Людмила ТЕМЧИНА. Мотив поколения
Рецензия на роман-трилогию Владимира Пронского «Провинция слёз»
Над этим монументальным трудом Владимир Пронский работал более двух десятков лет. На более чем тысяче страниц книжного текста разворачивается история простой русской семьи, начиная с 30-х годов ХХ века и заканчивая началом 90-х. Масштабное произведение охватило значительный отрезок времени и жизни множества героев разных поколений. Эта книга не для легкого чтения, но она достойна самого широкого читателя.
Большая часть действия проходит в селе Князеве близ Пронска на Рязанщине. Герои – самые обыкновенные люди. Главная героиня – Надёжка Савина, дочь многодетной крестьянки. В романе Надёжка проходит путь от девочки-подростка до многодетной матери и бабушки. Личная ее жизнь развивается на фоне жизни страны, отражаясь в ней, как в своеобразном зеркале.
ПРОЛОГ
Перед коллективизацией, продав лошадь за долги, Савины оказались на перепутье, а позже, не желая вступать в колхоз, всё-таки от греха подальше отвели корову на общий двор, расстались с земельным наделом и переехали из родной Мотовки в лесное Городище «с обидой на людей и власть». В тот лихой год, вопреки всему, Надя, выросла и похорошела, «не девка, а загляденье стала… Милое курносое личико, недлинная, но густая коса, талия обозначилась и плечи округлились…» Перед Троицей, нарядившись в атласную бежевую кофту с длинными рукавами и перламутровыми пуговицами, девушка собралась в гости к сестре Вере, лет десять назад вышедшей замуж в Князево. Дорога непростая: землянка отшельника, лес… В лощине перед селом Надя увидела князевское стадо и было успокоилась. Но ее словно поджидал огромный бык, – испугавшись, она не знала, как от него спастись. «Правда, совсем рядом стояла одинокая молодая груша, и, не успев ничего сообразить по-настоящему, Надя метнулась к ней, споткнулась, испуганно вскочила и еле-еле успела зацепиться за нижние ветви». Надя просидела на дереве несколько минут, показавшиеся ей вечностью, крича о помощи. К счастью, подоспел молодой пастух Павел Савин – спас Надю от быка… и назначил ей свидание.
Именно с легкой руки Павла все стали называть ее «Надёжка». Между парнем и девушкой вспыхнула первая любовь. Через год их поженили. «Хотя время стояло тревожное, голодное, но свадьбу сыграли не самую бедную. Два дня гуляли у Савиных. Два дня у Надёжки гудела голова от счастья и внимания людей, а на третий, когда разошлись и разъехались гости, она вдруг поняла, что оказалась в другом мире». Так началась ее взрослая жизнь.
Родители мужа – Григорий и Акуля – сначала встретили её ласково, но потом начали называть «пустоцветкой». За те два года, пока Павел служил, свекор «надоел до невозможности». Мать же говорила дочери: «Терпи. Бабья доля известная!» Но когда Надёжка убедилась, что беременна, то разревелась «слезами радости». С того памятного дня на неё смотрели как на царицу. Жизнь налаживалась: и в семье, и в селе, несмотря на отдельные «перегибы». Савины обзавелась коровой. Чуть ли не до последнего дня беременности Надёжка ходила на работу в колхоз, и бабы считали ее своей. Однажды утром она родила семимесячного Сашку – своего первенца.
ПЕРВАЯ КНИГА
Нрав села патриархален и жесток. Но так сложилось веками. «Мы люди простые. Вперед не суемся, сзади не отстаем», – заявляет Павел. Он – сын конокрада Григория. Они были последними людьми, но после Финской кампании стали в почете. Смена поколений происходит на глазах читателя. После Сашки Надёжка тяжело рожает Бориску. «Счастливым будет – весь в мать курносенький», – замечает ее сестра Вера, но со временем, к сожалению, все сложится не так.
