Руслана ЛЯШЕВА. Мал золотник, да дорог

Журналистские устремления и заботы позволили мне в свое время объехать весь Советский Союз - от Астрахани до Архангельска, от Калинингра­да до Якутска; проследовать на машине по «Дороге жизни» вдоль Лены до Читы, а по знаменитой Военно-грузинской дороге, памятной со школы по Пушкину и Лермонтову, - до Тбилиси. Только восточные рубежи нашей Ро­дины остались недосягаемы, потому что переключение с журналистики на литературу заставило «завязать» с путешествиями. К большому сожалению! Но позднее открылось, что судьба приберегала меня для знакомства с Дальним Востоком, с загадочным Приморьем и непокорным (или непокоренным?) Амуром через изящную словесность. Чи­таешь стихи, рассказы и статьи пишущей братии в журналах «Сихотэ-Алинь» (Владивосток), «Литературный меридиан» (г. Арсеньев), «Дальний Восток» (Хабаровск) и поражаешься: жива, оказывается, морская романтика. Вопреки всем перипетиям нашей бурной эпохи на стыке ХХ-го и ХХI-го столетий. «Тонкий» журнал «Литературный меридиан» дает фору двум собратъям-толстякам и по морской романтике, и по всему пафосу... Какому именно пафосу, оборвет восторженную интонацию насмешливый читатель, патриотической риторике? Нет-нет, успокою его, пафос возвращения к ис­токам русской цивилизации. Именно это делает «Литературный меридиан»: как говорится, мал золотник да дорог.

 

Точка опоры - неоспоримые ценности

 

В газете «Завтра» (№ 51, декабрь 2013 г.) напечатано интервью с писательницей, искусствоведом Ольгой Ковалик («Севастополь - душа Рос­сии»), где она в беседе с Марией Карповой рассказывает о Херсонесском монастыре, «основанном на месте крещения великого князя Владимира, от­куда пошла вся русская цивилизация». Ковалик обратилась к фактам, об­наруженным в архивах при работе над книгой, приуроченной к 1025-ле­тию Крещения Руси. Вот, например, какую интересную тему ей удалось прояснить: почему Херсонесский монастырь был так возвышен в 1861 году?

Мнение О. Ковалик таково: «В год отмены крепостного права, в тот момент, когда рушились все, казалось бы, нерушимые основы русской жизни, проходили многочисленные реформы, император (Александр II «со своей семьей лично присутствовал на закладке херсонесского Свято-Владимирского собо­ра») нуждался в той точке опоры, которая была бы неоспоримой ценностью для всего русского мира. И ею оказался Херсонес, где был крещен князь Владимир, где он, после женитьбы на византийской принцессе Анне, обрел кесарево достоинство, то есть стал императором. И пусть на Руси еще долгое время властвовали великие князья, Российская империя уже тогда, в 988-м году обрела свое право на существование. Когда начинаешь проз­ревать такие вехи, тогда очень многое становится понятно».

Эта газета пришла к подписчикам 19 декабря уходящего 2013 года, в день, когда президент РФ Владимир Путин давал большую пресс-конференцию журналистам; она продолжалась 4 часа 15 минут, я слушала по Радио России и чтение газеты отложила на следующий день. Получилось так, что вна­чале я услышала от президента РФ, что нам надо опираться на нашу древ­нюю культуру, тогда мы будем чувствовать себя уверенно. На следую­щий день Ольга Ковалик как бы развила мысль Владимира Путина и подкре­пила аналогичным выбором Александра II в 1861 году - возвращение к истокам культуры при реформах дает надежную точку опоры.

Наконец-то выбор состоялся. Мы же помним, как философ Александр Зиновьев вернулся в Россию из Германии и в отчаяньи назвал перестройку «катастройкой». Либералы шли еще дальше, они отвергали роль рос­сийского государства и галдели, что никакая идеология, дескать, теперь не нужна, им, разрушителям, идеология, конечно, была помехой, ибо она сплачивает народ; особенно идеология древняя - православие, которая сох­раняется не только в монастырях и соборах, но также в генетической памя­ти русских людей (об этом хорошо говорила и писала доктор филологически: наук Татьяна Миронова, кстати, автор «Литературного меридиана»).

По существу, все годы реформ - 20 лет - в Российской Федерации шло возвращение к истокам культуры; христианская идеология из генетической памяти, из подсознания переходила в активную фазу существования.

 Эмигранты 4-го поколения, видя результаты реформ, поняли, что метили в коммунизм, а угодили в Россию. Вернувшись на родину, они искренне хотели ей помочь - будь то А. Солженицын или А. Зиновьев, - но в образовавшемся хаосе не  реализовали своих благородных намерений. А. Зиновьев, например, не мог даже найти определение для промежуточного состояния российского государства. Теперь, когда приоритеты прояснились, стало понятно, что в первые годы реформ и невозможно было сформулировать такое определение. Можно перефразировать известный афоризм и сказать: нет ничего более нового, чем не забытое старое. Христианские ценности - вот идеология, на которой выросло русское государство и которая вновь его скрепит.

