Евгений ЛОБКОВ. Под кем вы, мастера культуры?
История эта берет начало во времена недоброй памяти А. Н. Яковлева, когда «политический шулер» занял место главного идеолога партии и государства. «Гласность», «ликвидация белых пятен истории», «возвращение забытых имен», – казалось, это «новое мышление» можно было только приветствовать. Но «гласность» очень скоро переросла в политбазар, «белые пятна истории» приобрели самые неожиданные цвета, о «возращенных именах» следует говорить особо и индивидуально. Кстати, возвращение ряда имён первой величины задержалось лет на пятнадцать во многом благодаря деятельности будущего «архитектора перестройки». Его статья «Против антиисторизма» поспособствовала оставлению под запретом русских философов-идеалистов и религиозных мыслителей.
Несомненно, у культурных мероприятий 1980-х было положительное значение: стали общедоступными сочинения философов и писателей, русских и зарубежных, первой величины и поменьше. Андеграунд вышел на поверхность.
Но уже тогда у небольшой части квалифицированных читателей возникало обоснованное недоумение… Кого навязывали в качестве ведущих писателей? Какие произведения были объявлены первоклассными шедеврами, утаенными от народа? Великими были объявлены Гроссман, Солженицын, Бродский… При всей разнице между этими фигурами, можно вычленить нечто объединяющее. Небесспорные художественные достоинства их текстов компенсируются стопроцентной идеологической выдержанностью. Как говорилось при президенте Рейгане: «отражают точку зрения правительства Соединенных Штатов». А написаны они в свободном полете творческой мысли, или под диктовку идеологических отделов иностранных структур – дело второстепенное. Именно Василий Гроссман первым в своем романе настоятельно проводил тезис о тождестве гитлеровского и сталинского режимов. Сам автор додумался или помог кто?
Слухи о неэффективности советской экономической системы были сильно преувеличены. Один из важнейших постулатов поздней перестроечной идеологии – невозможность реформирования неэффективной советской системы. Для подтверждения приводили очевидные факты – неспособность в течение десятилетий преодолеть дефициты: от продовольственного до книжного. Когда в 1987 году возник взрывной спрос на прессу, я ожидал либо повышения цен, либо введения доброго советского «лимитирования». Но советская полиграфическая промышленность и почтовая связь совершили экономическое чудо, обеспечив годовой прирост не на 2-3% «от достигнутого», а в разы- спрос удалось удовлетворить без ограничений и повышений цен, явив темпы, до которых сталинским далеко.
В идеале «архитекторов перестройки» конечной целью планировалось полное уничтожение великой русской культуры в соответствии со старыми замыслами Геббельса-Розенберга. Но это оказалось очень непростым делом. Слишком мощная культура, слишком глубокие корни, слишком прочные устои. Быстро захирели, лишившись московской поддержки, как раз культуры бывших братских республик. Новым хозяевам оказались не нужны ни литовский театр, ни молдавская поэзия, ни грузинское кино.
Поскольку с полным уничтожением русской культуры (1992-1993 годы) не получилось, пришлось действовать по-иному. Создать на месте культуры ее суррогат. Если не можешь победить – возглавь. Ставленники антироссийских структур получили возможность регулировать финансовые потоки. Кто же сменил Яковлева на руководстве культурой? Кто «сидит на культуре»? Немногочисленных «прорабов перестройки» сменили целые структуры (информационные агентства, СМИ, учебные заведения, фонды и пр.), подконтрольные антироссийским спецслужбам. Организованного и эффективного сопротивления они не встретили.
К глубокому сожалению, культура правящего класса очевидно снизилась по сравнению с брежневскими временами. Многие тогдашние партийные и госчиновники тоже не отличались интеллектом и эрудицией, но уважение к культуре у них было. Впитали с советским образованием. По крайней мере, необходимость иметь в стране библиотеки, музеи, театры для них была аксиомой. Сменившее их поколение руководителей в значительной части было откровенно антикультурным, воспитанном на американском «китче». Тратить деньги на русскую культуру они считали величайшей глупостью, когда эти деньги лучше всего украсть. Увы, речь идет не только 1990-х. Примерами глубочайшего неуважения к русской культуре является присвоение имени Б.Н. Ельцина главной библиотеке страны и одному из крупнейших университетов. Имя Ельцина больше подошло бы передовому ликеро-водочному предприятию, Черкизовскому рынку или каналу «До///дь». Приведу близкий мне пример. У меня диплом Уральского университета им. М. Горького. Неподалеку находился Уральский политехнический им. С. М. Кирова. Теперь два замечательных вуза объединены в Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина. У Кирова и Горького, конечно, были недостатки, но пьяный Киров не дирижировал зарубежным военным оркестром, а Горький не справлял нужду на колесо президентского лайнера.
Пока ставленники Запада громили русскую культуру, на самом Западе произошло одичание элиты, абсолютно непредставимое в нынешней России. Причем это одичание проявилось не только в поверхностной культурной сфере, но и в глубинной - половой. Современная передовая западная идеология ставит знак равенства между таинством брака и собачьей свадьбой.
Половая разнузданность приводит к разнузданности политической.
М. Касьянов – бывший премьер, а ныне глава демократической оппозиции везет списки журналистов и редакторов в Госдеп США. На какую политическую перспективу рассчитывает "лидер оппозиции"? он что, заболел на букву «ё»? Увы, у нынешних американских политиков именно такое представление о России. Они искренне продолжают считать, что откровенная любовь к Соединенным Штатам увеличивает популярность политика в нынешней России.