В первой книге особенно колоритно описывается нехитрая деревенская жизнь со сказками про домовят, деревенскими плясками, бедностью. Угроза новой войны уже в воздухе. «Главное, чтобы какой-нибудь заварухи не вышло. В газетах-то только и пишут: то в одном месте неспокойно, то в другом агрессия», – говорит Павлу шурин Дмитрий. Но «заваруха» произошла. Когда близ Князева строят рубеж обороны, до жителей доходит: «Вот и к нам пришла война!» Военные печали перемежаются лишениями, ставшими еще тяжелее. Война даже в тихом селе дает о себе знать. Показывая «проводы» председателя колхоза Волочаева, уходящего на фронт, автор говорит: «Он не знал, как сложится дальнейшая жизнь в Князеве. Но в том, что она не будет лучше, был уверен». И в подтверждение этих слов, через Князево один за другим из-под Тулы идут обозы с ранеными. Но даже эта мрачная реальность имеет свои лучи света. Таким светом становится речь Сталина и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Показывая отвагу и героизм сельских жителей, автор при этом никого не идеализирует, как не раз бывало в литературе. Ведь он показывает реальную жизнь, а не лубок. Чувство патриотизма борется с собственными интересами: многим тесно от внезапных постояльцев-солдат, Григория возмущает часовой у его собственного дома. А Ксенофонта Ивановича – возницу из Пронска – часовые убили за то, что, хватив лишку, он начал бегать ночью по селу. И рядом курьезные моменты: Надёжке оказывает внимание рыжебровый красноармеец, и Григорий упрекает ее за то, что она улыбалась солдатам. Рефреном – голодный сын Бориска со своим вечным «Мнямня».
Автор показывает напряженное ожидание сельчанами писем, когда почтальон Зина Филимонова по прозвищу «Погремок» становится своеобразным громоотводом чужих бед. «Чуть у кого что-то случилось – сразу я виновата!» – сетует она. А «случаи случаются» в эти годы очень часто… Не зря к внебрачному сыну почтальонки приклеилось прозвище «Военный», но его мать никто не винит, а наоборот – помогают его растить. Даже и голодные будни, кажущиеся бесконечными, не помеха. И всё-таки люди устают, озлобляются. Когда Надёжка родила дочь Нину, свекровь Акуля хотела ее утопить при «крещении» в ведре, «чтобы не мучилась», а после невозможно каялась.
Нет мужчин, и женщины занимают их место. Надёжка сразу после родов воровски заготавливает с Верой лес для ремонта обрушившейся избы и получает кровотечение. Но отлеживаться некогда – надо думать и о будущем урожае, и о прокорме семьи. И она не одна такая. Но все равно некоторые дети умирают от голода – у невестки Нюры, у Зины, ставшей вдовой, которая с отчаяния везет мертвого ребенка в Пронск – упрекнуть председателя РИКа.
А лесник Фокин и в это время строит козни Григорию, мстит за старую обиду; обмеряет ворованный лес. Формально он борется за справедливость, но дело идет о выживании. При этом срывает зло на Надёжке. Символично, что Григорий пытается ему отомстить и даже, находясь при смерти, хочет поджечь его дом, и умирает на чужой усадьбе. Сын Фокина служит в похоронной команде, заодно присваивает вещи убитых, деньги – все это пересылает отцу. В результате лесник купил корову, мечтает поставить избу и… вставить золотые зубы. Своим стяжательством Фокин восстановил народ против себя. Зина с Надёжкой в сердцах чуть не утопили его в проруби. Но мстительный лесник все-таки становится жертвой своей скупости. Когда, уже после войны, он едет к дантисту вставлять золотые зубы, его до ниточки грабит шпана. Скопидомок тронулся от этого разумом и умирает в безумии.
Но были и другие люди. Когда у Савиных прохудилась крыша, Пантелей с сельчанами помогли Григорию отремонтировать избу, а сам Пантелей, надорвавшись, умер. Качнулась деревенская мораль. Но женщины и в этой ситуации ведут себя неодинаково. Зина, спасаясь от голода, идет, что называется, по рукам, но подруги и сельчане не осуждают почтальонку. Потому что у неё детишки «гроздьями» с печки висят. У Зины характер отчаянный, в то время как у сестер Савиных – традиционный. Зовут их Вера, Надежда и Любовь. И это, конечно, не случайно. Поддержка сестер сказывается во всем – и в горе и в радости. Хотя они разные – мечтательная мягкая Надёжка, строгая, консервативная Вера, смелая Люба. На войну приходятся их лучшие годы – годы молодости. Любовь в романе Пронского всегда соседствует с разлукой, а то и с обидами. Ну что ж: это жизнь!
