Валентин СОРОКИН: Для меня Россия - четкий, точный ход к кресту моей матери.

Поэт - голос народа. “И долго буду тем любезен я народу...”, - говорил Пушкин. “Я лиру посвятил народу своему”, - вторил ему Некрасов. “Но люблю тебя, родина кроткая!” - восклицал Есенин. Наш современник, поэт Валентин Сорокин - продолжатель классической мощи своих великих предшественников. “Беречь Россию не устану, Она - прозрение моё, Когда умру, то рядом встану Я с теми, кто берег её”. С создателем величественных эпических поэм “Евпатий Коловрат”, “Дмитрий Донской” (её и сегодня преподают в Троице-Сергиевой Лавре), “Бессмертный маршал” (о Георгии Жукове) мы беседуем в стенах Литературного института им. А.М. Горького, проректором которого он является.

- Тема, которой мы коснемся, одна из печальных тем среди творческих людей, да и среди народа. Как мы говорим: “простого народа”. А простого народа нет. Есть народ или сильный или слабый, есть народ счастливый или несчастный. Я свой народ в этом времени отношу к несчастным. И ещё народом, который опутан различными претензиями к нему и даже распрями. Надо быть слепым или лживым - я откровенно очень говорю - слепым или лживым, чтобы считать, что того, о чем я сейчас сказал - не существует.

На протяжении всей истории СССР авторитет русского народа, с одной стороны, вроде бы оберегался, а с другой стороны - речь всё время шла о так называемом русском шовинизме. Десятки миллионов погибших, в основном это русские люди - в счет не принимались. Ну, их ведь уже на обзовешь шовинистами! Те, что лежат под обелисками до Берлина, до Китая, до Кореи, до Вьетнама, до Кубы - где мы только не воевали и где только нет русских могил! Я думаю, что пока русских могил нет только на Марсе. А так - от края до края - если даже слепой пойдет или пьяный - он всё равно запнется за русскую могилу.

Все эти споры вокруг русского народа, все эти недоверия, специально вызываемые к русскому народу, очень оразноликили нашу Родину. И происходит - по моему твердому убеждению - очень быстрая, очень сконцентрированная, очень целенаправленная, стратегически очень выверенная замена русского народа на русскоязычных. Приходят русскоязычные народы. Особенно это видно в индустриальных городах и в городах столичного ранга, таких как Москва, Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск и так далее. Посмотрите, кто у нас имеет деньги, кто владеет рынками, кто скупает дорогие квартиры, кто имеет возможность платить квартплату после последних повышений?! Москва об этом молчит, правительство молчит, пресса молчит, милиция молчит. Более того, если кто очень быстро прописывается - из Азербайджана приехал ли восточный гость, или из Грузии, то не без взятки же?.. Это говорит о чести мундира нашего МВД.

Но как же нам всё-таки скрепить людей? Всё равно в народе - в любом - маленьком ли, большом - честных больше, братских народов - больше, и негодяев не так уж и много в любом народе. Конечно, негодяй негодяю всегда протянет руку, а честный - постыдится, постесняется, или что-то помешает ему... Но вот я вспоминаю, когда выходила книга - Анатолия Иванова, русского писателя, скажем, 500 тысяч тираж, или Ивана Акулова - 10 миллионов тираж - в “Роман-газете”, то, почти каждая школа в СССР и каждый читающий дом получали эту книгу. К чему же призывали эти очень мудрые писатели? К добру, к взаимоуважению, к братству, к государственному отношению к земле. Или Мустай Карим издавался - те же тиражи. Или Николай Дамдинов, бурят, Сафрон Данилов, Семен Данилов, якуты. Это были очень известные прозаики и в своё время они держали этот уровень - уровень обязанностей перед государством, перед народами, среди которых ты живешь, перед державой, которую строили отцы твои деды. А сейчас - всё разбито, книготорги приватизированы, путь книги растоптан, смят и там даже трава не растет на этом пути!

И этот огромный котлован пустоты чем мы заменяем? Роман с названием: “Я забыла тебе отдаться, Вася!”. Конечно, такую книгу возьмут - не одна же она забыла отдаться! Но что принесет такая книга?! Или Земфира на сцену выходит и поет: “Я прибежала к тебе, хотела лечь на тебя, а ты меня не полюбила!” А в русской классике даже измена красива: “Кто-то завтра, милый мой, на груди моей развяжет, узел стянутый тобой!..” Тоска какая по любимому!.. Если даже женщина изменит - трагическая красота какая! Виноватость какая! А мы же сейчас ведем себя на сцене и в литературе точно также, как мы рассекали мечами державу. Мы просто разваливаем душу человека! Что ожидать от такого государства?! И какой дружбы народов мы можем ждать?!

