Александр ДОНСКИХ. Антон, мы у тебя в гостях!

На телесно-нежного колера обложке книги «Весь мир у тебя в гостях» изображён молодой человек с бумажным самолётиком в руках. И пускает он этот самолётик… в космическое пространство - к мириадам звёзд, туманностей, галактик. В вечность? В никуда? К вышнему разуму? - кто знает! На оборотной стороне обложки самолётик летит уже в полном одиночестве, но не в космических сферах, а на том же телесно-нежном фоне; и сам самолётик такого же цвета, только контурами и светотенями угадывается.

     Телесно-нежное, без пошлости розовенького, - что-то в этом ангельское, может быть, не совсем возможное на земле.

     Автор этой книги ушёл из нашего мира. Ушёл молодым, кажется, тридцати пяти лет не достиг. И книги этой он не писал. Точнее, с юношеских лет он вёл разного рода записи для себя - и на бумаге, и с помощью компьютера, к примеру, некоторые стихи, прочитанные им, сохранились в аудиоформате, и к изданию книг, к писательскому признанию никогда не стремился. Записи были тщательно отобраны его женой Дашей и опубликованы в скорбную годовщину - в марте нынешнего года. В иркутской типографии «Форвард» вышел скромный тираж книги. Имя автора - Антон Киселёв.

     Он жил так, как писал. Для себя писал, будем настойчивы в уточнении.

     В «Предисловии» читаем: «Громкий, эксцентричный, человек-театр, человек-импульс, человек-фейерверк, и вместе с тем - ранимый, ищущий и не находящий ответов на многие свои вопросы о смысле жизни, о бессмертии души…»

     Прочитывая и перечитывая его записи, мы всё отчётливее и порой всё взволнованнее понимали - записи ему нужны были для того, чтобы - расти. Расти духовно, философски, научно, эмоционально, чувственно, умственно, эзотерически, мистически и как-то, видимо, ещё и ещё. «Навсегда прекратить. Стать настоящим. Научиться понимать», - на ультимативном срыве записывает он в дневнике за несколько месяцев до смерти.

     Стать настоящим!

     Стать настоящим - легко ли? «Его раздирали противоречия, - читаем в «Предисловии», - его выводили из себя обыденные рамки «привычного существования», он хотел быть вольным, свободным: писать по ночам стихи, музыку, гонять на велосипеде или на машине по ночному Иркутску… Антон никогда не искал для себя никакой выгоды, помогая тем, кто никак не смог бы его отблагодарить… Во многом он был большим ребёнком».

     Стать настоящим - не иллюзия ли?

 

     …Эпизоды - по отдельности, -

     Вот что я такое.

     Так скучно быть кем-то одним!!!

 

    Три восклицательных знака - как триединый знак отчаяния; может быть - трезубец, которым метишься в собственную душу.

   Но где, в чём спасение?

 

     Свобода, Свобода, Свобода,

     Я хочу тебя одну во всём мире!

     Одну, одну и только одну -

     Жизнь моя, Свобода!

 

     Свобода - спасительница? Она сделает тебя настоящим?

  

     Когда-нибудь.

                             Когда-нибудь.

     Мы все будем любить друг друга.

                             Все-все-все.

                                                 Всех-всех-всех.

 

     Любовь - спасительница? Она твой путь к тебе - настоящему?

     Нет, нет, кажется, что-то другое твой путь!

 

     Себя сохранить для кого?

     Конец… Потом ничего.

     А если сделать вот так -

     Весь мир у тебя в гостях!

 

     Огонь разожги внутри,

     Потом поблагодари.

     Оставь для других свой страх -

     Весь мир у тебя в гостях!

 

     Состарься на много лет,

     Войди в пустоту планет.

     Их свет - он будет так рад:

     Весь мир у тебя в гостях!

 

     Пойди через чертополох,

     Их смех позабыл свой вздох,

     Останься у них в глазах -

     Весь мир у тебя в гостях!

 

     Неловкость, шероховатость некоторых фраз, недоотточенность, неподтёсанность смысловых посылов - это как следствие продвижения в потёмках, неуверенности, излишнего напряжения: ведь найти, определить и принять нужно самого себя - настоящего! Где я - настоящий? Какой я - настоящий? Не ошибиться бы!

