Капитолина КОКШЕНЕВА. Осторожно: умышленное глумление!
Перформанс - незаконный сын искусства. Незаконный потому, что внутри себя он не имеет собственного положительного смысла, как не имеет никакой художественной ценности. Вся суть перфоманса состоит в активном воздействии на публику, - в воздействии шокирующем, разрушающим устойчивые смыслы. Следовательно, задачи и характер перфоманса или инсталляции как форм “актуального искусства” априори не могут быть ни наивными, ни бессознательными.
Во всем, что произошло 18 января этого года в московском музее-центре им. А.Д. Сахарова, не просто столкнулись два взгляда на искусство, но выявились две воли, два сознания, два разных отношения к миру и человеку.
О выставке “Осторожно: религия!” заранее сообщила “Независимая газета”. Среди ее участников были заявлены Тер-Аганьян, Косолапов, Мамышев-Монро, Кулик и другие. Куратор выставки - некий Арутюн Золумян. Среди “художников” двое известны по другим акциям: О. Кулик в начале 90-х годов публично зарезал свинью с надписью “Россия” и разделал ее на куски, а Тер-Аганьян с 1999 года находится в розыске за совершенное им прежде преступление: разрубание святых икон на выставке в столичном Манеже.
Что же представляли собой нынешние экспонаты “акционеров” актуального искусства? Рекламный плакат, завлекающий публику на выставку, изображал икону Спаса Нерукотворного, куда вместо Лика был вмонтирован автомобильный дорожный знак и на нем написано “Осторожно: религия!”. В самом выставочном зале имитировалась икона Спасителя, которая была названа “Великий архиерей”. Ее утилитарное предназначение - служить недорогой “фотографией на память”: любой посетитель мог “войти” в икону, выполненную в человеческий рост, заменив своим лицом, кистями рук (для этого были сделаны прорези) Образ Спасителя. Выставочные экспонаты дополнял щит с логотипом кока-колы и словами Спасителя “Сие есть Кровь Моя”. Потолок Центра увешан был порнографическими изображениями, а среди экспонатов размещалась большая фотография обнаженной женщины, как бы распятой на Кресте. Композицию из водочных бутылок “украшали” церковные купола, а на Животворящем Кресте были развешаны сосиски, пародировалась икона Богоматери... Нет нужды продолжать описания других “достопримечательностей” выставки, скажу только о трех стендах: на первом размещался текст Евангелия от Матфея с символом креста, на втором - отрывок из Манифеста коммунистической партии со звездой, на третьем - фрагменты книги Гитлера “Майн кампф” со свастикой. И все это на фоне раздавленного человека. Таким примитивным способом утверждалась, очевидно, мысль о родстве трех идеологий.
Безусловно выставка была рассчитана прежде всего на провокационное воздействие и шок. Поэтому я считаю совершенно естественной реакцию посетителей этого действа В. Сергеева, М. Люкшина, А. Зякина, Н. Смахтина, Г. Гарбузова, А. Кульберка, которые испортили ее “экспонаты” (замазали краской). Это была элементарная человеческая реакция: если прилюдно хулиганы оскорбляют вашу мать, насильничают над вашим ребенком, то первым нормальным побуждением будет обороняющее действие - прикрыть, защитить, а не писать заявление в милицию или подавать иск в суд с указанием места насилия (суд - это второй этап вашей защиты). Точно также поступали во все времена верные Господу христиане - на глумление над своим Отцом Небесным, над своей Пречистой Матерью они отвечали немедленным защитным действием. И если представителям “актуального искусства” непонятно умозрение верующего человека, неизвестны законы, по которым живет христианская душа, неведомы догматы Православия и труднодоступна идея Личного Бога, то это, как в любом другом случае, не снимает с них ответственности за темные и запредельные акции.
