Лариса БУТОВА. Стихи о любви
Заметки о поэзии Александра Нестругина
Такую, кто мне запретит? -
Оставлю книжку вам:
Откроешь – там листок летит
Наперекор словам.
Размышлением о сдержанном выражении чувств автора этих строк хотела бы начать свои, подчеркиваю, сугубо субъективные заметки. В последних строчках строфы явное противоречие: слова – одно вам скажут, а мысль - совсем другое. Впрочем, в моем восприятии поэзии Александра Нестругина произошли небольшие открытия, которыми делюсь с почитателя его творчества. А. Нестругин - тонкий лирик, с весьма отточенным стилем, безупречно сложенной строкой, но теперешние заметки не о стилевых и художественных особенностях манеры письма.
В книге Лидии Сычевой «Время Бояна» о современной русской поэзии и художественном слове Валентин Сорокин передаёт слова Василия Фёдорова, которые считает основонаправляющими: «…запомните, есть две ступени, на которых должен стоять поэт, если он на них не встал, это маленький поэт. …Первое - это стихи о любви. Какие стихи о любви, таков и есть поэт, таков его талант, характер, совесть его, доброта, всё»[i].
Примеров лирики о любви, ставшей классическими образцами, много, но у каждого - своя любовь, и сказать поэты хотят так, как никто не говорил.
Предвосхищая повествование, оговорюсь, что стихов о любви у А. Нестругина совсем немного, возможно, не все написанное вошло в вышедшие книги? Предполагаю, некая закрытость темы существовала, как пример тому: «Говорите, я что-то скрываю? / В этой скрытности горькой своей / Я последние листья срываю, / Я, таясь, выхожу из ветвей».
Вероятно, одно из первых стихотворений этой темы - «Твои одежды были облаками…» Любовь не стала отрадным чувством, но стихи – хорошие, с грустинкой и сожалением - появились. «И стал я ветром! / Города мелькали. / И дни, и годы превращались в дым. / И я играл небрежно облаками, / Как твой избранник – локоном твоим…»
Не хочу упрекать в подражании А. Блоку, возможно, кто-то отыщет параллели.
«Я звал тебя, но ты не оглянулась, / Я слёзы лил, но ты не снизошла, / Ты в синий плащ печально завернулась, / В сырую ночь ты из дому ушла». Интонационно звучит весьма похоже, тематически, разумеется, совершенно по-своему говорит о чувствах А. Нестругин. Впрочем, таких стихов о любви, как у А. Нестругина, я не встречала более.
Одно из лучших стихотворений в этой теме, на мой взгляд, «Удивляюсь тебе».
Удивляюсь глазам
И улыбке твоей осветившей
Одиночества тьму,
Что копилась века и века.
Удивляюсь тебе – озорной,
Удивляюсь – притихшей,
Когда больно от нежности
Нашим летящим рукам.
Автор в стихотворении использует повтор возвратного глагола, обозначающий эмоциональное состояние, направленное на возврат и замыкание действия на себе. И все последующие строки – объяснение сильного и чуткого, глубоко запрятавшего своё чувство, но, несомненно, любящего человека. «Появилась звезда, / Загорелась на небе вечернем – / Вспоминаю тебя… / И опять удивляюсь тебе! / Поглядеть на тебя / Утром красное солнышко встало, / И подсолнух, / На цыпочки встав, / Подошел к городьбе… / Ты живёшь на земле, /Ты живёшь – / Разве этого мало, / Чтобы с каждым рассветом, / Опять удивляться тебе?» А теперь возьмем на себя смелость, и заменим глагол «удивляюсь» на - «люблю».
А вот чудесные зарисовки состояния природы, органично слиты с чувствами автора.
Удивляюсь суглинку сырому;
И полёту пчелы
В золотистом сиянии дня,
И горчащему юному
Тихому дыму черёмух
И задумчивой песне
Ночной темноты и огня.
Пылких и пышных строк в этой теме у А. Нестругина нет, ему свойственна определённая закрытость, скорее аристократичность и строгость, но сила чувства в душевном взлете явная, и красота их выражения волнует, строки впечатываются в память. Ещё одно стихотворение о том, что трогает тончайшие струны души. В стихотворении - ироничное начало, последующие строки опровергают первую, рождают образ сильного и любящего, посредством отличного стиля (в этом случае, имею в виду не похожего ни на кого) и глагольной рифмы.
Что было с нами, я забыл…
А что шептали клёны, помню.
Как ближний листья теребил,
Как уводил куда-то полночь…
И мне хотелось так шептать,
С тем шепотом до края сжиться,
И шелестеть, и облетать,
Листвой у ног твоих ложиться…
Ключевым глаголом здесь является глагол настоящего времени «помню», то есть память о былом глубоком чувстве жива, и автор создает образность, используя разновременные формы глаголов, а это - задача не из лёгких.
Возможно, для кого-то стихи А. Нестругина покажутся слишком сложными, поскольку смысл не всегда открывается сразу, кто-то посчитает, что непростые метафоры, обилие глаголов, стилевые фигуры - затрудняют восприятие. На мой взгляд, эти художественные средства обоснованы и строго выверены, поэзия не должна быть просто сложенными строчками, в том и очарование стиха, что из простых слов рождается пленительное чудо, авторскими чувствами и мастерством владения слова.
Женский взгляд – как волшебный фонарь…
В черноцветье осеннем ли, вешнем
Озаряет он светом нездешним
И тропу, и вечернюю хмарь.
И не то, чтобы нужно идти,
Но решенье приходит мгновенно!
Этим светом и живы, наверно,
Все глухие мужские пути.
Позиция Александра Нестругина всегда отражается в его произведениях. В представленных стихах видим живого, умного, способного на тонкие и глубокие чувства, невероятную нежность, поэта, строго и красиво говорящего о самом заветном – своей любви.
[i] Сычева Л.А. Время Бояна. Книга о русской поэзии и художественном слове. – М.: БУКИ ВЕДИ, 2011. – С. 49.