Алексей ЦАРЕГОРОДЦЕВ. Бегство из России- бегство от самого себя.

Часто приходиться слышать, что  россияне покидают Отечество из-за  тяжелой экономической ситуации в стране  Я для себя решил, что  эмиграция- не выход и что я вряд ли уеду из России навсегда «Почему?»- спросите вы что бы ответить на этот вопрос  мне необходимо понять, что значит для меня быть русским, россиянином? Каково смысловое наполнение этих слов?  И мне как историку легче будет решить эту проблему, переведя её в историософскую плоскость.

 Для начала я хотел бы поделится с читателями своими мыслями о том, что, на мой взгляд, следует понимать под нацией?

ВИ Ленин выделил три признака нации: единство территории, языка и культуры Марксизм со свойственным ему экономикоцентризмом формирование этого единства связывал с возникновением капитализма, когда складываются прочные внутриэкономические связи в государстве. Национальность с точки зрения советской науки понятие более узкое, ибо включает только два признака из ленинской триады( последние два)

На Западе под нацией искони понимали всего лишь принадлежность к определённой стране. Так в советское время для иностранца понятия «русский» и «гражданин СССР» были тождественны. И до сих пор всех без различия выходцев из СНГ неофициально называют там  русскими.

В то же время в западной науке существует термин «этнос»(от греч.– народ), введённый в научный оборот Брамлеем. Этнос — исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, имеющих общие стабильные особенности культуры(в т.ч. язык), и психики. Эта общность  осознает своего единство и отличия от других подобных образований, что выражается, в частности, в этнониме (самоназвании).

Признание за людьми, принадлежащими к одному этносу, общих особенностей психики важный шаг к антропологическому его  пониманию . Современная наука стремится увидеть за этим понятием человека, его внутренний мир. Отсюда растущий интерес к изучению менталитета , национальной психологии и т.п. Во главу угла ставится не общность языка и материальной культуры, а общность ценностей, идеалов, норм и моделей поведения.  В сфере внимания оказывается и бессознательное народов. Родоначальник этого направления — Карл Густав Юнг, который ввёл понятие национального  бессознательного

Однако в случае с Россией ни западного научного опыта, ни советского для определения понятия нации, как мне кажется недостаточно  Очевидно, что  понятие «россияне» нельзя свести ни к понятию гражданства, ни к понятию «этнос», ни к понятию нации с точки зрения ленинской триады  Все эти подходы либо не учитывают полиэтничность России, либо обезличивают понятие нации, не рассматривают человеческий дух Выход, какмне кажется в цивилизационном подходе

 

      Что же такое цивилизация?  В советской исторической науке дано три основных определения  этого понятия: 1) культура; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (например античная цивилизация); 3)Высшая ступень общественного развития по схеме Л.Морган и Ф Энгельса  наряду с « варварством» и «дикостью», которая  наступает с возникновением письмености.

На западе в 18 в понятие цивилизации рассматриалось в тесной связи с понятием «культура». Французсике просветители (Вольтер, Монтескье, Дидро и др.) называют общество цивилизованным если оно основано на началах разума и справедливости.

В XIX в. в эпоху промышленного переворота понятие цивилизованностьи стали связывать с  индустриализацией и  идеей линейного прогресса. Постепенно в западной общественной мысли вызрела концепции локальной цивилизации. Её создатель   А. Тойнби  определил её как устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Духовная общность понимается им как религиозное. Тойнби выделяет семь цивилизаций, среди которых называет православно-христианскую с русской ветвью.

В нашей стране идею России как цивилизации развил в 60-70-х годах XIX в. русский социолог Н.Я. Данилевский. В XX веке ученые- эмигранты Н. Трубецкой, П Савицкий, Г. Вернадский, Л.Карсавин и др. создали концепцию России-Евразии –цивилизации сформировавшейся в результате взаимодействия славянских и тюркских элементов. Среди современных русских историков, движущихся в этом фарватере   следует назвать Игоря Николаевича Ионова, который определяет локальную цивилизацию как человеческое сообщество национального или наднационального уровня, существенно отличающееся от других таких образований по направлению социокультурного развития, идеалам и мировоззрению; как носителя своеобразного универсального проекта жизнеустройства

