Анатолий БАРОНЕНКО. О беспамятстве
Приближается знаменательная дата – 70-летие Великой Победы. Социально-психологические исследования и исторический опыт показывают, что всё великое видится таковым на определённом временном интервале. В 70-е годы прошлого века поэтом Робертом Рождественским и композитором Марком Фрадкиным была написана замечательная песня, в которой есть такие слова:
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
То, что было не со мной, помню…
И люди помнили. 30-летие Победы вдохновило композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова на создание такого музыкального шедевра как песня «День Победы», которая стала вторым неофициальным гимном страны. Тридцатилетний временной отрезок был оптимальным для расцвета патриотических чувств. Были ещё живы в подавляющем числе ветераны войны. В стадию зрелости вступило поколение детей войны. У людей пробудился интерес к истории, к боевому прошлому народов нашей страны. Историческая память явилась основой чувства национальной гордости и патриотизма. Резко повысился социальный статус и авторитет офицера советских вооружённых сил. Молодёжь стремилась поступить в военные учебные заведения. Возросла мощь страны, и наша страна не позволила той же Америке разбойничать в мире. Наши туристы за рубежом с гордостью показывали паспорт гражданина СССР и отмечали уважительное отношение к нему в мире.
Но время шло. В развитии страны возникли объективные трудности. Используя их, политическая элита страны повела предательскую линию на обеспечение, прежде всего, своих благ. На такие понятия, как «Честь», «Величие государства» этим людям было наплевать, им хотелось жить так, как живёт элита на Западе. Им хотелось обменять власть на собственность. Чего же им для этого недоставало? Недоставало предателей в роли лидеров страны. И такие появились в лице Горбачёва и Ельцина. Они направили стрелы враждебной политики в коммунизм, а попали в СССР, как мощное многонациональное государство. В результате на месте единой страны – груда исторического пепла. Последовавшая за этим криминальная приватизация разделила население на тех, кто наворовал, и тех, кого обворовали. В этих условиях лицемерное решение депутатов Государственной Думы о введении 5 ноября праздника народного единства вместо подлежащего забвению дня Октябрьской революции (7 ноября) кажется особенно смешным.
В советское время тоже была элита. Она есть в любой стране и в любой социальной системе. Но в советское время условия жизни и некоторые привилегии элиты зависели от условий жизни народа в целом. В 90-е же годы было создано государство, в котором жизнь и благополучие элиты не зависят от условий жизни народа. Кстати, где находятся «прорабы» перестройки и рыночных реформ? Они стали гражданами зарубежных государств.
Зарубежный советник Ельцина Джеффри Сакс в статье «Реформы – порочное зачатие капитализма в России» писал: «В течение первых трёх лет российское правительство своими противоречивыми постановлениями привело в действие процесс безудержной гиперинфляции, давшей возможность прикрывать вопиющую коррупцию, масштабы которой, мне думается, не имеют аналогов в мире за последние пятьдесят лет. В процессе этих реформ представители крупного бизнеса в России присвоили себе природные ресурсы страны на десятки миллиардов долларов. Приватизация естественных богатств приняла невиданные, самые бессовестные формы… Ещё 150 лет назад было сказано: «…собственность – это кража». И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства – служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее».
В.Н. Порус пишет: «Распад государства, резкое ухудшение жизни огромных масс, криминализация почти всех сфер жизни, идейный вакуум, ставший фоном для невообразимого по масштабу ограбления страны и создания особого паразитического слоя, не имеющего исторического аналога ни по безумной роскоши, ни по убожеству духа, но задающего тон всей жизни общества – всё это неминуемо связалось в сознании миллионов людей с объявленной «сверху» демократией, превратило демократию в символ разложения, предательства и распутства. Перед мерзостью настоящего поблекло даже воспоминание о чудовищном прошлом…; ностальгия по тоталитарным порядкам стала значимым политическим фактором».
Новая элита стремится отбросить демократический камуфляж как можно решительней, чтобы потенциальные конкуренты воздержались от всяких претензий на передел собственности или власти.
Как такая трансформация могла произойти в нашей стране? Почему наш народ на референдумах и на выборных кампаниях допустил такие ошибки? Это произошло потому, что люди потеряли историческую память. Ведь прежде чем начать преступные реформы, власти повели мощную атаку на великое историческое прошлое нашей страны. В средствах массовой информации оплёвывались все периоды нашей истории. Советская страна объявлялась сплошным ГУЛагом. Не было ничего: ни энтузиазма людей, ни трудовых достижений, ни Великой Победы, были только жертвы, жертвы и жертвы. Было всё плохо. Надо жить по-новому. Нужны реформы, нужна демократия. Стоп, остановитесь! Раскройте глаза! Вспомните историю. Многонациональные государства никогда не существовали в демократической форме, они могли существовать только как империи. Демократия стимулирует сепаратизм и ведёт к распаду многонационального государства. Руководители нашей страны плохо знали историю. Для иллюстрации одно небольшое личное воспоминание. В 1992 году я, будучи народным депутатом Российской Федерации, присутствовал на заседании Конституционного суда РФ, где шёл процесс по делу КПСС. На заседание в качестве свидетелей вызывались члены и кандидаты в члены бывшего Политбюро ЦК КПСС. В перерыве я разговорился с бывшим Председателем Совета Министров СССР Н.И. Рыжковым. Я спросил его: «В 1965 году Вы уже были крупным хозяйственным руководителем. Скажите, как можно было тогда, в результате экономической реформы, в условиях монопольного положения предприятий и отсутствия конкуренции, сделать прибыль основным показателем в работе предприятий? Мы повторили ту же ошибку, которая была допущена при экономической реформе 1921 года и которая ни к чему не привела, кроме роста цен». Он мне ответил следующим образом: «Я изучал историю, будучи студентом Уральского политехнического института, и то, что было в 1921 году, мы в 1965 году не помнили». И ведь так «изучали историю» практически все руководители. Не напрасно древнеримский политический деятель Цицерон говорил, что история – наставница жизни. Кстати, в этом отношении И.В. Сталин сильно отличался от всех последующих руководителей страны – он прекрасно знал историю и старался учитывать её опыт.