На пресс-конференции “акционеров”, которая состоялась на следующий день после срыва выставки, чаще всего звучали призывы к “свободному обсуждению проблем религии”. Только какой разговор может быть с примитивными “художниками” - создателями глумливых перфомансов? Какая полемика или диалог возможны между блестящим эрудитом и богословом владыкой Кириллом и правозащитником С. Ковалевым, который сам признался, что он не силен в вопросах религии? Призывы к “свободному обсуждению” в данном случае напоминают известные призывы к кухарке управлять государством. Но если признать, что в нашем обществе теперь вообще нет никаких подлинных авторитетов, не существует никакой общепризнанной иерархии ценностей, то тогда, действительно, почему бы и любой “кухарке” не написать свой закон о правах человека и в дальнейшем следовать исключительно ему? Нынешняя “кухарка” от культуры откровенно агрессивна и ловка. Организаторы выставки прикрывают “законами искусства” свое богохульство (ее антихристианский, антиправославный смысл, ибо ясно по символам и образам, о какой религии идет речь) над законами христианской традиции, проявляющимися в том числе и в отношении к святыням. На проекционном экране, размещенном на выставке, словно на вас плывет большая рыба, конвульсивно глотающая воздух и бьющая плавниками. Плывет она в крови. Посмотрев дальше, вы понимаете, что у нее отрублено туловище. Рыба - символ Христа первохристиан. Комментарии излишни…
Участники выставки-акции обратились в суд. Гражданам, защитившим свои святыни, грозит тюремное заключение до пяти лет согласно части второй статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации. А “акционерам-провокаторам” телевидение тут же представляет прайм-тайм для рассуждений о безобразиях “погромщиков”, совершивших якобы “акт вандализма”. В свою очередь, многие православные граждане обратились в прокуратуру, указывая на статью 282 (оскорбление чувств верующих, разжигание межконфессиальной вражды) и ту же вторую часть статьи 213 УК РФ (групповое организованное хулиганство, явное неуважение к обществу, большая часть которого идентифицирует себя с православием), а также на статью о растлении малолетних (выставку могли посетить и дети-подростки).
В сущности, эти шесть человек, защитившие веру, должны были бы всем обществом восприниматься как герои: ведь явный пафос всех “объектов” выставки и перфомансов - в осквернии христианства, а значит и всех христиан. Сорвавшие это торжество “культурных дикарей”, сделали в сущности, то же, что и женщина, сорвавшая плакат “Смерть жидам”. Она не хотела, чтобы морально были оскорблены евреи. Они не хотели унижения и оскорбления христиан и Христа.
Кощунственность экспозиции кажется и доказывать странно - устроители не могли не знать, что они делают и с каким “материалом” они “работают”. На пресс-конференции директор музея-центра Ю.Самодуров дал следующие признания и заявления: во-первых, он живет в светском государстве (кто ж с этим спорит!?); во-вторых, он, оказывается, бросился бы на защиту здания суда или милиции (?!), если бы увидел на них нападение. Похвальное проявление гражданственности, - кто же это осудит, но почему же бросившиеся на защиту своих и общих святынь, живущие тоже в светском государстве, провозгласившего свободу веры, при этом названы Самодуровым “погромщиками”? Выходит, что все атеисты - это правильные граждане, а все верующие - “погромщики”? В-третьих, по словам директора, замысел выставки состоял в том, “чтобы средствами современного искусства привлечь внимание к двойственной роли религии и религиозных организаций в современном мире, в том числе в России”, а посему, мол, организаторы и участники требуют от всех нас “уважения на любые мнения”. Никакого разъяснения пассажа о “двойственной роли религии” сделано не было, так же как не были привлечены к рассмотрению вопроса о “двойственности” никакие иные религии и церкви, кроме христианства и Православной. Не странно ли?.. Зато следующий - четвертый - пункт “оправдания” Самодурова раскрыл двойственный смысл самой акции. К нему, кстати, присоединился и правозащитник Ковалев. Они согласны, что замысел выставки, “неискушенными в искусстве или воспитанными на классическом наследии людям может быть превратно понят как кощунственный или издевательский акт по отношению к религии”, однако смысл объектов, представленных на выставке актуального искусства, должен пониматься “от противного”, то есть не допускать “прямого прочтения” увиденного. Но даже “кривое прочтение” и “обратное смотрение” совершенно не изменят сути выставочных объектов. Один из перфомансистов на пресс-конференции признался, что “каждый художник работает с религиозностью”. Другой заявил, что и “у вандалов есть право на вандализм”. Кто же в этой формуле анархизма вандалы: те, кто защитил свои личные святыни и тысячелетние основы своей веры и культуры, или те, для кого это не святыни, но такие же предметы, как кастрюля или топор; для кого евангельский священный текст и святое изображение равноположены и равнозначны любому другому - от нацистского до порно.
