Екатерина ГЛУШИК. Завидуйте: вам такого не написать!
Александр Лысков «Красный закат в конце июня», народный роман. Издательский дом «Сказочная дорога», Библиотека журнала «Двина», Москва-Архангельск, 2014 , 520 с.
Потрясающий роман. И это не эмоциональная оценка, это констатация. Роман потрясёт читателя любого. И того, кто ценит в книге правдивость. И того, кто ценит стиль и умение передать тонкости говоров и характеров. И того, кто ценит в книге информацию, ценит возможность познать мир. И того, кто интересуется историей страны ли, своего ли рода. Роман содержит всё перечисленное и много сверх того.
Казалось бы, что можно сказать нового в литературе? Единицы умеют сделать открытие. Среди них - Александр Лысков. Он впервые в истории литературы показал 14 поколений (колен) одного рода. Не сага о Форсайтах или жизнь Клима Самгина. Это полноценная история каждого из рода, начиная с Ивана Синца (1451-1491). Заканчивая Александром - 1947 год. Год рождения писателя Александра Лыскова, после этого романа стоящего особняком в русской и мировой литературе.
С романом я знакомилась частями - они печатался в журнале «Двина». И я не могла оторваться, поражённая повествованием. Нетерпеливо ждала продолжения. Как автор сумел передать быт, и крупными мазками, и мельчайшими деталями. Как увлекательно показал надсадность и стоицизм, не осознаваемый даже, освоения предками своими русского Севера. Прочитаешь запоем, а потом поразишься: какая огромная работа проделана! Какие архивы перерыты! Сколько книг перечитано! Сколько бывалых людей опрошено! Сколько земель исхожено! Сколько из собственной памяти вынуто! Потому что семья - своя - исследована.
Роман нельзя закатать в какие-то рамки. Сам автор назвал его «народный роман». О народе. Для народа. О народе, который показан в полноте силы и слабости, любви и неурядицах, в подвиге и в буднях. Для народа, который увидит, что он, читатель - связующее звено времён, он - носитель истории, носитель истины, носитель и основополагатель продуманной осмысленной морали, носитель свободы и воли. Он – суверен. Он - соль земли.
Этот роман – эпопея, каких ещё не было в литературе. Да и задуман он был автором, как тот сам признаётся, именно потому, что Александр Павлович вдруг осознал, что «никто ещё до сих пор так и не написал истории русской деревни от её начала до конца». Ни в «Истории села Горюхина» Пушкина, ни в «Записках охотника» Тургенева, ни у советских «деревенщиков» нет полноты. «Даже Фёдор Абрамов в своей незаконченной «Чистой книге» не посчитал нужным зачерпнуть глубже начала 20 века. История тех далёких времён в деревне казалась скованной вечной мерзлотой. Просто не хватало материала. Деталей жизни, к примеру, 15 века. Как одевались, добывали хлеб, торговали, строили мосты… Труба позвала. Сборы были долгими. А замысел - давним». Это от первого лица. Автор признаётся, что всплывали в памяти детали деревенского детства: «Вспоминались деревенские старики, последний кузнец в деревне, шорник; как санный мастер полозья дровней гнул из расщепленного берёзового ствола… Ручные жернова на повет – два круглых камня… Рыбёшка в реке, заяц на опушке леса…. И в конце концов, груз этих воспоминаний… утянул меня в глубину времён, на самое дно, где я оказался в окружении искомых человеческих образов и будто бы даже умом слегка тронулся, - разговаривать с ними стал, общаться. Всё отчётливей проявлялись лица, доносился внятный говор, стук топора, плеск вёсел… Открывались перед глазами времена года».
Книга те только великолепно, идеально написана, но и идеально выстроена. Состоит она из 14 частей. Каждое поколение - часть. «Часть I. Явь. Иван (Синец. 1451-1491). Укоренение на новом месте». О том, как муж да жена переселяются на русский север на земли угро-финских народов. Как обустраиваются - надо до зимы. Как начинают возделывать землю. Охотиться. Ловить рыбу. Хорониться от врага, от зверя. Входить в сообщение с местными народами. И как потом срадниваться с этими народами. Взаимообогащаться, перенимая и передавая свои знания. «А в воде муть уже улеглась на дно, лоснилась промытыми беличьими шкурками. Рвали, терзали эту донную красу двое: Синец (у церковников кличка Нечистого) упирался то слева, то справа для поправки хода. Молодая беременная Евфимья, или попросту Фимка, дуриком ломила сзади. На босых простоволосых водоходцах были тканые льняные обноски. Под их ногами зыбились пять заострённых брёвен, нанизанных на поперечные клинья... Сшит был плот ещё по снегу. Снялись с первым теплом, отзимовав у добрых людей в Заволочье за пяток резан из приданного молодухи. А сами они были новгородские. Тогда поголовно бежали ильменские славяне от многолюдья в поисках своего места на земле, на Север, как рыбы на нерест - метать зёрна в тысячелетние наслоения непаханых земель». Отправились эти двое в путь свой. Проложили путь русскому миру на русский север.
И далее. «Часть II. Никифор (Двоич) (1471-1525). Происки государства.
Часть XIV. Замысел. Александр (1947-…гг.). Свойство льда».
Многое, о чём идёт речь в романе, незнакомо не только читателю, но и историку, требует уточнения. Эти уточнения и пояснения даются столь органично – вкраплениями, отдельными справочными отрывками, что не мешает цельному восприятию, напротив, и разнообразит, и наполняет тебя смыслами. Через повествование, через сопереживание ты узнаёшь исторические факты, события.
А язык! Точность и красота. Выверенность фразы и свобода полёта речи. Наугад открой: «На Николу весеннего припекало. Сосны захлебнулись соком и словно испариной покрылись». «При подъёме на гору остатки псалмов Давида выкипели у него в душе. По пути в Сулгар начали слетать с губ купальские попевки. Подтягивала федула - одной струной на восклик, двумя на подвыв. Авдей пробно прокричал: «Нарождалися три ведьмы На Петра да на Ивана!» Он шёл босой, в синей рубахе, небрежно-низко подпоясанной. С уткнутой в живот федулой. И смыкал поперёк хода. Пятое колено первопроходца Синца. Холостой малый 16 века. Такой музыки ещё не слыхала старая сугарская дорога. От Синца только похабам довелось ей внимать. Шаркунками да бубнами довольствовался его сын Никифор. Деятельному внуку Синцову – Геласию - хватало колокольчика под дугой. Его дочка Матрёна, ходя на свидание к Василию, бывало, затягивала на этой дороге разве что бабьи слезливые песенки. А вот у её сына Авдея в обиход пошла уже невиданная доселе в этих местах федула! Имелись также у парня пропасть разных рожков и сопелок».
И вот вам развитие музыкального искусства в нескольких поколениях!
Великое произведение вышло в свет. Великое по замыслу, по исполнению, по самоотдаче автора, по понимаю ответственности перед будущим, перед своим прошлым.
Несомненно, будут по этому роману сняты фильмы, перейдёт он на холсты, в ноты, в жизнь людей. Задуман и начат роман давно. Автор не угадал конъюнктуры - гордиться своей историей. Он сам это чувство гордости создаёт.
Читайте, завидуйте! Радуйтесь. Завидуйте, что вам такого не написать. Радуйтесь, что такое написано.