Надёжкин Павел всеми правдами и неправдами рвется увидеть своих домочадцев. Он, например, тайком навещает родню, возвращаясь из госпиталя в Раненбург. В другой раз, чтобы помочь голодающей семье, идет на подлог. Но за такую военную «хитрость» приходится расплачиваться жизнью; Павла отправляют в штрафную роту, где он вскоре погибает.
Сложны и неоднозначны пути нравственности в романе. Так, разведенная Катька Пономарева, жестоко обращаясь с дочерью, в детстве изуродовала ее. А при первой же возможности выгнала из дома, чтобы устроить личную жизнь – принять ухажера. Но, избалованный в войну женщинами, Егор уходит от Кати. Вера, приютившая беременную дочь Пономаревой – невесту сына Федора, в свою очередь прогоняет ее мать. И Катя так и не узнала, что станет бабушкой, – с отчаянья она едет на фронт, где становится калекой и умирает. Справедливость торжествует? Но что взять за эталон справедливости, если Егор выдвигается в начальство и проявляет себя чванливым, бездушным бюрократом?!
Роман выдержан в духе реализма. Но он не чужд и мистических отступлений. Большое место в картине романа занимают сны. Когда убитый горем от гибели сына Григорий умер, Надёжка стала жить особой тайной жизнью. Во сне ей явился Павел в белой одежде, а вместе с ним отец, племянник Федор, Ксенофонт, рыжебровый солдат, Пантелей Иванович, секретарь райкома Бирюков – все те, кого к этому времени не было в живых. Сцена встречи покойников потрясающа. Каждый из них рассказывает свою историю, еще не известную читателю.
ВТОРАЯ КНИГА
Во второй книге романа описывается не только восстановление страны, но и вдовство, безотцовщину, бандитизм, гримасы поздней сталинщины.
Как для большинства женщин, для Надёжки семья – это главное. Так повелось с юности. И она вызывает симпатию. У главной героини есть особый магнетизм, красота, хотя о ней автор прямо не говорит, но что подтверждает появление её нового поклонника – Дмитрия Ивановича Савина, однофамильца первого мужа.
Инженер попал в эти края в пику матери, хотевшей в Алексине женить его против воли… Грамотный, интеллигентный Савин пытается наладить не только свою личную жизнь, но и жизнь в селе.
Радость новых отношений Надёжке омрачают путы прошлого: стыд перед памятью о Павле, недовольство старшего сына Сашки – то скрытое, то переходящее в бунт. Да и сам Дмитрий Иванович понимает, что ему не особенно нужны чужие дети, а своих пока нет. Встретив однокурсника, а теперь больного отшельника Байдикова, живущего ловлей барсуков, он уговаривает его сняться с психиатрического учета. Послушав «упаднические» стихи Байдикова, он велит ему от греха подальше сжечь тетрадь. Он вспоминает, что его сестра, писавшая стихи, была репрессирована.
Но не так проста жизнь. И когда отшельник едет в областной город, то в первом же трактире видит опустившего и просящего милостыню Фокина, который прилюдно оскорбляет его. По злой иронии судьбы, уже порвавший с прошлой жизнью, освобождая последнего барсука из петли, Байдиков сам попадает в барсучью нору и погибает… Трогателен иносказательный рассказ об этом от имени барсучонка. Этим автор подчеркивает, что прошлое на то и прошлое, что не отпускает просто так.
Особенно красноречив следующий эпизод. Дмитрий Иванович хочет организовать в цехах самодеятельность, «которая многим помогала забыть житейские невзгоды», и… появились новые невзгоды: портрет Сталина в актовом зале по чьему-то недосмотру оказался повешенным вверх ногами, и Савину было велено скорее убираться из Пронска. Возвышенность концерта сменил страх поспешного бегства.