 

- Настоящий писатель всегда чутко отслеживает народную жизнь, всматривается в неё. Что Вы можете сказать о сегодняшнем дне?

- Когда у народа отбирается, вышибается из рук труд, или когда у народа, у человека труд становится обесцененным, то через два-три года этот человек может просто наплевать на бывший свой труд и бывшую свою любовь к труду. Он может на прокорм, чтобы прокормить себя, даже уже какими-то лживыми методами добывать. Народ может не только разлюбить свой труд, он может даже оравнодушиться, часть какая-то народа оравнодушиться... Возьмите Льва Толстого, Бунина, Достоевского, а уж о Лескове и говорить нечего, Шолохова, Леонова и посмотрите - мастер, руки его заботливые, которые картошку выращивают, пшеницу, руки, которые Буренку доят, как они воспеты, боже мой! Даже в поэзии - ведь наравне с любимой женщиной труд у нас воспевался. Слово-то какое - грубое - “труд”, как “табак”, допустим, а посмотрите, какая ласка в нём! Государство на этом держалось! Мать какая трудолюбивая, морщины какие её трудолюбивые! Труд и молитва! Это равное дело: молиться и трудиться. Мы же всё это настолько оплевали... И поколение у нас идет не только безнравственное, не только равнодушное, оно физически идет ущербленное, понимаете?! Ведь книга пропагандировала не просто: ах, Петя, тебе 16 лет, ты делай физзарядку или ходи на лыжах, спортом занимайся. Такой дури не было! А в книге пропагандировалась аккуратность великая во всём: от того, как я обращаюсь к матери и до того, как я вскакиваю на коня, от того, как я ухожу на фронт и до того, как я иду в атаку, чтобы не убили мою Родину - не отобрали у меня, понимаете!.. А как же я могу быть не спортивным?!.. Это само собой разумелось! А сейчас я могу привести сотни ребятишек спившихся, которым нет еще 14 лет. И девчонок. Они уже опухли от этого пива. Я не знаю, когда наша реклама и рекламирующие негодяи, алкоголь прививающие нашему народу, хоть один из них опился бы и на экране лопнул. Как бы я радовался!.. Я бы даже прожил лишние годы.

Мы, отобрав книгу, отобрали у наших ребятишек ответственность. Помню, “Мартина Идена” Джека Лондона я прочитал совсем мальчишкой. Я два года был под впечатлением, а к 17 годам я был взрослым от этой книги! От того, как шел человек к призванию, как он море любил, как невесту свою любил, как он к цели шел своей!.. Красота какая, понимаете?!.. А когда я дорвался до Льва Толстого и других русских классиков, меня вообще было уже невозможно переделать! Но ведь таких-то миллионы! А мы им что суем? Выходит на сцену актриса, толще и самоуверенней, чем премьер Матвиенко, и поёт - держит рядом свою дочку, ей на вид лет 14 лет, хлопает её по шее и кричит: мы с тобой женщины, я знаю, что ты вчера стала женщиной! У нас в семье две женщины! Ну тогда уж надо доводить дело до конца и микропубличный дом организовать!..

С нашим народом идет великая борьба, глухонемая борьба. Какой ТВ-канал не включишь - одно и тоже, одно и тоже - а когда начинаешь суммировать и анализировать, то всё это не наше, русскому народу это всё как укус гадюки в его душу и тогда думаешь: Боже мой, какие же мы предатели, какие же мы мерзавцы! Какие же мы изменники и как же мы виноваты перед крестами, перед обелисками, перед всей землей русской, где каждый колос уже криком кричит нам: не-го-дяи!..

Единственное, что в этом горе меня иногда охлаждает, это мои думы. Я думаю: вы, отобравшие у нашего народа всё, вы, копавшие своими кровавыми руками под отремонтированные ботинки тети Матрены, чтобы землю вырыть из-под её ног и увести, отобрать; вы заплатите ужасной карой! Потому что когда-то ваши дети очнутся, а вокруг вашего дома в школах, на грядках, везде, куда вы не ступите и везде, куда не ступит ваш ребенок, не будет уже ни одного звенеть русского слова и православного лица вы не найдете... Потому что Бог карает не только преступника, но и тяжело карает его детей, внуков и правнуков. Вы это запомните, это придет, если с русским народом вы так кроваво и так жестоко прощаетесь!..

