Борис СЕРГЕЕВ. Флаги над попсой

С регулярностью маятника нам приходят сообщения о разнообразных выходках эстрадных деятелей, проживающих в России, но оказывающих символическую поддержку тем, кто грозится Россию «наказать».  Часть из наших эстрадников  делает это с позиций «морального превосходства», обнаруживая, что  их «бывшие братья» превратились в  «глистов»;  другие даже не могут объяснить,  зачем они размахивали украинским флагом на концерте.  Тем не менее, и машут они им, и песни на украинском записывают и извиняются за своих российских коллег, не выражающих восторгов по поводу «майданного путча» в Киеве.  Все это, как минимум, вызывает недоумение у  российской аудитории,  часть которой пытается дискутировать со своими вчерашними «кумирами».   Возможно, продолжение этой полемики и является необходимым, коль скоро под вопрос  ставится «историко-культурный код» страны, но при этом следует иметь в виду, что оппонентом в данном случае являются не рок-музыканты пенсионного возраста, а те силы, благодаря которым они получили свой единственный ресурс – популярность.  Другими словами, перед нами «попса», поющая, точнее вещающая, под «фанеру».

Безусловно, сами они это отрицают, поминая всуе долг свой долг «поэта и гражданина» и, наверное,  музыканта тоже. Впрочем, нет – определение «музыкант» для многих из них подходит разве что с натяжкой. Тот же Макаревич учебу в музыкальной школе забросил и никогда к ней больше не возвращался.  Как забрасывал он и учебу в архитектурном институте, причем в армию при этом его, почему-то, не забрали (кто же вырвал этого «самородка» из лап «тоталитарной системы»?)  Диплом вуза, однако, в советские времена имел значение - тем более для человека, который,  не имея квалификации, устраивается на работу в такое «непыльное» учреждение как Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений (кто посодействовал?) - поэтому доучиваться на вечернем факультете того самого института, откуда его уже отчислили (еще одна «гримаса» тоталитаризма!) Макаревичу, все-таки, пришлось.  Впрочем, на фоне более молодой поросли академические достижения Андрея Вадимовича просто впечатляют.  В эпоху «рынка» Земфира могла взять академический отпуск в МГУ во время первой сессии и больше туда не возвращаться - диплома Уфимского училища искусств вполне достаточно, чтобы зарабатывать на концертах и фотосессиях. 

Но не будем формалистами – в конце концов, никого из наших классиков на поэтов и писателей не готовили, но они ими стали.   И «жгли глаголом»,  и отпускали колкости в адрес «полу-милордов» из числа высших царских чиновников,  и с «немытой Россией» прощались, и напоминали «наперсникам разврата» о божьем суде. Чем не наши современники, живописующие как в «Холуево приезжает Путин»?  Увы, параллели здесь не получается, поскольку классики бросали вызов властной иерархии, ставя на кон свою жизнь, в то время, как «нынешние» предпочитают измываться над бессловесными, в полном соответствии с насмешкой Некрасова:

 

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу? -

Безопасней... Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье...

 

И разнообразие «утешений», которым предаются выдающие себя за «невольников чести» просто впечатляет! Автор «открытых писем» Путину оказывается послом Олимпиады в Сочи, сияющим улыбкой с рекламных стендов фирмы Bosco господина Куснировича (не рекламные ли контракты были причиной лучезарной улыбки?).  Диана Арбенина едет в  Киев в качестве «звездного тренера» на шоу «Голос крайни»,  которое проводит телеканал 1+1 Коломойского.  И оба раза ее «подопечные» оказываются лауреатами! Талант ли это или стечение обстоятельств, но думается, что гонорар Арбениной выплачивался в любом случае. Телеканал «Дождь»  в новогоднюю ночь обращается не к чему-нибудь, а к записям сентябрьских концертов Земфиры. Это вам не салат «Оливье» под фильм «Ирония судьбы»! Здесь все креативнее, агрессивнее и субкультурнее! Можно добавить, что и лицемернее, поскольку Земфира,  характеризовавшая шоу-бизнес как «весьма сомнительное  дело, (где) нужны не профессионализм, а ловкость и жуликоватость. Там крутятся огромные деньги и масса проходимцев, поэтому двоюродного брата берут в группу барабанщиком, тёщу — директором, а дядю — администратором» выступает на концертах с группой в составе двух племянников – Артура и Артема Рамазанова. 

Вот эти люди и претендуют сейчас на роль «морального эталона», подтявкивая на российские власти, будучи при этом уверенными в своей полной безнаказанности и выливая ушаты грязи на тех, кто не готов идти за ними в «марши мира» в пользу головорезов из «Правого сектора». Свою позицию они объясняют «убеждениями», что выглядело бы гораздо правдоподобнее, если бы они при этом не являлись «благополучателями» рекламной поддержки со стороны тех, кто спонсирует бойню на Донбассе.  Тем более, в условиях, когда заработки «шоуменов» напрямую зависят от регулярности их появления на телеэкране,  оказание «услуг по продвижению» легко перевести в денежный эквивалент.  Не он ли и является основой «убеждений» наших современников,  претендующих на звание «отечества отцов»?

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2015
Выпуск: 
7