Руслана ЛЯШЕВА. Возвращение романтизма? Зачем же нет!
Еще не смолкли арьергардные стычки между сторонниками нового реализма и приверженцами постмодернизма, а уже вырисовывается облик следующей литературной эпохи. Постмодерн свое отработал и, надо честно признаться, поднадоел читателям. Всему свой срок. Модерн в русском искусстве и в литературе, то есть Серебряный век, возник на рубеже XIX и ХХ-го столетий и завершился в 10-ых годах прошлого века. В советское время Серебряный век, как, якобы, упадочническое направление, официально не был признан и существовал в режиме запрета. А запретный плод, как известно, сладок. Соцреализм был ориентирован на классику, на Золотой век русской литературы, но интерес к его наследнику - Серебряному веку подспудно нарастал и нарастал. Закономерно, после перестройки препоны исчезли и дитё модерна, то есть постмодернизм, не замедлило объявиться. Ремейки, пародии, гротеск заполонили либеральные журналы. Во Франции постмодерн захлестнул литературу и философию, у нас он довольствовался одной изящной словесностью: критиковал и обличал советскую эпоху и предыдущие века русской истории.
В русском модерне как раз не было упадочности, это был поздний взрыв романтизма с его стихийной мощью, как у поэта эпохи предромантизма Гавриила Романовича Державина, Жалкие потуги нынешних постмодернистов и обличителей, радеющих не столько о музах, сколько о власти над музами и над людьми, и даже над государством. Вычурный постмодерн был обречен на короткий век. Ну, о "покойнике" полагается говорить или хорошо, или никак. Ну, никак так никак.
Теперь наша литература обратилась к истокам ХIХ-го столетия, к Золотому веку той поры, когда гремели споры между классицизмом и романтизмом, а пересмешники из "Арзамаса" изводили архаистов из "Беседы" шутливыми розыгрышами и веселыми насмешками.
Сказать, что сейчас возвращается литературоцентризм - еще ничего не сказать. Искусство возвращается.
Рассмотрим литературную ситуацию на трех произведениях.
Гусев В.И. Год неспешный. 2013-2014. Сады - город. Роман-дневник в лирических стихотворениях и отступлениях в прозе. (М.:"У Никитских ворот", 2015.)
Убогий Ю.В. Время вокзала. Дневник писателя. (Журнал писателей России "Нащ современник", № 9, 2015).
Архангельский Александр. Правило муравчика. Сказка про бога, котов и собак. (Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал "Знамя", № 9, 2015).
Реализм во внешней политике России совпал с новым предромантизмом в литературе
Выступление президента В.В. Путина на юбилейной сессии Генассамблеи ООН, а также согласие Совета Федерации на использование Вооруженных сил России в Сирии вызвало оживленные толкования в прессе - порой с противоположных точек зрения. Как известно по пословице: "Обжегшись на молоке, на воду дуют", - некоторые вспомнили наш уход из Афганистана, не солоно хлебавши. Например, главный редактор "Московской правды" Шод Муладжанов в статье "Воздушная тревога?" под рубрикой "Позиция" (МП, № 177 от 1 октября 2015 г.) размышляет: "Как показывает опыт международного давления на воинствующие группировки исламистов, толку от военных действий против них бывает или мало, или совсем чуть-чуть. Многолетние боевые действия в Афганистане, Ираке, события последних лет в Ливии и Тунисе, в некоторых других регионах Азии и Африки ясно продемонстрировали: люди гибнут, мира нет".
Шод Муладжанов замечает, Россия, мол, до сих пор играла здесь скорее политическую, дипломатическую, идейную роли, чем силовую и собственно военную. Затем он задается вопросом: "Готова наша страна к возможной реакции исламистов на ее реальное вступление в коалицию противников ИГИЛ?"
Ответ на этот вопрос можно было прочесть через два дня в интервью президента Академии геополитических проблем, доктора исторических наук, генерал-полковника Леонида Григорьевича Ивашова, между прочим, поэта, главному редактору газеты "Советская Россия» В.В. Чикину - "Мир или война" ("СР", № 109, от 3 октября 2015 г.). Лаконичный и точный ответ: "Если не остановить эту угрозу на дальних подступах к российским границам, то придется воевать против ИГИЛ в пределах Садового кольца и по всей территории РФ",
Очень интересное разъяснение дал Л.Г. Ивашов тому, что за три дня мир перестал быть однополярным и двинулся к многополярности. Процитируем: "Президент РФ не ограничился анализом мировой ситуации и критикой США и Запада и предложил стратегию выхода из кризиса международной безопасности. В числе главных предложений возрождения роли ООН в качестве универсальной организации по поддержанию международного мира, восстановление суверенности государств и повышение их статуса в борьбе не только с терроризмом, но и о американским диктатом, приверженность нормам международного права, приоритет политико-дипломатических мер в межгосударственных отношениях. И в речи В.В. Путина я услышал контуры геополитической доктрины России и внешнеполитического выражения национальной идеи: справедливый и безопасный мир".
Именно за это мировая пресса и признала, что Владимир Путин переиграл Барака Обаму на юбилейной сессии Генассамблеи ООН.
