Людмила ТЕМЧИНА. Против правил
Рецензия на роман Владимира Пронского «Апельсиновая девочка»
Роман «Апельсиновая девочка» – о нелёгкой судьбе девушки, молодой журналистки. Всё его действие происходит в одном месяце – феврале. Этот месяц – предвестник весны и любви, связанной с весной. А главная героиня – Виктория Веселова – словно вобрала в себя солнце, и её вид – рыжие волосы и зелёные глаза – и дали название роману «Апельсиновая девочка». Мы видим героиню на перекрёстке её жизни, когда она давно отошла от детской «Апельсинки», как её называли друзья-мальчишки, с которыми играла в салки-погонялки и бегала по крышам гаражей. Но и теперь, окончив университет, она не стала пока взрослой в полном смысле этого слова, оторвавшись от одного берега, но не пристав к другому, хотя внутренне постоянно стремилась к этому. Отсюда и все завихрения в её молодой жизни, усиленные неуступчивым характером. А тут ещё по воле судьбы и своей неуступчивости она в прямом смысле сходит с «накатанной колеи» – расстаётся с лыжным спортом, на котором ранее многое строилось. Она шире начинает смотреть на мир, на свою работу и всё оказывается сложнее, чем казалось.
В этом месяце ей выпало много испытаний. Она сталкивается и с лицемерием, и хамством, которые ранят её романтическую душу. Желание Веселовой любить и быть любимой борется в ней с понятием о девичьей гордости. По этой причине она отвергает жениха Артёма, но инстинкт отвергнуть нельзя. Увидев однажды выступление поэта и отставного офицера Сергея Лебедева – ровесника своего отца – она всеми правдами и неправдами добивается его внимания, потому что его стихи оказались созвучны её настроению, хотя и удивляется сама себе: «И почему должна звонить первой, должна набиваться? Или теперь такие времена наступили, что в отношениях между мужчиной и женщиной всё стало шиворот-навыворот?» Но, так или иначе, всё в отношениях с Лебедевым Виктория идёт против правил – она предлагает встретиться и передать ему экземпляр газеты со своей статьёй о его вечере, что, в общем-то, в редакциях не принято. Но этим не ограничивается и добивается встречи, чтобы обсудить свои стихотворения. Владимир Пронский мастерски показывает реальность с разных точек зрения, когда перед встречей с Викторией Лебедев думает о том, как и что сказать о её стихах, а она… хочет дотронуться до его руки.
Лебедев не особенно нуждается в чувствах Виктории, но она идёт дальше, даже узнав, что он не одинок. Этот напор и смущает его, и волнует одновременно, но её молодость, в конце концов, побеждает. Он поддается «сумасшедшему» вихрю чувств, хотя осторожничает и в душе готов дать «обратный ход». Поэтому в его романе с Викторией, начинающимся как несерьёзная затея, много игры, идущей от разницы в возрасте, а возникающее раз за разом смущение он к месту и не очень выдаёт офицерской привычкой говорить «Так точно!», словно не находя иных слов. Тем самым автор показывает контраст между героями: Лебедев рассудителен, и не теряет головы, а Виктория – страсть и каприз, и кажется Сергею слишком импульсивной и своенравной.
Ничего сразу не добившись от Лебедева, Виктория не успокаивается, ей по-прежнему хочется самоутвердиться, стать взрослой. Виктория, к радости родителей, заводит дружбу с сыном начальника цеха, в котором работает отец Виктории. Она отправляется с Валентином на «квартирник», но этот домашний концерт современной музыки заканчивается приглашением в гости, попыткой оставить ночевать… И то, к чему Виктория сама стремится в своих девичьих мечтах, она же и отвергает, не желая идти на поводу у хамства и бездушия. Ей хочется романтических чувств, но их она в очередной раз не находит и вновь возвращается в мыслях к Лебедеву, ищет с ним встречи, пытаясь перехватить его около дома. Но... встречается и знакомится с бывшим детдомовцем Димой Фортиковым, приехавшим в Новослободск из провинции, в надежде найти работу, чтобы позже попасть в институт, потому что «на бюджет поступить всё равно шансов нет».
Казалось бы – вот он, её новый герой, которого, поддавшись своему милосердию, она даже приглашает домой – отогреть и покормить. Но ничего хорошего из этого не вышло, а получился скандал в масштабе семьи. Фортиков был позорно изгнан отцом Виктории, а ей было столько наговорено, что она на какое-то время замкнулась в себе – никого не хотела ни видеть, ни слышать… Пока не вспомнила Лебедева, а вспомнив – разогрелась новой страстью. Быть благоразумной её убеждали родители, она убеждала сама себя, но всё равно сделала то, что рано или поздно делают почти все девушки. «Она впервые зашла за грань, отделявшую молодость от взрослой жизни и получалось, что теперь она и сама стала взрослой». Говоря так, автор прекрасно чувствует психологию своих героев, особенно женскую. Но потеряв невинность, она, по воле случае (но ничего не бывает случайного, особенно в личных отношениях) расстаётся с Лебедевым. Разница точек зрения прошла у них красной нитью, и перед расставанием Виктория сочла его окончательно безразличным человеком, даже предателем, а он её – взбалмошной девчонкой. И оба по-своему были правы! Такая вот у них проблема непонимания, возможно, идущая от всеобщего непонимания.
Видимо, поэтому в романе на сюжет накладывается и внешний объём. Этот объём проявляется в описании нравов провинциального Новослободска, где обязаловкой для журналистов считается освещение политических митингов на площадях и в цехах. Отец Виктории – бригадир Пётр Петрович Веселов – «в душе был пролетарием» и был недоволен многим на своём заводе, где профсоюз если есть, то только на бумаге, а молодёжь не интересует ни работа, ни собственный рост на ней. Сам завод стал проходным двором, где никто никого не держит. Журналисты губернской газеты не поднимают негативных проблем, не пишут о морали, о зарвавшихся чиновниках, а лишь об экологии, культурных мероприятиях, творческих вечерах да немного о спорте.
Виктория, начавшая думать о жизни всерьёз, замечает что «все скользят по течению, а она норовит развернуться поперёк». Можно к цитате добавить: и не только в личной жизни. Да, она хочет отстоять своё «я», потому что Виктории всего-то 22 года, и все её зигзаги – это издержки роста, проявления юношеского максимализма, когда претит любое лицемерие и фальшь. Она в поиске своего пути. Найдёт ли его? Найдёт ли понимающего человека? Думается, да. Тем более что Дима Фортиков, устроившись на работу, не исчез из её жизни окончательно. Он где-то рядом и всегда готов прийти на помощь. И Виктория знает об этом, и это знание даёт надежду, что всё обязательно сложится в жизни Виктории, и она обязательно найдёт то, что ищет, пусть и многое делает против придуманных правил.
А сам роман силён творческими находками – выбором героев, «дневниковостью» повествования, укладывающегося в один месяц високосного года. Хотя роман внешне цикличен – но в финале его герои уже не те, что в начале. Это очевидно. Раскрыть же образы героев помогает прекрасный и обстоятельный язык и выраженный психологизм.
Именно поэтому роман Владимира Пронского «Апельсиновая девочка» жизнен во всех отношениях. И читатель, особенно молодой, извлечёт для себя много интересного и полезного, прочитав его.