 

- В Ваших словах звучит такая боль...

- Менделеев, Ломоносов, - я хотел сказать - патриоты, - и раздумал, потому что теперь патриот - это тоже шовинист. Фашист. Патриот - это расист, ну, в общем, каждый русский - это Гитлер. Во как мерзавцы пытаются нас опозорить и пытаются раздавить нашу любовь к родине! А эти великие русские патриоты так свободно говорили! Ломоносов размышлял, что мы такая огромная ширь имперская, что можем целые народы расселять по Сибири и Дальнему Востоку. Что нас будет минимум 500-600 миллионов к 2000 году. Я думаю, что если честно посчитать, 100 миллионов русских в России уже нет.

И вот посмотрите, как мы извертелись все перед матерью своей, перед дедами, бабушками, прадедами, лежащими в могиле. Мы раскидали народ. Подарили мы 35 миллионов, рассеяли их по миру, а говорим 25. А я считать тоже умею и не только я, у меня есть друзья-ученые, которые этим ежедневно занимаются. Мы знаем имена тех, кто погребает русский народ. И они безвестными, эти “герои” в кавычках, не останутся. Не я один, нас тоже может быть, тысячи и тысячи плачет, видя как умирают русские. А ведь можно было нашим властям обратиться к невесте, к сестре, к любимой, к жене, к женщинам, обратиться к каждой семье русской, что несмотря на эту нищету, вы как-то соблюдайте ну хотя бы заповеди Христа и не думайте, что вы призваны только сами себя блюсти и всё!.. Мы должны оставить поколение, продолжение рода, ведь цель человека - не в том, чтобы на себе замкнуть жизнь, убить жизнь!.. Жизнь же дает Вселенная, природа дает жизнь; Бог дает и следит за этой жизнью. Ты не имеешь права, если ты здоровый человек, физически надежный человек, ты просто не имеешь права замкнуть только на себе свою жизнь!.. Она же не твоя, она принадлежит тому голосу, что ты в душе несешь! Но у нас этого нет.

Я вот смотрю на многих сенаторов и депутатов, конечно, многих я уважаю, а вот к другим я бы подошел и очень громко постучал бы по их лбу. И сказал бы: “Дядь! Когда ты начнешь о чем-нибудь печалиться?! Или ты никогда не начнешь?” И у меня такое ощущение, что тогда робот медный мне медноголосо и торжественно ответил бы: “Ни-ког-да!”

 

- Каковы, на Ваш взгляд, причины трагедии русских в ХХ веке?

- Если бы не этот лживый, базарный, самовлюбленный, ограниченный, хитрый, жестокий интернационализм, мы бы выжили, и русский народ был бы сильным физически. И большим. Почему вот например, не говорить: как хорошо - татарин ко мне приехал, красивый, язык у него какой!.. Ну ведь Муса Джалиль не мог же быть не татарином - сильный, красивый, только татарин может быть таким звенящим, летящим таким!.. Разве это плохо? А у нас встает политик в ранге министра, премьера, президента: мы выбираем не по национальному признаку!.. А по какому ты выбираешь?!.. Почему ты не говоришь, что национальность - это величайшее достоинство! Неужели все народы, если бы их какой-нибудь волшебник уместил под могучей, мокрой бородою Карла Маркса, неужели они были бы счастливы как перед кашей дети?.. Неужели так?

Лишая человека гордости за его народ, за его историческое появление мы совершаем ужасную ошибку. Или предательство. А ведь каждый человек - это историческое появление, национально-историческое; вот он вышел из башкир, он вышел из коми, он вышел из мордвы родной нашей синеглазой, русоволосой - какой красивый народ! Да ведь некрасивого народа нет! А мы так бьем его по щекам - то объявим националистом, то шовинистом, то фашистом красно-коричневым, и вот представьте себе, мы формируем потом министра, формируем премьера, формируем вождя. Ничего у нас не получится, потому что человек, в котором измято чувство к своему народу, он никогда не сможет распрямить это чувство в любви к другому народу! Никогда. Я например, точно знаю, если бы я не любил так свой народ, я бы так не переживал за другой народ. Для меня, например, чеченская война - это пытка! Я с каждым погибшим солдатом как будто бы сам погибаю и меня хоронят!.. А мерзавцы, развязавшие эту войну, ныне разглагольствуют: закрывать или не закрывать Ростовскую лабораторию, где опознают погибши?! И на этих убитых, на этих изнасилованных, на этих задушенных они строят свой авторитет!..