 Очевидно, что цивилизация состоит из отдельных индивидов , обладающих своим внутренним миром, своей самостью, под которой я понимаю некий стержень, центр притяжения внутреннего мира человека,  существующий как в бессознательном, так и  в  сознании, где он фигурирует как человеческое «Я».  Локальная цивилизация , в целом ,тоже имеет такой духовный стержень, свою самость. Я думаю,что каждый человек , принадлежащий к той или иной цивилизации , содержит ее всю  в своём внутреннем мире и ее самость имеет в качестве одного из уровней своей индивидуальной самости . Это проявляется в менталитете, ценностных ориентациях, нормах, идеалах, моделях поведения человека, который есть цивилизационный микроскоп.

 Совокупность людей , объеденнёных общей для них самостью российской цивилизации ограничена территорией одного государства, составляет одно общество и может быть названа нацией, то есть человеческим субстратом локальной цивилизации. Российская цивилизация, таким образом, есть нация россиян в её историческом развитии, во всех его проявлениях, будь-то государственные институты или шедевры  русской классической литературы  И то и другое носит на себе отпечаток ее самости

Какова же эта самость? Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться к базовым, исторически сложившимся ценностям, идеалам русского народа, которые веками усваивались другими российскими народами в процессе культурной ассимиляции. Русский этнос выступает как цивилизациообразующий. Он как духовный магнит притягивает к себе другие этносы России, втягивая их в орбиту российской цивилизации.

Высший идеал русского народа, по мнению исследователей , это Правда Историк А.С. Ахиезер  пишет, что она есть: «внутренний принцип, закон мироздания, некая нравственная субстанция мира»;  этот идеал « включал Правду-истину, Правду-справедливость, Правду-силу»(Ахиезер А.С.Россия: критика исторического опыта). Действительно, русские на протяжении всей своей истории искали Правду.Одни - ее у Христа, другие- у Маркса Русская интеллигенция-в народе. Старообрядцам она грезилась прекрасным Китеж-градом, где всё устроено по Божьей воле ,где царит Божий закон и Божья любовь. Казаки видели её в своей вольнице, где господствует общинность. Русские революционеры отождествляли её с государством-коммуной, основанной на социальной справедливости и равенстве людей. Известны также слова св. благоверного кн. Александра Невского перед Ледовым побоищем: «Не в силе Бог, но в правде». Сейчас, как мне кажется, восторжествовал в обществе сверху до низу какой-тоизвращенный  идеал воровской правды. Недаром, так популярна тюремная субкультура в российской глубинке, наример блатные песни . Как бы там ни было, а поиск Правды, стремление к ней определяет цивилизационную самость России.

Эмиграция  обычно мотивируется экономическими или политическими проблемами и кажется некоторым нашим соотечественникам  единственным выходом из сложившейся за последние десять лет в нашей стране ситуации Но Россия не просто страна, это страна–цивилизация, и все её внутренние проблемы обусловлены её цивилизационной самостью, которая  в каждом из нас ,россиян, существует как один из уровней нашей индивидуальной самости. Поэтому эмиграция из России бесполезна, ибо это бегство от самого себя. Можно покинуть « Родину – снаружи», но невозможно убежать от «Родины – внутри». И не просто невозможно, но даже опасно,как мне кажется делать это, ибо при соприкосновении с чужой цивилизацией неизбежно возникает конфликт между « Родиной-внутри» и «чужбиной-снаружи» .И для россиянина он наиболее болезнен, ибо неизбежно переходит в некую моральную плоскость как борьба между внутренним стремлением к Правде и необходимостью мириться с кривдой чужой цивилизации

Думается, что от экономических, политических проблем современной России нужно не бежать, а решать их. И первое, что нужно для этого сделать – это вновь обрести национальное достоинство, которое должно основвываться не на идее исключительности, а на идее    уникальности нации россиян, на осознании своей национальной  самости. Это позволит преодолеть цивилизационный раскол в обществе и ценностную егодезорганизацию ,  вновь обрести ему свой духовный стержень.

Project: 
Год выпуска: 
2002
Выпуск: 
3