Из всех этих заявлений явно следует, что данная акция была совершенно сознательной; что устроители ее сами допускали прочтение ее экспозиции как кощунственной (ведь не мог же директор Самодуров каждому посетителю выставки с публичным общедоступным режимом работы объяснять лично как ее следует понимать: мол, не прямо, а “наоборот”?).
Не в первый раз в нашей культуре вновь настойчиво заявляет о себе “проблема свободы”, понимаемая как отсутствие всяких этических норм и эстетических границ. Если занять точку зрения “акционеров” от перфоманса, то, очевидно, что и в будущем нам не стоит возмущаться еще более обширными завоеваниями “свободных” граждан тех территорий, на которые “культурные варвары” не имеют никаких моральных прав: почему бы, например, г-ну Ковалеву не объявить о своем намерении совершить в храме Христа Спасителя Божественную литургию и не поставить вопрос на голосование: кто лучше это делает - он или владыка Кирилл? Почему бы г-ну Самодурову и его “художникам” не потребовать себе оперных партий в “Евгении Онегине” на сцене Большого театра и не попросить перед спектаклем зрителей слушать и смотреть “наоборот” и “не прямо”, так как полное отсутствие у них голосов и является “актуальным замыслом” современного искусства?!
Но если вы, господа, посмели притязать на “свободное обсуждение религии”, то должны бы знать, что это в культуре личность художника может не сливаться с образами художественного (или антихудожественного) произведения, в вере же нет этой двойственной разделенности - достоинство верующего человека утверждается достоинством Бога (образом и подобием), “сознание Бога обретается человеком только в неразрывной связи с его личным самосознанием” (Н. П. Ильин). Не зная или не желая знать этого закона веры (и религиозного сознания), не боясь выглядеть профанами и глупцами, шокируя кощунством зрителей, вы должны бы признать и реакцию на ваше “искусство” абсолютно справедливой и заслуженной. Так было и будет всегда.
Безусловно, нынешние “акционеры” боятся только штрафа и несвободы для себя лично и личных антиценностей. Если ваша ценность - кока-кола, а наша - Христос, если ваша ценность - сосиски, а наша - Животворящий Крест, то мы не договоримся никогда, а вы никогда не добьетесь реального слияния неслиянных, расположенных в разных мирах, образов и символов (для вас -перфоманса, для нас - жизни). Вам только и остается жанр пародии, стиль кощунства, эпатажа и прикольности.
Если же государственными органами, призванными поддерживать исполнение законов, когда-нибудь будет осмыслена вся глубочайшая трагическая реальность подобного противостояния и они действительно захотят порядка, то им придется признать, что порядок - это прежде всего иерархия. Порядок - это наличие в государстве закона о государствообразующей титульной нации (о русском народе). И тогда все станет на свои места - основные символы и духовные святыни будут определены непосредственно в государственном законе и защищены им. Последователи нынешних “акционеров” попросту побоятся устраивать подобные выставки. Пока же другие деятели, подобные “свободолюбцам” с выставки “Осторожно, религия!”, активно борются за запрещение в школах факультативно-добровольного предмета “Основы православной культуры” (на автора одноименного учебника А. Бородину заведено дело в прокуратуре). Кажется, что акция в центре им. А.Д. Сахарова весомо и зримо показала, что такой курс категорически необходим, дабы новых варваров в стране с тысячелетней православной культурой стало бы поменьше.
Для видящего глазами веры, как и для всякого по-настоящему культурного человека, совершенно ясно, что шесть мужчин, справедливым действием ответивших на “новый порядок” (анархический, экстремистский и антитрадиционный) в нашей культуре, являются истинными христианами и настоящими гражданами своего Отечества. Ими и только ими держалась земля наша во все времена, а не мелкими пакостниками, назвавшими себя “художниками”.