Николай ЧЕПУРНЫХ. Пути-дороги Владимира Макаренкова

Владимир Макаренков17 апреля 2015 года в Смоленске в Доме актера состоялась не совсем обычная премьера. Зрителям была представлена инсценировка поэмы «Таборная гора» одного из авторов антологии «Наше время» (составитель Б.И. Лукин), председателя Смоленского регионального отделения Союза российских писателей, лауреата литературной премии им. М. В. Исаковского Владимира Макаренкова, что, как для самого автора, так и для литературного и культурного пространства Смоленщины, является событием уникальным. Во-первых, необычно обращение режиссера и актеров к жанру поэмы. Если не ошибаюсь, за последние годы в городе была осуществлена лишь одна подобная постановка – актриса Виктория Кузьменкова подготовила  спектакль по поэме Александра Трифоновича Твардовского «Дом у дороги». Во-вторых, необычно то, что  автор – наш современник (как известно, в России, чтобы быть признанным, надо или умереть, или жить очень долго). В-третьих, дело это непростое – ввиду финансовых затрат.

Постановкой поэмы «Таборная гора» Владимир Макаренков отметил тридцатипятилетие своей творческой деятельности.

Сюжет поэмы трагичен. Из-за врачебной ошибки безвременно умирает героиня произведения Татьяна. Как оказывается впоследствии – мать поэта, который, являясь не только автором, но и одним из четырех играющих на сцене актеров,  подойдя к рампе, сумел сказать об этом так, что по коже пошел мороз:

 

Знаю, спросят:

– Героиня

                   кто?

Написано с лица?

Или вымышлено имя

ради красного  словца?

 

Может, жизненная драма.

Может, вымысел пера.

Не сдержать мне слёзы…

Мама…

       мама…

               мама  умерла.

 

Любая смерть - трагедия. Но смерть, произошедшая из-за халатности врачей -  трагедия вдвойне. Неправильно поставленный диагноз, невнимательность, непрофессионализм - и человека, который мог бы жить, нет. Что в этой ситуации чувствуют родные? Какое мужество нужно им для того, чтобы понять и простить    виновников гибели дорогого человека? Рассуждать, извинять, смотреть на вещи объективно в такой ситуации почти невозможно. Но автор поэмы находит в себе силы не выступать в роли судьи. Он видит причины, породившие трагедию, и говорит о них. Вопросы, которые поднимает Владимир Макаренков, остры и актуальны. Бытовые проблемы, элементарная неустроенность жизни душат  человека, что та веревка.  Тот же врач  подчас вынужден работать на две ставки,   плюс ночные дежурства. Маленькие зарплаты, перегруженность и усталость очень часто делают людей невнимательными и равнодушными.

 

Тяжек груз врачебных буден,

А зарплата –

смех и грех! 

 

Выходит, и врачи в этой ситуации не только виновники, но и жертвы объективных, не зависящих от них обстоятельств. И если не оправдание, то какое-то усталое и безысходное извинение для них находится. Но найдется ли оно для тех, кто обрек на такие условия жизни простых людей? В поэме множество персонажей, и судьба каждого из них говорит   практически об одном и том же – как сложно, а порой и запредельно тяжело живется на Руси простому человеку. Тема эта – главная для всей русской литературы Х1Х и ХХ веков. Ни один крупный поэт или прозаик не позволил себе пройти мимо судьбы страдающего и страждущего народа. Собственно,  этот вечный поиск справедливости, рая на земле во многом является стержневым  для русской жизни.   Проходили революции и войны,  сменяли друг друга разные социальные формации, но проблема «государство и простой человек» так и не была решена в полной мере: «Государство и народ/ Не одно и то же» - говорит автор в поэме. Пожалуй, вот эта, основная мысль поэта, не лишая внешний сюжет злободневности,  уводит Макаренкова от излишних прямолинейности и  публицистичности. Внутренний, лирический  сюжет поэмы движется по восходящей и стремится оторвать читателя от быта и поднять до  вечных вопросов бытия. Как всегда в таких ситуациях, возникает вечный русский вопрос: «Что делать?»  По мысли Макаренкова спасение – в духовном единении народа.   Это и христианская соборность, и верность могучему родовому началу, родовому корню,  коллективной памяти и совести рода. И все же этих традиционных ответов оказывается мало.  Вот тут-то и возникает хорошо знакомое русской романтической поэзии, но не совсем обычное в данном контексте слово «табор». Табор – вечный образ движения,  коллективной кочевой жизни. В данном случае речь идет о внутреннем  коллективном движении к земному раю, земле обетованной, справедливой и вечной России. Да и само понятие «жизнь» содержит в себе бесконечное движение, противостоящее смерти. И даже если рай на земле невозможен, это бесконечное внутреннее движение народных масс навстречу своей земной мечте может, по мысли автора, совпасть с движением к глубинам народного сердца, внутри которого всегда живет Бог, и  превратиться в движение к Небесной России и Небесному Иерусалиму.