Там вообще люди со специфическим чувством юмора. К тому же, настоящие авторитетные "диссиденты" (Солженицын, Сахаров, Боннэр), у которых были личные телефоны глав государств и правительств, ушли в мир иной. А нынешним либералам их хозяева, увы, глубокого уважения не демонстрируют. То старушке Алексеевой велят вырядиться Снегурочкой, и идти по морозцу на Пушкинскую площадь, то интеллигентнейшую Ирину Прохорову оденут в школьную форму с дурацким бантиком на голове… А то заставят российских писателей, артистов, режиссеров выступать в поддержку своих «коллег» из группы Pussy riot. И они выступают в поддержку своих «коллег» по творческому цеху.
Политическое и моральное разложение 1990-х привело антироссийскую, русофобскую культуру к гегемонии. Но есть и существенное отличие от Запада. В Соединенных Штатах, в Израиле, в Англии недостаточная любовь к отечеству сильно тормозит карьерный рост. Напротив: в России русофобские убеждения – трамплин для карьеры. А в области культуры и искусства они также обязательны, как гомосексуализм на Западе.
Тиражи книг упали в десятки раз, но сколько пишущих людей, количество названий. Несмотря на «либеральные реформы» печати, первыми жертвами которых «пали» корректоры и редакторы, Россия осталась самой пишущей страной в мире.
Но не об этом речь.
Главные представители антироссийской культуры общеизвестны, их имена у всех на устах. Их авторитет подкреплен теле- и радиопередачами, гламурными журналами, призами, премиями и наградами, и далеко не только российскими. Страна должна знать (своих?) геровев…
Пора называть имена. Михаил Ефимович Швыдкой – бывший министр культуры РФ, автор популярного лозунга «Русский фашизм страшнее немецкого!» – удостоен ордена «За заслуги» (Франция), он же имеет Большой офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германии», Польша наградила его Золотой медалью «За заслуги в культуре Gloria Artis», он же Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» и Кавалер ордена Почётного легиона (Франция) (список далеко не полный). Впрочем, не надо думать, что награждают только министров. К примеру, комплект наград Екатерины Юрьевны Гениевой, скромного директора библиотеки иностранной литературы, – не уступает швыдковскому. Офицер ордена Британской империи награждена также французским орденом Почётного Легиона, орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германии» и литовским Крестом Признания. Ее заслуги оценены и такими редкостями как чилийский орден Габриэлы Мистраль и даже орден Заслуг pro Merito Melitensi, которым награждает, простите за тавтологию, Мальтийский Орден.
Очень хорошо известно, кто премии и гранты получает (хотя и не всегда). Гораздо хуже известно, кто гранты раздает, кто на премии выдвигает. За что и почему?
Разрушена замечательная советская система оплаты труда творческих работников. «Замаскированная зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания» сменилась открытой, циничной. Всё – «как на Западе». Не будем отвлекаться на Запад, где культурные традиции и культурная политика очень разные. Если при соввласти гонорар платило госучреждение или общественная организация в соответствии с государственными нормативными ставками, то нынче платить никто не обязан, а писатель существует на премии и гранты, которые непонятно кто дает. Как правило, это какие-то зарубежные или «международные» организации. Финансовые потоки контролируются из-за рубежа и направляются в антироссийских интересах.
Например, возьмем одну из самых престижных российских премий – премию Федерации еврейских общин России. Она вручается в Государственном Кремлевском Дворце «Церемония обычно проходит на третий день празднования Хануки. Это особенный день. В иудейской традиции он считается днем победы света над тьмой». Посмотрим лауреатов в области журналистики. Премии удостоены в частности, следующие представители сил света: телеканал «Дождь», Андрей Макаревич, Николай Сванидзе, Феликс Дектор, Олег Дорман, Матвей Ганапольский и другие, может быть, менее известные, но не менее значительные фигуры.
Нынешний либеральный пропагандистский аппарат спит и видит возвращение ельцинизма. Символичным явилось недавнее вручение кинопремии «Ника» в номинации «За честь и достоинство» известной демоистеричке Л. Ахеджаковой. А вручала приз Наина Иосифовна Ельцина. Уверен, что не по собственной инициативе. Зал в восторге. В чем причина такой нелюбви верхнего слоя креаклов к нынешнему режиму? Путин их лишил средств, душит налогами? Ничуть не бывало. Всё осталось при них. Путин ограничивает их самовыражение? Ни в коей мере. Могут прибивать себя за что угодно к чему угодно. На государственные средства сооружен крупнейший в мире Еврейский музей, причем его экспозицию составляли два американца, израильтянин и «россиянин». Почему же они открыто требуют вернуться в «золотые 1990-е»?
Во-первых, по идейным соображениям. Во-вторых, по служебным обязанностям. Ельцинская камарилья открыто и ускоренно вела к уничтожению России. Работников отдела пропаганды это радовало как русофобов, и давало им заработок как наемным служащим иностранных государств. Установление путинского режима несколько затормозило эти процессы. Тем не менее, пятая колонна, хорошо обеспеченная, вхожая в кремлевские кабинеты, никаких повреждений не получила, и, когда ее руководители отдадут приказ выступить против России, можете не сомневаться, – приказ этот будет выполнен.
г. Челябинск