     А может быть, я, наконец-то, раскроюсь и выявлюсь как надо, когда ко мне нагрянет весь мир в гости? Весь мир, с его светом и тьмой, ужасами и радостями, уродством и гармонией, - со всем вселенским его разнообразием, мы можем в себя принять, но, наверное, только тогда, когда развиваемся. Когда развиваемся в свободе и любви. Когда жаждем свободы и любви. А жажда не может быть поддельной, как не может быть поддельным огонь. Да и вода - тоже.

     «Антон был одарён многими талантами, - пишут его близкие, - прекрасно знал английский, великолепно пел, играл на фортепиано и гитаре, подбирая на ходу любую мелодию. Многие из тех, кто его знал, отмечают его необычный, нестереотипный и разнообразный музыкальный вкус. Он легко мог услышать мельчайшие гармонические и интонационные детали, придающие любому произведению оригинальность, и затем объяснить каждому, что именно из-за них оно стало популярным. Музыка, от признанной классики до ультрасовременных электронных композиций, сопровождала Антона повсюду. Страсть к ней отразилась в значительной части оставшихся после него стихов, имеющих порой отчётливую куплетность и ритмику. Музыка и поэзия так и не стали делом его жизни - видимо, на них просто не хватало времени, а может быть, сил».

     И слава Богу, что он не рвался в профессионалы так называемых творческих профессий! Там - нескончаемый бедлам само- и себялюбий. Там нередко человек не хочет быть собою настоящим, чтобы не раскрыть своих слабых сторон, а если слабина какая-то - значит, будут бить. Там можно столкнуться с противоестественной, хамелеоньей жизнью. Выживают там, умудряясь состояться, единицы, которых не Ангелы ли Божьи ведут? И Антону, похоже, напротив, как раз хватило сил, воли, духа, чтобы не свернуть со своей верной тропки простой человеческой жизнь, которая неустанно, хотя и не всегда ровно, ведёт к самосовершенствованию, опрощению, к любви и дружбе.

     Он расслышал - чего многие из нас не слышат и слышать не хотят - из глубин своей души: стань настоящим!

 

     Я никогда не смогу передать

     словами, что происходит со

     мной, когда выпадает снег.

 

     Вот и прекрасно! Он, конечно же, знал, инстинктивно помнил каждой клеточкой своей беспокойной сущности, что «произнесённое слово - это уже ложь».

     Но человек не может не произносить слова, не может не общаться, хотя в религиях мира известны молчальники, и их боготворят. Человек, простой, нормальный человек, которому не свойственно искажённое самолюбие, хочет, чтобы слово стало правдой, человек хочет, чтобы слово учило побеждать и прежде всего самого себя, свою греховность, слабость, человек хочет, чтобы слово помогало любить и прощать. Но, замечено, для хорошего дела всегда почему-то нужно немного слов, немного фраз и вовсе не нужно речей или так, для порядку немножко. Может быть, потому, что люди ещё умеют говорить друг с другом глазами, которые, как от века бытует, - зеркало души. И Антон всю свою жизнь искал эти простые, малословные слова, чтобы - не солгать (или - не-очень-не-очень сильно!), чтобы приблизить себя к себе настоящему.

 

     Вот. Теперь смотри. Это - я.

     Ваш Антошка. Дружная семья.

     Из-под губ моих едва-едва

     Капают зелёные слова.

 

     Мутные, беспутные слова.

     Чёрные, топорные дрова.

 

     Как это правильно: слова - дрова! А душа ждёт истинных чувств, и они приходят, словно бы наградой за долготерпение.

 

     Пусть тихо падает снег.

     Нас будут вместе вовек

     Ночные улицы ждать.

 

     Пускай смеются года -

     Мы будем вместе всегда

     По кругу друг с другом гулять.

 

     Но Судьба не дремлет, она нередко становится врагом и соперником жизни человека, проверяет, гнёт его. И надо выдержать удар или же - пропал.