А главной героине выпали новые испытания: из Прибалтики Савин написал, что встретил и полюбил другую женщину. И это известие толкает Надёжку на невольную, хотя и поучительную поездку к супругу. В поезде, глядя в окно, «Надёжка увидела послевоенную страну и поняла, что войну по-настоящему не представляла». Но ее эхо дает о себе знать и через несколько лет. В Литве свирепствуют «лесные братья». Надина соперница – тоже вдова, потерявшая на войне и мужа, и сына. Виктория приехала в Литву, чтобы попробовать жить по-новому. Оказалось, однако, что одного желания мало. Но и Дмитрию Ивановичу нелегко дался разрыв с Викторией: она плакала, умоляла остаться и никак не хотела расставаться с ним несмотря ни на что.
Автор показывает, что жизнь жестока, особенно в суровое время, и счастье одного часто оборачивается несчастьем другого. У каждого – свой интерес, и часто они вступают в конфликт, создавая тем самым напряжение сюжета.
Соединившись в Литве, Савины прожили там недолго и решили переехать в Подмосковье, ради сохранения общего сына Володьки и гонимые страхом перед «лесными братьями». В Белых Столбах Надёжка устроилась на работу и впервые получила первую зарплату «живыми деньгами», ставшими для нее потрясением. Здесь у нее родился пятый ребёнок – Митя. Помыкавшись в Подмосковье, Дмитрий Иванович уговаривает жену переехать в Алексин.
Малограмотная по воле обстоятельств Надёжка не понимает культурных устремлений Дмитрия Ивановича. Если муж – типичный советский интеллигент с широким кругозором, то ее мало волнуют коллизии времени. В этом ее житейская устойчивость, но и узость. Она – типичная «сумасшедшая мать», для нее, как и для многих других, счастье в детях. Но маленькие детки – маленькие бедки. Сашка не одобряет выбор матери и рано уходит из дома. Он учится в училище, потом устраивается на стройку. Бориска – сложный парень: хулиганистый, вздорный, обладает болезненным самолюбием, которое также гонит его из дома в подмосковный интернат для слабовидящих.
Как ни парадоксально, развенчание культа личности больно ударяет по Надёжкиной семье. Со свекровью отношения были первоначально сложными, но потом стали налаживаться. Надёжка устроилась техничкой в школу, а позже помощницей к стоматологу-надомнику. Но зыбкое семейное счастье омрачает возвращение золовки из ссылки. Озлобленная женщина оказалась разочарованной в жизни. Мария Ивановна, не скрывая этого, ревнует брата к невестке, настраивает против нее и Дмитрия, и мать, называя сноху «дремучей деревенской серостью». Обладая садистическими наклонностями, Мария Ивановна издевается тайком над детьми Надёжки, а в довершение всего бьет ее саму – делает все, чтобы выжить.
Однако Дмитрий Иванович не спешит уезжать. Он ссылается на то, что здесь культурнее. Но за эту культурность он слишком дорого платит… Неслучайно сосед Евсей называет его «размазней». Ей ничего не остается, как забрав детей, вернуться в Князево. Но в одну реку дважды не войти. Свой дом Надёжка находит разваленным, а сестра ведет с ней холодно, – ей чужды городские привычки сестры. Вера и ее муж Алексей заявляют, что «со своим инженером» она стала «дуроломная». Теперь Надёжка чужда и городу, и деревне… Она ремонтирует-таки свою избу. Но… потом ломает руку и задумывается, отчего на нее падают несчастья. На самом деле, судьба ее тяжела, как тяжела судьба многих неустроенных деревенских женщин. Но не всё так мрачно. Даже в больнице у Надёжки ни с того ни сего будто вырастают крылья. И сны-видения теперь изменились. Она видит воображаемые картины спокойного мира, где разгуливают «павлины, птицы и пчелы вьются над цветами…» – и все заботы будто решаются сами собой. Ее влечет к мужу, младшим детям. Влечет, пожалуй, больше, чем мужа – к ней.
Вернувшись в Алексин, она застает смерть свекрови. Но и теперь, несмотря на злое отношение сестры, Дмитрий Иванович не торопится переезжать на родину жены. При очередном прощании с ней он чем-то удручен. Надёжке «казалось, что Митя хотел сказать напоследок что-то особенное, важное, нужное им обоим, но не успел и поэтому так долго бежал за вагоном…» Она так и не успевает пожить спокойно: вскоре получает от Марии Ивановны телеграмму: «Умер Митя».