Но это то, что касается верхов общества. А давайте посмотрим на то, что касается нас, простых смертных. Яд либеральной идеологии отравил сознание людей. У значительной части населения, особенно молодёжи, он свёл на нет историческую память. В СМИ долго шла пропаганда либерального бреда: «Бери от жизни всё!», «Оторвись по полной!», «Молодёжь выбирает пепси» и т.п. Божеством стали деньги, и то – не наши, не национальная валюта, а доллары. Советская история, в том числе и Отечественная война, преподавалась в школе по соровским учебникам, которые не воспитывали чувство национальной гордости. Молодёжь не знает имена героев Великой Отечественной войны. Кроме Жукова, не знает фамилий ни одного советского полководца. О роли Сталина в войне имеют представление либо на основе либеральных мифов, либо вообще не имеют никакого представления. На митинги, посвящённые памяти погибших воинов, в День Победы ходят, в основном, представители старшего и среднего поколений. Опросы детей показывают, что они по телеканалам и в Интернете больше смотрят всевозможные «боевики», «ужастики», программы типа «Дом 2» или «Давай поженимся!», чем серьёзные патриотические фильмы. Например, такой прекрасный фильм о войне, как «Освобождение», который каждый год идёт по телевидению, молодёжь не смотрит (по данным нашего ежегодного опроса старшеклассников, из опрошенных тридцати человек только шесть смотрели отдельные серии). Молодёжь не чувствует органической связи с поколением своих дедов и прадедов. Есть надежда, что акция «Бессмертный полк», когда дети несут фотографии своих прадедов – участников войны, несколько изменит ситуацию. Но всё же, за время либерально-идеологической вакханалии мы стали «Иванами – не помнящими родства».
Неуважение к прошлому проявляется и в актах вандализма, имеющих место на кладбищах, и в незнании своей родословной дальше бабушек и дедушек, в стремлении некоторых экстремистски настроенных молодых людей вступить в незаконные профашистские организации и т.д.
Неуважение к прошлому, и даже равнодушие к проблеме патриотического воспитания, мы можем наблюдать не только в молодёжной среде, но и в среде «государственных мужей». Кто-то ведь в высоких инстанциях решил предать забвению и исключить из школьной программы по литературе такие прекрасные в воспитательном плане произведения, как «Молодая гвардия» А. Фадеева и «Как закалялась сталь» Н. Островского. Кто-то же из «государственных мужей» додумался до открытия в Челябинске мемориальной доски и музея человеку, который имеет заслуги перед искусством, но который в годы войны служил во власовской армии и по громкоговорителю обращался к советским солдатом с призывом сдаваться «цивилизованному» противнику. Либералы говорят: «Он же микрофон держал в руках, а не винтовку». Но это, на мой взгляд, ещё хуже. Кто-то ведь из «государственных мужей» высказывал в СМИ сомнения в том, что генерал Власов был предателем Родины и утверждал, что он был борцом со сталинизмом.
Мы многое предали забвению из того, что забывать нельзя. Если бы депутаты Верховного Совета России знали историю бело-сине-красного триколора, то неизвестно, каким был бы сейчас государственный флаг России. Чем, кроме воинствующего, циничного беспамятства можно объяснить тот факт, что один из генералов, депутат Государственной Думы, дошёл до такой низости, что предложил изменить знамя Победы, прикрывая это термином «символ знамени Победы». Предлагалось укоротить полотнище, убрать с него серп и молот, сделать белую звезду на американский манер. Благо, что нашлись разумные люди, которые отвергли это идиотское предложение.
Очень важным и наиболее сильным средством от беспамятства является искусство. Ведь не напрасно Сталин уделял ему такое огромное внимание, которое не уделял ни до него, ни после, ни один государственный деятель. Он читал все важнейшие произведения советских писателей, просматривал и фактически рецензировал все кинофильмы. Именно по его инициативе в предвоенную и военную эпоху создавались такие исторические фильмы, как «Александр Невский», «Богдан Хмельницкий», «Суворов», «Адмирал Нахимов». Эти фильмы воскрешали и поддерживали историческую память и формировали у молодёжи гордость за наши славные боевые традиции.
Важнейшим средством патриотического воспитания является музыкально-песенное искусство. Пожалуй, это самое сильное эмоциональное средство. Но часто ли мы слышим по радио и телевидению патриотические песни? Разве что только перед 9 мая. Но зато каждый день и утром, и вечером по радио России звучит тяжёлый рок, металлический рок и прочие авангардистские музыкальные экскременты. Всё-таки должна быть в СМИ или над ними какая-то государственная цензура. Как ни ужасно эта фраза звучит для либеральных краснобаев, но она уместна в данном случае. Беспамятство – главный враг патриотического воспитания, которое крайне необходимо сейчас, когда фашизм в бандеровском обличье вплотную приблизился к нашим границам, и подвергает геноциду русско-язычное население Украины. Последние политические события, связанные с возвращением Крыма, сильно всколыхнули патриотические чувства русских людей. И нам, педагогам, ветеранам, общественным и государственным организациям, нужно использовать это для усиления военно-патриотического, нравственно-патриотического и гражданско-патриотического воспитания. От успеха этой работы зависит сохранение единства и возрождение могущества Российского государства. Нам надо жить и помнить.
г. Копейск