 

     Что-то со мной стряслось,

     Вдруг в голове завелось,

     Сделалось вокруг вкривь и вкось,

     Мысли прострелило насквозь…

 

     Перетряхнуло, перевертело, вверх тормашками пронесло под откос, и если выжил, очухался, зализал раны - и путь может увидеться яснее ясного: как же я раньше не понимал, дурень, вот чего мне надо было, вот чего не доставало, вот о чём я позабыл!

 

     Маме

 

     Алкоголь состоит из тепла.

     Океан состоит из стекла.

     Пустота состоит из теней,

     Чтобы солнце светило светлей.

 

     Механизм состоит из мужчин.

     Внешний мир состоит из причин.

     Ну а я состою - из тебя.

     Потому что ты мама моя.

 

     И надо стать лучше, чище, чтобы её не огорчить - маму. И снова - искать, искать:

 

     Растворяется муть,

     Открывается путь,

     На который хотелось шагнуть;

 

     Открывается путь,

     И не страшно ничуть:

     Ждёт нас в гости Великая Суть!

 

     Но мы ещё не там, мы здесь, а потому:

 

     Кричат «ура» небесные тела,

     Сирены закусили удила,

     Трепещет Время стрелкой на часах

     И кот Василий улыбается в усах.

 

     Ирония, насмешка, самоподначка, розыгрыш, кривлянье, - кому что нравится. А как иначе, если душа от случая к случаю, а с годами, с мужанием всё чаще и чаще напоминает: найди себя настоящего, не успокаивайся. И найти нужно не где-то там, а здесь, здесь, на грешной земле, среди родных и друзей, среди коллег и случайно забредших в твою жизнь, во всём том, что ты ощущаешь - это моя жизнь.

     И когда-нибудь сможешь гордо сказать, возможно, только лишь самому себе, существенно переударив словами: «Это моя жизнь!»

     «Это моя жизнь!» - особенно отчётливо звучит у Антона в многочисленных записях его электронного дневника. Записи весьма любопытны. Давайте почитаем, коли нам разрешено.

 

      - Я не только знаю ответ на все вопросы, я ещё и знаю ответы, вопросов на которые не знает вообще никто!

     - Практикуйте непосредственность. Это отпугивает посредственность.

     - Логик во мне в отпуске вовне.

     - У меня крайне высокий индекс слонопосудолавочности.

     - Первая российская беда особенно страшна, когда за рулём сидит вторая.

     - А если из вакуума отсосать ещё и тишину?

     - Цифры мыслей, ноты чувств.

     - Глупой может быть только та ошибка, которая тебя ничему не научила.

     - Ненавижу ненавидеть людей, которых люблю. Люблю любить людей, которых ненавижу.

     - Не переоценивайте своего влияния на погоду.

     - Защита прав от потребителей.

     - Смотришь и отчётливо понимаешь, что человек - это НЕ тело, причём даже приблизительно не оно.

     - Хочешь жить - умертвейеться.

     - Меня тяжело понять. Но в этом нет необходимости.

     - Не упавший с кровати ребёнком не считается!

     - Маленькая книжка. О том, как человек ходил искать луну. И нашёл.

     - Юмор и интеллект по нашим временам намного удобнее брать напрокат, чем делать самому.

     - Я не думаю, что мне хотелось бы жить в мире, у которого есть конечная цель.

     - При этом я не сомневаюсь в том, что Вселенская Истина - в проекте - существует, но вот знает ли она сама, какая она? Может, она отчаянно хочет узнать о том, что она из себя представляет - и для этого она придумывает людей?

     - Ты вот думаешь: ты уедешь, а у нас тут всё останется как прежде - жизнь пойдёт своим чередом: планы, затеи, новые вечеринки… Нет! Наш мир застынет в неподвижности, как только ты покинешь его…

 

     Книга заканчивается рассказом «Несчастливый человек», «который… никогда не захочет быть абсолютно счастливым человеком».

     Бумажный самолётик летит. В вечность? В никуда? К вышнему разуму? Или - к нам? К тем из нас, кто хочет стать настоящим.

     Обратили внимание: «Хочешь жить - умертвейеться»?

     Давайте думать! Чтобы отгадать самих себя!

Project: 
Год выпуска: 
2014
Выпуск: 
9