Самое гнусное в этой истории то, что сама Мария и была виновницей гибели брата. Она хотела выжить его из дома, издевалась над ним, а однажды выкинула на улицу все его вещи… С ним стало плохо.
«Говорят, даже в отрицательном человеке всегда есть что-то положительное, но, видимо, те, кто так говорит, – ошибаются», – с горечью заметил он перед кончиной.
Почему же так трагически оборвалась жизнь Дмитрия Ивановича? Похоже, жизнь не сложилась так, как могла бы, из-за его мягкотелости. Даже после смерти матери он «…оттягивал окончательное отселение – ждал подходящего момента в настроении сестры, чтобы поговорить спокойно, не обостряя отношений, и уйти тихо, мирно, не портя нервов ни ей, ни себе». Порядочность, как ни странно, постоянно приводила к тому, что он всю жизнь сидел на двух стульях, – и это погубило его.
После смерти Дмитрия Ивановича Надёжка вновь погружается в пучину одиночества... Весь роман – это борьба с неустроенностью и одиночеством. Но наибольшее развитие эта тема находит в заключительной книге.
Сильной стороной прозы Владимира Пронского является доскональность раскрытия характеров героев, даже малозначительные имеют у него свою характерную биографию, с ретроспективой в прошлое, мировоззрением. И логические звенья складываются во внушительную цепочку. По праву роман можно назвать энциклопедией деревенской жизни.
ТРЕТЬЯ КНИГА
Неслучайно каждая новая книга романа ознаменована серьезными изменениями в личной жизни главной героини. В третьей книге описан нелегкий и, к сожалению, последний этап жизни Надёжки. Выросшие дети, увы, не все пошли по прямой дороге.
Борис еще в юности уезжает в Орехово-Зуево, в интернат для слабовидящих, и оседает там. Тяжелый характер дает о себе знать. После пьяной драки он оказывается на скамье подсудимых. Нина – в школе отличница – ищет, как ни странно, лишь легких развлечений. Да и выпускник ФЗУ Сашка дружит с зеленым змием. Сашка, Борис, Нина – все неблагополучные, неравнодушны к выпивке, вечно тянут с матери деньги.
Сама Надёжка, выйдя замуж (сошлась) за Фадея Никушина, словно заново начинает жизнь, начинает обустраивать общий дом. Фадей моложе Надёжки на шесть лет. Когда она до войны вышла замуж, он «ходил в парнях». К счастью, за всю войну Фадей не получил ни царапины. После войны он выучился на пчеловода и стал заведовать пасекой, став не последним человеком на селе. Женился на Глаше, родилось двое детей, но потом супруги начали ругаться, а Никушин – выпивать. Друзья – Архипов и Барков – советуют ему жениться на Надёжке. Она нравилась Никушину всю жизнь, а к пятидесяти годам «оба стали готовы на выданье…» Будущие супруги осторожничают, перед тем, как сойтись, долго приглядываются друг к другу. Фадей Никушин – работящий, любит животных, возмущается издевательствам над ними. Он – принципиален, не боится возразить агроному-вымогателю Прижимайло. Он верен сельским порядкам и до последнего не хочет их нарушать, но при этом очень самолюбив, а спьяну может «наломать дров».
Между тем старые устои сменяют новые. Село становится малолюдным, молодежь уезжает в города. Рождение соседской девочки воспринимается, как праздник. Закрывают школу, в которой училась еще маленькая Надя. Все больше наступает цивилизация. Лошадей вытесняют машины. От старой деревни мало что остается. Меняются – не в лучшую сторону – и нравы. Если раньше сенокосили с Петрова дня, то теперь всё обкашивают, не давая траве по-настоящему вырасти. Люди богатеют, приобретают телевизоры, Надёжка с Фадеем строят добротный дом с верандой. Откладывают деньги на сберкнижки. Навещающие дети, когда-то были рады картошке, теперь никогда не уезжают от нее пустыми – а с яствами.