Но российского читателя меньше всего, конечно, интересовал Б. Обама. Скользя глазами по строчкам газетного текста на первой полосе "СР", он сгорал от нетерпения узнать, соотнесет или нет Леонид Григорьевич внешние успехи России, президента В. Путина и его мидовской команды с внутренней ситуацией в нашей стране? Соотнес! Молодец генерал! Не пожалеем места для подробной цитаты.
«Успех, стратегический успех, В. Путина и его мидовской команды обусловлен тем обстоятельством, что внешней политикой занимаются опытные профессионалы-государственники, прежде всего С. Лавров, Ю. Ушаков, Г. Карасин и другие. Либералы-западники были удалены из внешнеполитического процесса. Для полного успеха российской внешней политики обязательным условием является внутренняя привлекательность страны. А здесь мы выглядим достаточно уродливо в экономической, финансовой, производственной, научной и, особенно, социальной сферах. Потому что правительство, Банк России и весь финансовый сектор, как и многое другое, в руках тех же либералов-западников. А профессионалов-государственников в правительстве не найдешь даже под микроскопом. За исключением трех-четырех человек, но жулье доминирует на всех уровнях власти. Своеобразный внутренний ИГИЛ. Так что В. Путину нужно проводить операцию, подобную ближневосточной, по очищению структур финансово-экономического блока страны и регионов от воровского терроризма».
На первой же полосе "СР”, рядом с беседой Л.Г. Ивашова и В.В. Чикина, напечатано интервью депутата Госдумы, доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой "Отбирать у людей - минус для экономики” с критикой планов Минфина по сокращению социальных программ. Тут просто прямая подсказка правительству, как внутреннюю политику улучшать и делать успешной. А сколько дельных и умных предложения высказывают в многочисленных статьях Юрий Болдырев, Валентин Катасонов и ряд других авторов, любящих Россию и болеющих за нее. Однако, впечатление такое, что статьи не читают те, кому они адресованы. Очень жаль. Ведь такая энергия в подкорке общественной жизни - огромный резерв для полного возрождения России; кстати, очень напоминающий энергию предромантизма в нашей современной литературе. В частности - в книге Владимира Гусева "Неспешный год"; поговорим о ней в следующей главке.
Дух народа вдохновляет генерала и поэта
Возможно, предлагаемая мной концепция начала эпохи предромантизма и романтизма в литературе покажется преждевременной. Как, мол, так?! Только что новый реализм одолел постмодернизм, теперь бы, дескать, ему и почивать на заслуженных лаврах. А его, по такой концепции, вежливо отодвигают в сторонку.
Согласитесь, направления в искусстве и литературе появляются вовсе не аналогично урокам по школьному расписанию: записано - математика, она и будет, а ежели в расписании литература, то торопитесь выучить наизусть стихотворение, чтобы не охватить двойку. Литература - дело стихийное, точнее сказать, органическое, обусловленное духом народа, в момент подъема она расцветает. Не случайно же шедевр древнерусской книжности – «Слово о законе и благодати" митрополита Илариона рождается следом за "дивным чудом" духовного перерождения князя Владимира из язычника в крестителя Руси. Значит, дух народа был готов к принятию христианства, без чего никакое самоуправство князю не помогло бы. Настоящая литература возникает одновременно с глобальными событиями в жизни народа, предшествует им или следует за ними. Другой пример! Мощная стихийная поэзия Г.Р. Державина утверждалась одновременно с военными победами Екатерининских "орлов" - Потемкина, Румянцева, братьев Орловых и других полководцев, потому что продолжалась в России величественная эпоха Петра Великого и его последователей на российском престоле. В стихотворении "Бог" в 1784 году Державин восклицает:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!
Какой масштаб - безграничный! - в мироощущении поэта, а ведь считается классиком. Ну как же, участник "Беседы" и прочее. Это же чистейший предромантизм. Младший современник Гавриила Романовича Державина - Василий Андреевич Жуковский - из "Арзамаса», но его последователь, ибо романтик - вопреки стычкам между "Беседой" и "Арзамасом".
Понять книгу Владимира Гусева "Год неспешный. 2013-2014, Сады-город" помогает прекрасная вступительная статья Владимира Ивановича в сборнике “Державин Г.Р. Стихотворения. Воронеж, Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1980. (Серия "Отчий край"). Мои размышления о Державине во многом обусловлены этой статьей Гусева, которую я читала и в 1980 году, но по-настоящему оценила сейчас.
Возьмем несколько лаконичных цитат о характере и поэзии Державина: "...В нем бьется сознание достоинства своего таланта, сознание духа народа и высших энергий мира… для Державина высокое служение - это, прежде всего, государственность..." (стр. 7)
"Достоинство гения, достоинство русского дворянина, мужчины, наконец, проснувшегося человека-личности. Все это неразрывно с крупным талантом - его достоинством..."
