как дома, но не забывать, что находятся в гостях.
Беседовал Спартак ЖИДКОВ
Впервые опубликовано на сайте Айнар. Абхазский медиа-клуб.
http://ainar-media.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1501&Itemid=152
Project:
Author:
Год выпуска:
2012
Выпуск:
10