Надёжка ищет смысл свой личной жизни. Автор словно наталкивает на мысль, что счастье женщины – это личное счастье. Но счастье счастью – рознь. С возрастом мельчают чувства. Фадей Никушин пьет, «по пьяни» загуливает с Ниной, тем самым едва не сведя жену в могилу. Он увиливает от домашних забот. Семья превратилась в фикцию. Тем более, и Надёжка признается подруге Аниске, что вышла не по любви. Как не могла она в полной мере понять интеллектуальных запросов Дмитрия Ивановича, так не могла и сочувствовать злоключениям Никушина.
Прошлое давит на Надёжку. Сын Сашка ревнует ее к Фадею, как ревновал к Савину, и этой ревностью разрушает и себя, и хрупкий покой родной семьи. С детства таящий и копящий мелкие обиды, он снедаем гордыней, и топит ее в вине. Алкоголизм – беда села и в книге, и в жизни. Пьющие – и в плохие, и в хорошие времена – спаивают и других, и пьянство идет цепной реакцией. А у Надёжки свои пробелы и проблемы. Она, малограмотная колхозница, признает, что не любит писать письма – даже родным детям. Она не находит сил навестить Бориса на свободном поселении в Алма-Ате. Попытался съездить к нему средний сын Владимир, но так и не доезжает до брата. Кончается все тем, что Борис пропадает. Владимир, ставший отцом, едет в Алексин, но не находит могилы отца. И мать ничем не может ему помочь. Оказалось, что Надёжка ни разу не была там – у мужа, которого никогда не любила, как не была она и у своей первой любви – Павла… Одно цепляется за другое, и она вдруг поняла, что «очень многое в жизни делала неправильно, не так как надо, без божьей искры в душе» – вот в чем беда.
На протяжении всего романа жизнь проходит за строительством да ремонтом домов, обустройством быта, хозяйства. Для Надёжки крепкий дом – давняя ее мечта – символ крепкой семьи. Общественному – она предпочитает личное. Что ж – женщина должна оставаться женщиной, и все же ей недостает некой широты. Заземленная забота о сегодняшнем дне мешает заглянуть в будущее, оглянуться на прошлое. «За ежедневными, все возрастающими хлопотами, она не обращала внимания, какой день недели идет, не знала, что творится в мире. Время ее не интересовало». И это рикошетом сказывается на отношении детей.
Не все, однако, безнадежно. Владимир Савин с детства отличается отзывчивостью и «сердечностью». Он пытается соединить осколки семьи, сохранить преемственность. От Дмитрия Ивановича он унаследовал интеллигентность и мягкость. Он без восторга, но с пониманием относится к связи Надёжки с Фадеем – как пути ухода от одиночества. Часто он с братом Димой приезжают в родное село охотиться, но всё это в спешке, наездами. Его влечет Москва, где много интересных людей, памятных мест. Но и он, покинув село, хлебнул вольностей городской жизни, вошел во вкус – развелся с женой. Ездит в Крым, где гуляет с молодыми девчатами. Владимир больше всех помогает матери, но ничто человеческое ему не чуждо… Автор мастерски чередует «светлые и черные полосы» в жизни героев. Но свет часто призрачен, темнота же – зловеща. Например, просветление двоюродной сестры Густи на кладбище сменяется появлением пьяной Нины. Радость Надёжки от общения с родственниками догоняет ударом: во время ее отсутствия, дочь загуляла с выпившим отчимом. У каждого героя – свой характер, свои цели. И часто они вступают в конфликт. Что одному радость, другому – трагедия. Но подобное энергичное изложение материала позволяет держать читателя в напряжении. Молодость всегда окрыляет, а старость всегда грустна – устроенная или не очень. Автор мастерски показывает это.
Умирают соседи – ровесники Надёжки, ее подруга молодости Зина. У Веры растет опухоль, а она отказывается лечиться, уповая на Бога. Дочь Нина ведет беспутный образ жизни, транжирит деньги, – личная неустроенность еще больше толкает Нину на лихую жизнь. Бывший счетовод Михаил Фокин, в войну хоронивший убитых солдат, теперь по иронии судьбы «жгет» павших поросят на свиноферме. На смену ему пришла «бойкая молодежь». Старость притягивает болезни. После семейных потрясений Надёжку разбивает инсульт, к счастью, отошедший после больницы. Одиночество усугубляет конфликт с Фадеем – никаких чувств нет, их объединяет лишь жизнь под одной крышей.