От «лирического» отступления пора перейти к «Литературному меридиану». Это направление журнал выдерживал все пять лет своего, скажем так, взросления. В январе 2013 года вышел юбилейный номер (в три раза толще обычного!). Публикация из наследия философа Ивана Ильина «О России. Три речь» - прекрасна своей актуальностью: «...К самому естеству русской народной души принадлежит это взыскание Града. Она вечно прислушивается к поддонным колоколам Китежа; она всегда готова начать паломничество к далекой и близкой святыне; она всегда ищет углубить и освятить свой быт; она всегда стремится приять и религиозно осмыслить мир... Православие научило нас освящать молитвою каждый миг земного труда и страдания: - и в рождении, и в смерти; и в молении о дожде, и в окроплении плодов... Оно научило нас желанию быть святою Русью...»

Вот слова И. Ильина о нашей древней культуре, которая нам нужна. «Духовная культура совсем не исчерпывается культурою рассудочной; напротив, от плоского и самоуверенного рассудка истинная культура разлагается и гибнет. Но есть еще культура сердца, совести и чувства, есть культура созерцания, видения; есть культура служения, самоотречения и жертвенности; есть культура веры и молитвы; есть культура храбрости и подвижнечества. Этой-то культурой строилась и держалась Россия». А что?

Каждый номер «Литературного меридиана» открывается напоминанием, что ежемесячник основан 15 января 2008 года, в день памяти святого пре­подобного Серафима Саровского чудотворца, и графическим портретом свято­го. Это не пустая формальность. Стихи, проза, публицистика соответствуют направлению, которое, судя по обилию произведений из многих городов Рос­сии, устраивает писателей.

У Ивана Ильина, как у всех русских,  философия неотделима от богословия (деликатного, неназойливого) и от любви к России. Его пафос любви к Отечеству можно без преувеличения назвать могучим, мощным. Такой же точно пафос в творчестве Ивана Бунина, и у всех почти русских писателей-классиков. Они были воспитаны православной культурой и оста­лись верны традиции на всю жизнь.

 

Путь к истокам

 

Назвать Приморский край «малой родиной» язык не поворачивается, потому что в сознании каждого из нас (в подсознании тем более!) Тихоокеанское побережье ассоциируется с мощью России, хотя экономическая и морская, военная сила Родины за годы реформ поослабла; она восстановит­ся, в чем никто не сомневается. Тему «малой-великой» Родины, Приморья очень глубоко и живописно раскрывают две публикации в10-м номере «Литературного меридиана» (2013 г.). Они и расположены рядом, на смежных страницах. На 20-й странице небольшая, но важная информация главного ре­дактора Владимира Костылева «Духовные основы русской культуры» и фото Сергея Станиславовича Куняева, заведующего отделом критики «Нашего сов­ременника» (фотограф Иван Кончатный). Сообщается о выступлении С.С. Куняева 20 сентября 2013 года в Дальневосточной государственной научной библиотеке перед творческой интеллигенцией г. Хабаровска. «Встреча с це­нителями русского художественного слова состоялась в рамках передвижного культурно-просветительского лектория «Духовные основы русской культуры», проводимого с марта по октябрь текущего года отделом культуры Хабаровской епархии (руководитель отдела Тамара Ивановна Яроцкая)». Обмен столичными и приморскими литературными (и культурными) новостями был плодотво­рен и полезен выступавшему гостю и его слушателям.

Информация заняла в номере журнала одну страницу, но обобщение напрашивается большое: «Литературный меридиан» - явление не случайное, он возник и действует в соответствии с общей культурной атмосферой Хаба­ровского региона. Точнее Приморья!

На соседней, 21-й странице напечатан репортаж поэта, прозаика Вла­димира Михайловича Тыцких «К истокам» о яхтенном походе «Командора Бери­нга» по морскому пути первопроходца, адмирала, великого гражданина и патриота России Геннадия Ивановича Невельского. Репортаж великолепный! Пафос любви к «малой-великой» Родине, к Приморью, у Владимира Тыцких такой же горячий и искренний, как у Ивана Ильина и у Ивана Бунина в целом к России.

Процитирую обобщающий финал: «Помнить - значит продолжать. Путь адми­рала Невельского стал нашим - мы прошли его, и он открылся нам. Открыл­ся не только широтами и долготами, ветрами и течениями, волнами и тумана­ми, далеким, едва различимым со всех сторон горизонтом и недоступным бли­зким берегом, почти незаметно проплывающим то с правого, то с левого бор­та. Открылся сутью, первозданным и непреходящим смыслом своим.

Путь одоления. Путь познания подлинных ценностей. Единственное нас­тоящее наследие, подаренное нам предтечами, отцами, дедами, народом на­шим. Самое дорогое, что есть у каждого из нас в земной жизни. Если не проглядели, не прошли мимо, не отказались, не продали, не промотали, не сдали без боя, не предали...

Путь к истокам».

Духовные истоки и истоки гражданского мужества вырастают из одного корня - души народной. Комментарии излишни.

Р.S. Морской поход был посвящен 200-летию Геннадия Ивановича Не­вельского, юбилейная дата отмечалась 5 декабря 2013 года. В следующем году, в 2014-м мы будем отмечать 200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова. Опять соединяться истоки мужества и истоки духовного подвига. Поистине наша Россия – исполин!

 

 

Project: 
Год выпуска: 
2014
Выпуск: 
2