Вячеслав САВАТЕЕВ. По заветам отцов и дедов

Русские  ополченцы в Луганске

"Этот текст не претендует на анализ ситуации в Луганской Народной Республике (ЛНР), всеохватность и объективность. Это — не журналистский материал. Это — записки очевидца, краткие, отрывочные. Мгновенные картинки, впечатления, эмоции, "--предваряет  Александр  Рыбин свою повесть   "Война в  Луганске" ("Нева", №10, 2014). Молодой  писатель (ему  чуть  больше  30 лет) рассказывает, в  каких условиях ему  приходилось  писать:  в перерывах между воздушными тревогами, обстрелами и боевыми заданиями.... "Автомат под рукой /.../.   На мониторе ноутбука — моей печатной машинки — фото моей голопопой девочки Наськи".  Она стоит перед открытым окном их дома и  смотрит  " во владивостокское лето"". Из Владивостока Рыбин ( и  его герой) уезжает добровольцем в воюющий против "укров" Луганск..."Укры" , объясняет писатель," это те, кто виноват в войне: украинская армия, олигархи, иностранные наемники, карательные батальоны, участники «майданов»". "Украм"  противостоят "наши", ополченцы, среди  них и герой повести. Четкое, жесткое  разделение, в  котором   практически не  место полутонам, оттенкам, неопределенности; таков и  стиль  повести, написанной кратко, энергично, как донесение, как дневник...

 В повести нет четко выстроенного  сюжета, развернутых  характеров, нет и  претензий на   всеохватность картины. Но есть горячая  современность, живой  отклик  на события, есть искренний  гражданский, патриотический   пафос, ясность и  определенность авторской  позиции. Да, повесть внешне излишне  раздроблена, разбита на  мелкие главки; но ее скрепляет некая  внутренняя цельность, авторское отношение к  происходящему. Никакой амбивалентности. Автобиографичность  повести очевидна, автор постоянно это  подчеркивает, но в основном  произведение написано   по законам  литературы, которые предполагают и художественное обобщение,  эмоциональную окрашенность, индивидуальный  стиль, интонацию.   

Ополченцы знают, за  что они  сражаются, их вдохновляют примеры   отцов и дедов, воевавших  против  фашизма в  годы  Великой  Отечественной  войны.    Этот  мотив  звучит нередко, без особой навязчивости, но определенно.  "Мы работаем из стодвадцатимиллиметровых минометов образца 1943 года. Совершенное оружие". Здесь  характерно это  "работаем" - как "работали" наши  бойцы, о  которых талантливо  рассказано в   "лейтенантской прозе" Ю.Бондарева,  В.Астафьева, В.Быкова, К.Воробьева... "Технология 1943 года — придумана нашими дедами и прадедами, чтобы воевать против нацистов", - говорится в  повести  "Война в Луганске". Кто  же  мог представить,  что 70 лет  спустя молодые русские  добровольцы снова  будут  сражаться    против  нацистов?..

Герой  говорит о себе и  о своем расчете : "Я самый младший в расчете. Другим — за сорок /..../ Наводчик и командир — Серега К. Остальные — Серега «Заряжающий», Василий «Вася», Петр Алексеич, Володя «Ашот». У меня прозвище, позывной — «Владивосток»". Земля,  которую  они защищают,  для  каждого своя. "Для одних ЛНР — это только Луганск. Для других — бывшая Луганская область Украины. Третьи считают, что в состав республики должны войти Киев и Одесса. Четвертые уверены, что если погибнет ЛНР, то война начнется уже в России".

 Автор и  его герои размышляет о  происходящем на  Украине,  сравнивают Луганск с  Сараевом, с  Боснией, Югославией: "Луганск оседает в руины, как столица Боснии Сараево". Без излишнего  пафоса герой повествует о братском  боевом  единстве  ополченцев, о трудных условиях жизни, о быте. " Мы все едим из одного котла, один и тот же борщ, одну и ту же кашу, пьем одинаковый компот". Столовая  здесь - "ритуальное  место", повара- "жрецы",от них зависит, как будут  воевать бойцы... "Наши"  защищают мирных людей,  прежде всего -- женщин и детей. Но автор не скрывает,  что  есть среди местного   населения  и  такие ,  кто вызывает  у  бойцов раздражение,  неприятие; это " здоровые, молодые мужики",  которые предпочитают оставаться в  стороне от  войны, это -- "трусы, быдло, мерзость", "сытые, пивные мужики"...

На войне -  как  на  войне.  Здесь  стреляют,  убивают,  но  нельзя переступать простых  человеческих законов, здесь в  цене  порой  самое  простое, необходимое, и  под запретом - мародерство. В повести  есть  сцена, в  которой ополченцы  ищут  воду; они приходят в  разбитый  магазин, берут  упаковку  минералки. И  автор,  словно оправдываясь, говорит: " У нас есть деньги, мы готовы купить, но — магазины закрыты. Мы заходим через проломы, сделанные вражеской артиллерией, и берем ровно столько, сколько нам необходимо".  И  продолжает: "Никакой жадности, никакого стремления утащить все, что можно взять, набить кузов «Урала», утробу БТРа. Мы не лезем в кассы, сейфы, шкафы. Нам просто нужна вода".

Мародерство - позор,  вот  почему  так  строго обходятся с  одним  из добровольцев - Михаилом, наглым и  самоуверенным,  который, пользуясь  случаем, набивает  свои  карманы  огурцами: его  прогоняют из  отряда... Моральная  строгость, дисциплина необходимы в  добровольческом отряде, и  поэтому  здесь    "никаких «фронтовых ста грамм""...

Сдержанность, энергичность повествования "работает" на общую  атмосферу ,  и  лишь  иногда  писатель  позволяет  себе  "расслабиться", давая, в  частности, пространное описание боя: "Вязкий ухающий бой продолжается весь день. В темноте укры пытаются другой бронеколонной — около сорока танков и БТР, машины с пехотой — прорваться к своим, осажденным в аэропорту. Мы выдвигаемся на позиции. Бесшумно разгружаемся на полянке, окруженной густым кустарником. Разговариваем шепотом. Ночь лунная — желтый свет стелется по земле. Мигающее зарево боя в стороне аэропорта". И далее : "Укают ночные птицы. Проезжает наш БТР и длинной очередью прочесывает заросли кустов. Команда: «Работаем». Ослепительные огненные языки минометных выстрелов. Долбим по аэропорту и по бронеколонне, которая туда прорывается"... ("Штурм-2").

Главный герой - минометчик; узнав об этом, комбат Патрушев убежден,  что тот "еще не видел настоящей войны», потому  что "настоящая война — в окопах на передовой", там больше всего риска для жизни... С этим трудно  спорить; однако мы  видим,  что на  самом  деле "настоящая  война"  в Луганске  не  только на передовой в  окопах... Самое же страшное,  что этой братоубийственной  войне не  видно  конца...И  повесть  словно обрывается на полуслове; автор не  склонен  впадать  в пессимизм, но  и безудержный  оптимизм ему, кажется, не  свойствен.   

 

Project: 
Год выпуска: 
2015
Выпуск: 
1