Даже антиалкогольная компания тяжело ударяет по Савиным. Нину арестовывают за спекуляцию спиртным и, угрожая заключением, принуждают к сотрудничеству с милицией. Для Нины это унизительное дело. Напившись тормозной жидкости, она пытается покончить с собой.
И благие намерения приводят к краю. Наездившись по следственным изоляторам в качестве «наседки», женщина начала понимать, что большинство людей страдает из-за выпивки, из-за которой она и сама страдала… Но хэппи-энда не выходит. Владимир Пронский, как реалист, показывает не только мечты, но и действительность. Нину не освободили в обещанный срок от подневольной «работы», и от разочарования она напилась вновь и умерла.
Смерть дочери тяжело ударила по Надёжке. По иронии судьбы, пьянство, от которого умерла Нина, цвело и на поминках. Владимир тоже не уступает старшему брату и односельчанам. Через три месяца после похорон он привозит друга и... ящик водки. Пьет и поит односельчан. Пьянка перемежается с песнями и весельем. Владимир сам стыдится своего пьянства в Князеве, но признает, что человек умен задним умом. Беда не приходит одна. Вскоре после похорон Нины слёг и Никушин. После его смерти постаревшая вмиг Надёжка «вдруг поняла, что скоро станет окончательно свободной – уже стала – но от кого и от чего?» И ей так не хочется такой свободы – лика одиночества!
Пойдя за грибами с Любой, оставшейся в селе по ее просьбе после похорон Никушина, она находит разбитую молнией грушу, около которой ей назначил свидание Павел. Все идет по кругу.
– Значит, и мой век скоро закончится, или уже закончился, – заключает Надёжка.
– Гляди, какая поросль вокруг кипит! – утешает ее сестра.
Эти слова не только о деревьях. Это – аллегория человеческой жизни, её неизбывности.
ЭПИЛОГ
Эпилог романа показывает затухание жизни, ее занавес.
В селе жителей мало, летом большинство – дачники. Дмитрий мотается на Север, теперь навещает мать только Владимир. Надёжка все чаще болеет. Жизнь в стране меняется на глазах, все дорожает. Были случаи, что у торговцев из деревни отнимали мясо, предназначенное для продажи, и сжигали, создавая искусственный дефицит. Люди совсем запутались.
Автор устами своего героя Владимира, думает: «Уж сколько, даже на его памяти, было всяких «перестроек». И пусть они назывались по-иному, но каждая из реформ вынуждала что-то ломать и переделывать. Будто без разрушений нельзя обойтись!»
Надёжка же уже мало думает о мирской жизни. Теперь, словно исправляя ошибки и заблуждения молодости, она все больше времени проводит на кладбище, где похоронены ее родственники, заходит в восстанавливаемую церковь, предлагает батюшке свою помощь. Однажды ей захотелось навестить своих родителей на приходском кладбище в Буграх. А когда побывала там, то поняла, что посетила родительские могилы неспроста: в какой-то миг ей показалось, что родители совсем рядом…
Она умерла на руках у Владимира. Это произошло вскоре после рождения у него дочки от второго брака. Так печально произошла смена поколений – последняя в романе. После кончины матери Владимир почувствовал, что «теперь приходит время молодежи. И уже не важно: хорошее или плохое. Это – время их поколения. У каждого поколения – свои песни, но мотив – общий, и исходит он из глубины той земли, на которой жили, живут и будут жить его люди».
Главная героиня прожила длинную, трудную и не очень счастливую жизнь. Но, все-таки, это была полноценная жизнь женщины – труженицы, матери, жены – с невзгодами со всех сторон. Может показаться, что было мало хорошего. Возможно, в романе не хватает радостных минут. И все же – это донельзя реалистический роман, в котором не угасает постоянная надежда на лучшее, она питает людей, даёт им жизненные силы.
По объему и масштабу событий роман напоминает эпические произведения наших классиков. Пронзительно показывая простых людей, озвучивая их язык и подчеркивая нравы, Владимир Пронский поднял особый пласт, создал широкое художественное полотно провинциальной жизни – той самой, которая является истоком, питающим устои всех слоев российского народа.