Наталья СВИРЦЕВА. Счастливый и особенный номер

Альманах Полдень

 

Альманах «Полдень»  (выпуск 13!) стал открытием для нашей, несмотря ни на что, читающей страны. Наконец-то видно подлинно литературное, публицистическое, историографическое издание с образцами лучшей отечественной поэзии, прозы, критики. «Ассортимент» жанров расширен за счёт эссе, очерка и даже киносценария. Читаешь альманах и понимаешь: как благозвучен, богат, красив, щедро одухотворен наш язык! Тургеневское стихотворение в прозе («Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах нашей родины…») становится актуальным и поразительно применимым к дню сегодняшнему.

Несомненно, самой яркой и впечатляющей публикацией 13-го номера альманаха стала подборка стихов, прозы, критики, посвященная 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова. Каким достоинством, трепетом и вечной памятью дышат строки Валентина Сорокина:

 

Россия! Родина поэтов,

Пути судьбы моей темны,

Глаза, как дуло пистолетов,

И на меня наведены.

 

Вспоминаю вузовские годы, прозвучавшие на первых семинарах о Михаиле Лермонтове стихи Валентина Сорокина, и понимаю, много лет спустя, что эти сроки не имеют времени. Они - как пламя. И как здорово, что эти слова снова звучат молодой силой, напоминая и моему поколению романтиков, и нынешним юным прагматикам о наших общих родовых корнях.

Впрочем, каждая публикация о Лермонтове задевает «памяти стрелы». Это и горестные строки Валентины Дорожкиной («Щедра на гениев Россия, / И смерть на гениев щедра»), и стихи Олега Горчакова, Михаила Бондарева, Анатолия Парпары – прекрасные, яркие и такие близкие по духу и миропониманию:

 

Всю ночь не сплю. Гашу в душе тревогу

И призываю Божью благодать.

Я так хочу внимать безгласно Богу,

Как только могут ангелы внимать.

 

Эти стоки из стихотворения «Бессонница» Анатолия Парпары… Всё так созвучно лермонтовским бессмертным строкам, как будто все поэты связаны одним общим дыханием. Авторы альманаха тонко и точно восстановили нить общего поэтического видения времени поэтами разных эпох.

Удача альманаха и вплетённое в венок Лермонтову упоительно-изящное, лирическое слово Виктора Лихоносова. От его строк повеяло бунинской деревней, горько-сладкими запахами трав, неповторимыми образами прошлого. «…И у меня тоже засушенная веточка вяза грустно ласкает воспоминания о поездке в Кропотово». И бездушие чиновничьего сословия, и равнодушие среды – всё незыблемо, но ведь память жива, как живо слово! «Великая тонкая горькая красота русской печали».

Лермонтовская тема и в «Заметах» Анатолия Парпары, где автор говорит о том, как поэт сближает народы. Думай, читатель! Это ведь не потребительское чтиво, а призыв к совместному творчеству.

 В память о поэтах века минувшего дана подборка стихов Павла Васильева - подарок нашему испорченному постмодернизмом вкусу. Из стихотворения «Старая Москва»:

 

У тебя на каждый вечер

Хватит сказок и вранья.

Ты упрятала увечье

В рваной шубе воронья.

 

 

Прямо-таки о нашей действительности строчки! И как не поразиться предсказанию поэта:

 

Ох и долог путь к человеку, люди,

Но страна вся в зелени – по колено травы.

Будет вам помилование, люди, будет,

Про меня же, бедового, спойте вы.

 

Вдохновенны поэтические строки в «Полдне», но животрепещущую проблему – взаимоотношения между Россией и Украиной – не обойти, поэтому именно с «Выбранных мест из Украинской летописи» Игоря Шумейко начинается альманах. И это абсолютно правильно. Книга «10 мифов об Украине» Игоря Шумейко вышла ещё в 2009-м году. Жаль, что историческое, исследовательское издание не стало настольным для наших политиков, дипломатов, депутатов. Возможно, сегодняшнее время не было бы таким трагичным для обеих стран, но, как пел в 80-е Владимир Высоцкий: «Пророков нет в Отечестве своём». А вот ведь есть, да слышать и читать их не хотят!