Как же мы будем беречь народ, если вот такие нами будут править?! Для меня сейчас - встретить русского человека, или татарина, любой национальности человека, осознающего это и не боящегося говорить об этом - величайшая радость. Почти победа.

Если мы будем воспитывать людей так безответственно, как сейчас, то в грядущем мы не получим строителей державы. И вождя мы не получим. И полководца не получим. И поэта мы не получим. Пушкина мы не получим. Ведь это десятилетие расшатало даже умудренных людей, имеющих свое отношение к жизни, сформированное опытом. Вот, скажем, история Крыма. История Крыма, это, в сущности, многовековая история России. История сращивания славянства Украины, Белоруссии и России. И вокруг этого - сращивание мусульманского братства. Крымские, кавказские, поволжские мусульмане - героические участники битвы за империю, за Россию, за выход к морям.

И вот мы отдаем Крым. А почему? Потому что мы - старший брат, надо отдать новому государству, Украине. А почему младший брат не может сделать подарок старшему брату? Ну купи ты ему рубаху, ну к паске кулич ему испеки! Ну, обрадуй же - старший! Старший всегда больше переживет - и бед, и горя, и любви к тебе. Но нет, наш лидер, любимый мой Зюганов, он почти как Александр Матросов, шел на амбразуру; только тот шел за родину умирать, а этот шел Крым предавать. Или Светлана Горячева, любовь моя. Гордость моя. Я её слушал в дни октябрьского расстрела 1993 года, когда она зачитывала список - сколько дивизий и армий поддерживают их. Но оказалось, что кроме её самой, никто её так и не поддержал. Может быть, Руцкой хотел, но провалился. Начал выть: заберите его в американское посольство. Отвага! Так что даже среди них Саша Матросов, любовь нашего народа, до сих пор один. Я представляю, как тяжело ему глядеть на этих людей, отдающих наши территории. А почему бы было не обратиться нашей компартии российской, КПРФ, к народу; почему бы Думе не обратиться с референдумом, с вопросом: как думает по этому поводу народ? Ведь опять отдали не только землю, но и русский народ подарили. Посмотрите: дарить-то дарить, но мы посеяли страшные распри по всему фронту СНГ! Мало того, что мы поставили русский народ в ужасные условия, в нищету, в бесправие, мы подарили тем республикам ещё многовековые ссоры, даже детям их подарили!

 

- Валентин Васильевич, Вам присудили премию общественно-политического движения “Танкоград”. В числе других лауреатов президент России Владимир Путин и челябинский композитор Олег Кульдяев. Как вы оцениваете этот факт?

- Я знаю, что в это общественно-политическое движение входят ряд движений и даже партий. Это всё нормально, потому что идет перегруппировка не только сил, но и совести и я надеюсь, что движение не будет таким однобоким, оно не будет орать: взрывай храмы! Хочется верить, что возглавляют его люди умные, национально мыслящие, братские люди любому народу, в том числе моему родному, русскому.

“Танкоград” присудил премию президенту, композитору, поэту. Этот факт я просто не имею права персонально комментировать. Но вот что я хотел бы сказать. В преамбуле, в аттестации каждого лауреата сказано, что премия присуждена за “любовь, верность и деятельность во имя России”. Я буду очень рад если это так. Потому что в самом себе я не колеблюсь, и для меня Россия - это до самой смерти моей четкий, точный ход к кресту моей матери. К молодости матери моей, к красоте матери моей. Это я иду на свет русский, во имя России. Но вот упаду - упаду. Но я не упаду, а приду! Это для меня. Но если и для других лауреатов так же - я счастлив. И в этом плане, видимо, общественно-политическое движение “Танкоград” каждого из нас знает лучше и надежнее, чем я.

Беседу вела Лидия СЫЧЕВА

Февраль

Project: 
Год выпуска: 
2002
Выпуск: 
3