Сергей КОСЫГИН. Возвращение мужской прозы. О романе Геннадия Старостенко «На Черной реке».
Производственный роман многие годы пребывал в изгоях у отечественной словесности. Причиной тому, можно предположить, было не столько отсутствие писательской потребности или читательского спроса, сколько оскудение самого предмета повествований – а именно, производства. Нет производства – нет и произведений литературы о нем. Кто-то из критиков праздно помянет «Цемент» Федора Гладкова, кто-то ругнет за бесталанность Артура Хейли с его устаревшей «производственной линией», где-то изойдет послеобеденной истомой «офисная проза», а то вдруг пузырем болотного метана булькнет и воспарит к производственной теме Юлия Латынина (это намек на ее роман «Промзона») – и ряска сомкнется снова. Тишь да гладь, он никому и не нужен, этот производственный роман – да хоть бы и социально-производственный, хватает и публицистики…
Справедливости ради следует признать, что ресурсные отрасли в долгую эпоху перемен все же не стояли на месте. Во всяком случае, нефтегазовая сфера ничуть не стагнировала – напротив, развивалась и даже обеспечила рост нашего благосостояния. Между тем природа этого роста на фоне стагнации и разрухи в прочих отраслях вызывала у нас беспокойство, некий «когнитивный диссонанс», как сейчас модно сказать. Порождала уйму вопросов: отчего оно так и «кво вадет» - или «благо оно или проклятие», эти рванувшиеся ввысь цены на нефть… Хотелось услышать толкователя – но не очередную говорящую голову из надоевших «ток-шоу», а такого, кто бы на пальцах и в образах посвятил бы нас в ресурсно-производственную кухню, рассказал бы, каково оно устроено…
Роман Геннадия Старостенко «НА ЧЕРНОЙ РЕКЕ», опубликованный в этом году в издательстве ИТРК, в заметной мере восполнил этот дефицит. Социальная злободневность и публицистичность нечасто бывают достоинством художественного произведения, но иногда можно говорить и о счастливом синтезе – там, где оно не во вред художественной форме.
В «производственной теме» автор не новичок. Что любопытно, в международную журналистику он когда-то пришел из многотиражки Первого часового завода, - журналистская судьба нерядовая. А по изгнании «ветрами перемен» из АПН в начале 90-х, добывал свой хлеб насущный, случалось, на вахтах в нефтяных компаниях, оперирующих в Заполярье. Предметное знание темы и верное художественное оснащение романа образуют редкий сплав, выводящий его из общего ряда.
Его сюжетная основа связана со становлением нефтяной отрасли в России начала «нулевых». Непримиримый критик пороков «новорусского капитализма», автор со знанием дела и хирургической точностью фиксирует и живописует его родовые травмы, повествуя, впрочем, не только о негативе, но и о той стороне природы современного производства и социально-производственных отношений, что еще связана с духом созидания и способна обратить нас к будущему. В сюжетных коллизиях сталкиваются негодяи-стяжатели и люди созидательного, инженерного склада, чьим стимулом все еще служит народный интерес, радение об общественном достоянии.
Публицистичность здесь не бьет в глаза, она звучит устами героев, открывается в фактах, о которых они сообщают. Автор предпослал тексту романа иронический эпиграф: Нефть – это наше все (из высказываний нефтяного олигарха). Но и «Черная река» как бы строится в подзвучие печально знаменитой Черной речке, где был смертельно ранен поэт. Незримое столкновение этого «нынешнего нашего всего» с тем далеким пушкинским и образует авторский пафос.
Кто-то, возможно, сочтет эту книгу чуть перегруженной техническими подробностями – но ведь и сам автор относит ее к разряду «мужской прозы», ориентируя в «читательскую зону», где еще не иссяк интерес к технической стороне дела, к вопросам конструктивным, к тому, «как все устроено». И вместе с тем все это, повторимся, не во вред художественной стороне, роман увлекает продуманной размерностью, сюжетной интригой, отточенностью слога. Думается, это одна из наиболее интересных попыток отразить время, наделенная автором высокой нравственностью, но вместе с тем и не осложненная дидактизмом.
От редакции: Поздравляем нашего давнего автора, Геннадия Владимировича Старостенко, с выходом в свет прекрасной книги! Желаем «новорождённой» счастливой судьбы и пристального читательского интереса!