В разделе «Публицистика» опубликована ироничная и актуальная статья Лидии Сычевой «Женитьба как национальная идея». Читается на одном дыхании! Краткий анализ социологического, демографического, культурного и нравственного состояния социума с весьма убедительным доказательным материалом. Статья доступна для понимания нашему, ограниченному болонской системой образования, молодому поколению. Очевидно, что эта работа написана для юношества: ведь жениться-то нужно и детей рожать в репродуктивном возрасте, чтобы страна здоровым поколением приумножалась! Какими жалкими ужимками наполнено наше телевидение с бесконечным тиражированием сводов и разводов престарелых шоуменов и поп-звёзд. Но именно эти старческие дрязги преподаются обществу в широком формате.

После воспоминания о скверне телевизионщиков даже как-то неловко обращаться к тому высокому и чистому, что запечатлено в альманахе. Артём Ермаков в разделе «Святая Русь» опубликовал статью «Живой свет», посвященную 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Писать комментарии к подобным публикациям для православного человека трудно, давать оценки – ещё труднее. Но в этом случае чувствуется уважение и почитание христианских святых. За это трепетное отношение, за неоценимые, мало кому известные факты из жития преподобного Сергия Радонежского, за идею просветительства на страницах светского издания спасибо Артёму Ермакову.

Что жизнь поэтов продолжается в стихах, читателю напоминает раздел «Наш мемориал». Здесь напечатаны произведения Екатерины Героимовой-Солиенко, Олега Горчакова, Вячеслава Макарова. Лаконичность, всеобъемлющая мудрость, тонкое очарование трёхстиший Вячеслава Макарова прочно входит в память.

 

Вершители моей судьбы,

Не шелестите за моей спиной.

Поговорите обо мне со мной.

 

Или:

 

Человек,

Мысли твои

Старше тебя.

 

Сравниваю с японскими хокку и думаю о том, как щедра русская литература на таланты, как жанрово разнообразна и как небрежно мы относимся к этому богатству.

 

Ключ к познанию человека

Утонул

В глубине простоты.

 

В «Полдне» роскошно и разнообразно представлены произведения художественной прозы: повести, рассказы, эссе. Различно авторство – от знаковых имен в литературе до начинающих, у каждого свой стиль, языковые особенности, формат произведения, всё строго индивидуально, но всё – талантливо. И есть ещё одна особенность – отсутствие антигероя. Как утомительно неистребимое новаторство в современной прозе: чем гаже образ создан, тем тщательней его воссоздают. Просто словесный садомазохизм.

В «Полдне» проза энергетически чистая. Герои Михаила Тарковского в «Стройке бани», Александра Кашина в повести «Городок», Вячеслава Щепоткина в рассказе «Принцип Козодоева», Алексея Полуботы в «Бабушкином острове», Сергея Триумфова в «Тэ амо», Михаила Зуева в «Персике и Рыжикк» - живые, сильные, пусть немного дезориентированные от жизненных невзгод, но ведь люди, не киборги!

Блестящая проза Вячеслава Щепоткина в рассказе «Принцип Козодоева» читается легко и сразу запоминается. Динамична и стройна конструкция рассказа, а живость и оптимистичность характера героя, неунывающего, находчивого студента с принципами, даёт повод для улыбок и размышлений. Где вы теперь, студенты-философы, с принципами?!

Несомненно, прозой, формирующей в хорошем смысле слова, наше гражданское общество, можно назвать повесть Александра Кашина «Городок». Вот только одно из высказываний героя повести: «Но только социализм как система может спасти цивилизацию от хищнических инстинктов накопительства и чрезмерного потребительства». Можно спорить, но жизнь заставит согласиться.

 И, заключая обзор, привожу строки Валентина Сорокина, которые лейтмотивом прошли по альманаху:

 

Россия! Голову я поднял!

И слово выгранил, как меч.

Убереги меня сегодня,

Ведь завтра некого беречь…

 

Это призыв к тем, кто должен, может и обязан беречь подлинно художественное русское слово!

 

Project: 
Год выпуска: 
2015
Выпуск: 
3