Завершает постановку берущая за душу песня «Русское сердце», специально написанная Владимиром Макаренковым для усиления эмоционального воздействия на зрителя.

Следует отметить, что поэма «Таборная гора» написана еще в 2001 году, издана в Смоленске в 2007-м. Недавно была осуществлена ее радиопостановка. И только теперь произведение воплотилось в сценических образах. Идея сценической постановки поэмы принадлежит заслуженной артистке России, председателю Смоленского отделения Союза театральных деятелей России Надежде Кемпи. Театральное общество взяло на себя   решение не только художественных вопросов, связанных со сценической постановкой поэмы, но и вопросов финансирования. Кроме автора поэмы и Надежды Кемпи в постановке задействованы актер Александр Кокшаров и радиожурналист ГТРК «Смоленск», лауреат региональных и всероссийских  конкурсов Евгений Самоедов. Немало режиссерских усилий для превращения поэмы в театральную постановку приложил художественный руководитель Смоленского камерного театра, заслуженный артист России Николай Парасич,   а оформление сцены осуществил заслуженный художник РФ Николай Агафонов.

На вечере прозвучали стихи и песни виновника торжества в исполнении   популярного смоленского композитора и исполнителя Ирины Бекмуратовой, аранжировщика «Смоленского Губернского центра» Геннадия Степакова, руководителя фольклорного ансамбля «Вербочки» Дворца творчества детей и молодёжи города Смоленска Ирины Теплухиной, свои песни на стихи Владимира Макаренкова исполнил председатель Смоленского регионального отделения Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств РФ Николай Писаренко. Этими песнями на  вечере был представлен только что выпущенный в библиотечке альманаха «Под часами»   двухдисковый СД-альбом «Я родом из шестидесятых» – со вступительным  словом об авторе доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля наук РФ Вадима Баевского (к сожалению, сравнительно недавно ушедшего из жизни),  записью поэмы «Таборная гора» (радиопостановка), избранными стихотворениями в авторском исполнении и 16 песнями (музыка трех песен – Николая Писаренко, а остальные написал  сам В. Макаренков). СД-альбом оформлен прекрасными рисунками заслуженного художника РФ Веры Самариной, детского поэта и художника Татьяны Озеровой, издание его осуществлено при поддержке Министерства культуры РФ, Союза российских писателей и Администрации Смоленской области.

В адрес Владимира Макаренкова прозвучало много добрых слов, его поздравили председатель комиссии по культуре, спорту и туризму Общественной палаты Смоленской области, заслуженный работник  культуры Надежда Деверилина, художественный руководитель Смоленского камерного театра, заслуженный артист России Николай Парасич,  заслуженный художник РФ Вера Самарина, издатель Ирина Флиманкова, профессор, доктор технических наук А.А. Стерлягов, председатель Смоленского отделения Всероссийского общества Содействия культуре Ж.А Кузьмина, смоленские журналисты и писатели. А  буквально в преддверии вечера, в День работников культуры РФ, губернатором Смоленской области А.В. Островским В. Макаренкову была вручена Почетная грамота областной администрации.

Вечер Владимира Макаренкова

Надо сказать, что Владимир Макаренков – известный на Смоленщине   поэт-правдолюб, поэт-правдоискатель. Неуемный его характер, заставляющий во всем «доходить до самой сути», не всем приходится по нраву. Но по-другому он не может. Болит у поэта душа. За нас с вами – простых людей, за Россию, служению которой он как офицер МВД посвятил более двадцати лет.

Есть у него задумка – осуществить в Смоленске постановку  и по сей день злободневной поэмы Михаила Васильевича Исаковского «Сказка о правде», написанной в 1945-1946 годах и опубликованной через 14 лет после смерти автора – в 1987 г. в журнале «Знамя».

Даст Бог – сбудется и это…

 

Николай Чепурных,

член Смоленской областной организации Союза писателей России.

Фото автора.   

  

Project: 
Год выпуска: 
2015
Выпуск: 
4