Сергей МОРОЗОВ. Антигосударственный житель

У Андрея Платонова есть замечательный рассказ – «Государственный житель». Напомню его содержание: провинциальный житель Петр Евсеевич ходит по округе, смотрит за поездами, за тем, как копятся и отправляются по всему государству важные грузы, говорит с сельчанами о бытовых проблемах. У читателя складывается представление о том, что герой рассказа – контролер или служащий, которому в силу привычки, выросшей из должностных обязанностей, небезразлично течение государственной жизни. Однако, в самом конце рассказа его ждет сюрприз - выясняется, что Петр Евсеевич – безработный, состоящий на бирже труда. Странный рассказ, который при всей нехитрости сюжета и чудаковатости главного героя, выражает глубокую, простую, ясную и актуальную для России особенно сейчас, мысль о том, что «без произведения государства население умирало бы в бессмысленности». Рассказ позволяет читателя по-новому взглянуть на мир. Заставляет вдруг осознать, что всякое, даже самое мелкое, дело, имеет государственный смысл, что общество должно в идеале состоять из таких граждан, как Петр Евсеевич - из государственных жителей.

Вот уже скоро год, как только и разговоров, что о пятой колонне. Но сознательных врагов России внутри самой России вряд ли много. Для большинства она страна единственная от рождения и до самой смерти. Причин сознательно желать ей зла и гибели у многих нет. У нее гораздо больше недругов бессознательных и нечаянных – людей, лишенных общесоциального масштаба мысли, чувства сопричастности единому общему делу.

Беда современного российского общества не в наличии у него громадного количества врагов, а в наличии у него людей, утративших ощущение самого себя как части общественного целого, в распространившемся человеческом типе антигосударственного жителя, глядящего на все с точки зрения своего эгоистичного и бытового интереса.

За разговорами о быковых, об акуниных и улицких, вне поля нашего зрения осталась рядовая прослойка интеллигенции и чиновничества, остались те, кого называют «простыми российскими гражданами», те, кто напитались за два десятка с лишком лет идеями, далекими от принципов общественной солидарности. Мы не заметили, как чувство государственного жителя не на словах, а на практике покинуло большинство наших сограждан - от министров до дворников. Общество не осознало еще до конца, насколько индивидуалистическая пропаганда, развернутая еще в 90-е, вошла в плоть и кровь политики, как федеральной, так и региональной, в поведение местных властей, в мировоззрение простых людей. Не поняло, что энергия распада общественной солидарности и отход от принципов государственного мышления затронули не только узкие круги находящейся на виду столичной интеллигенции, но и провинцию, на которую у нас по привычке возлагают надежды в деле оздоровления России. Между тем, разложение есть и там, и, может быть, даже в чем-то большее, чем в столицах. Большее, потому что оторванные от центра, предоставленные сами себе местные чиновники всех рангов и мастей дичают на местах, исповедуя принцип «до Бога высоко, до царя далеко», а населению ничего не остается, как выживать, подчиняясь правилам этой антигосударственной логики.

Недавний скандал с отменой электричек в целом ряде областей, издевательские советы представителей региональной власти населению «поменьше есть», распространяющееся у простых граждан чувство социальной апатии и правового нигилизма  - все это живые примеры распространившегося антигосударственного, антиобщественного мировоззрения.

«Государство здесь есть, потому что здесь есть забота» - думал платоновский государственный житель. Этой регулярной, постоянной, осознанной системной заботы государства о гражданах и граждан друг о друге мало, где нынче встретишь. И если на федеральном уровне об этом хотя бы говорят, то в местных, региональных государственных учреждениях и организациях вместо заботы распространилось самодурство и самоуправство, знаменитый административный восторг.

Многочисленные местные чиновники, если чем-то и озабочены, то не столько проблемами вверенной им государством территории, сколько вопросами самопиара и улучшения собственного имиджа по лекалам западных политтехнологий. Обливание водой, «нюханье гречки», активное блоггерство, бесконечная череда разного рода акций, презентаций, пресс-конференций все чаще подменяют серое рутинное и необходимое государству, полезное для общества исполнение своих обязанностей.

Сейчас, в кризисное время, когда вверх поползли цены в магазинах, когда возникает довольно сложная ситуация на рынке труда, когда люди теряют работу, эта государственная забота особенно необходима. Но человек слышит все то же, антигосударственное, «затяните пояса», «проявите собственную инициативу». Совет неплохой, но звучащий дурно в устах государевых людей, в силу заложенного в нем отрицательного, антиобщественного смысла.  Этой риторикой  «сделай сам», «это же вам самим надо» формируется устойчивая антигосударственная идеология, которая находит отражение в популярном и уже распространенном среди многих, особенно у молодежи утверждении «я этой стране ничем не обязан».

«У нас же государство. Справедливость происходит автоматически» - справедливо полагает нормальный государственный житель. У нас же наоборот. Автоматически взымают только налоги и разного рода сборы. А вот автоматическая компенсация положенного отсутствует. «Государственного жителя» упрекают в патернализме и иждивенческих настроениях. Но ведь именно этого автоматизма справедливости и не хватает обычному человеку, который не знает, куда и к кому обратиться, всякий раз сталкивается с произволом и несправедливостью, всякий раз, когда испытывает трудности, когда попадает в беду. Правый суд и обстоятельное рассмотрение каждого дела – государственно важные, укрепляющие и солидарность, и плоть государства вещи – все это ныне практически отсутствует. В итоге растет и распространяется привычка к антиобщественному способу решению проблем через взятку, через преступление.

Впрочем, помимо образовавшегося обычного уже громадного круга униженных и оскорбленных у нас, действительно, имеется группа людей, по умолчанию отрицательно настроенных по отношению к государству. Речь об интеллигенции, большая часть которой традиционно занимает асоциальные позиции. И именно в этом принципиальном,  абстрактном, снобистском  по духу противостоянии ее государству-«Левиафану» и «быдлу» следует видеть отражение ее антигосударственного мировоззрения. Если бы у этих людей была позиция, твердые убеждения, принципы! Если бы было сердце, болеющее не за себя, а за страну! Здесь еще можно было бы как-то выстроить отношения. Двухсотлетний спор между славянофилами и западниками был продиктован патриотическими чувствами обеих направлений. Сейчас зачастую нет ни того, ни другого. Вместо расхождения во взглядах о будущем России, методах ее развития, одна сплошная фронда, глухая, перманентная враждебность по отношению к государству, стране и народу, общенациональным интересам. Именно эти побуждения заставляют организовывать кухонные, почти диссидентские коллективные просмотры последнего фильма Звягинцева «Левиафан», на которых смакуется именно эта, утрировано чернушная сторона российской жизни. Именно это заставляет довольно многочисленную часть провинциальной интеллигенции со злорадством коллекционировать все новости о «мерзостях российской жизни».

Россия переживает непростой этап своего развития  и ее стойкость ко всем политическим, экономическим и культурным вызовам находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас сможет переломить в себе сложившийся образ мышления, преодолеть тенденцию формирования антигосударственного жителя. Для этого нужно, в общем-то, немного – профессионализм, о котором так много говорили на заре перестройки и социальная ответственность, та самая, о которой у нас почему-то вспоминают только по отношению к бизнесу.

 

Project: 
Год выпуска: 
2015
Выпуск: 
3