"И вот Державин в почетной ссылке - он губернатор Олонецкого края... - и что же осталось? Осталась - ода: "Водопад"…"
"Не уживается, не уживается Державин; сетует Екатерина... Вот он - губернатор Тамбовской губернии: повод, по которому этот сборник выходит в данном издательстве…
Он не упраздняет науки, а наоборот. С яростной энергией насаждает он просвещение. Открывает училища, отроит типографию, организует газету, театр и концертные представления. Тамбовская губерния живо становится средоточием гуманитарной культуры будущего Центрально-Черноземного края". (стр. 8-9)
"Почему при его имени нам "снится" нечто неимоверно живое и мощное? Тут запутаешься в "системе стыков, контрастов..." Век "вельмож" и баснословных побед; век мощи новой, петровской России; век грозного Пугачева; век царских богатств природы и
новых поместий; век фанфар и величия, звуков меди.
Все это чувствовал, сердцем знал именитый "старик" Державин… Но - век младенчества послепетровского духа. Век мощных, порочных страстей - и тайного недомыслия, неготовности...»
"Но культура - растение глубинное, "органическое"; но язык народа не терпит спешки, когда он, народ, образует свой высокий литературный язык..." (стр. 11)
О ХVIII веке речь, а воспринимается, словно о нас. В. Гусев в книге "Год неспешный" о тех же проблемах размышляет, но уже от своего имени и применительно к нашей эпохе; в коротких афоризмах, в лирических стихотворениях и отступлениях в прозе. Дух предромантизма, по моей терминологии, - это ощущение поэтом мощи народного духа... Это же состояние - "предромантизма" Гусев испытывал и в году 1980-м, когда дело шло к каким-то переменам в государственной жизни. Но перестройка оказалась политическим фальстартом, если спортивный термин применить к политике, и предромантизм не перешел в романтизм, как в эпоху Державина и Жуковского. Вместо назревавшего подъема и расцвета перестройка привела к распаду Советского Союза и разграблению России.
Однако, как доказывает "Год неспешный", страна, то есть мы – россияне, оклемалась; и дух народный снова на подъеме.
Позиция поэта-государственника в стихотворении В. Гусева, посвященном Севастополю, в целомв озвращению Крыма в Россию.
Привет тебе, мой Севастополь!
Твои трагедии не кончены.
Твой Путь - Дороги, а не тропы
И не канавы у обочины.
Стоишь ты, небом освещенный,
Не признаешь ни ведьм, ни черта.
Три подвига!
Куда ж еще? - Но
Идет трагический четвертый.
В книге много юмора - оптимистического по духу. «О художестве. «Автобиографизм как суть»? Суть там – Высшая Сила.
Если ее нет, то и ничего нет. Есть только чья-то автобиография».
Высшие Силы, по Гусеву, определяют основы мироздания: "Не говорить от Высшей Силы, а напоминать о Высшей Силе, которая - В нас. Не "Высшая Сила говорит", а "Высшая Сила, кою я чувствую, говорит мне, а я вам" (стр. 211).
"И вновь Крым: "Севастополь: русские! Молодцы” (стр. 268).
Безусловно, в книге объемом около 500 страниц много тем и проблем, много личных стихов, например, о двух дамах, между которыми разрывается душа поэта; о природе, о философии, об искусстве и эстетике идут размышления, афоризмы и стихотворения. Пересказать все это в подробностях невозможно, да, пожалуй, в обзорной рецензии и не нужно. Главное, что вызывает интерес - подъем духовных сил в поэте, в обществе, в стране.
Вот и получается перекличка в позиции Л.Г. Ивашова и В.И. Гусева. Пожелание одно, чтобы политический фальстарт не повторился. Пусть наша дорогая Россия возрождается в присущей ей мощи!
Земля родная, исходил, благословляя
В 1980 году я побывала в Забайкалье, на родине матери, у родственников в гостях и удивилась, что они сохраняют все православные традиции, словно десятилетия атеизма в СССР не существовало. С бурятами дружат, уважительно относятся к их вере, буддизму, даже показали мне дацан, но своя христианская вера для них - святое дело. Я, журналист, поняла ситуацию. Русские в Сибири при контактах с соседями другой национальности дорожат православием, как гарантией своей самобытности. У людей образованных самобытность сохраняет русское искусство, русская литература, а народ, как и в прежние столетия, имеет опору в православии.
Нынче же материализм перестал быть государственной идеологией России, возрождение христианства пошло ускоренными темпами; священнослужителями, журналистами ("Народное радио", "Радонеж" и другие СМИ) и, конечно, писателями.
В "Нашем современнике" (№ 9, 2015 г.) Юрий Убогий в дневнике писателя “Время вокзала” размышляет о Боге в разных житейских ракурсах, У него два высших образования - Воронежский медицинский институт и Высшие литературные курсы, автор 12 книг, к 75 годам обзавелся солидным опытом.
Я, читая дневник Ю. Убогого, обратила внимание, что он смотрит на Бога как бы изнутри народа; и совершенно прав. Православие сплачивает народ.
"Истинная радость беспричинной быть должна или, точнее, иметь одну причину: то, что ты живешь, первый и главный дар от Бога имеешь и в воле Его благой находишься. - Так обобщает писатель и врач-психиатр Убогий жизненные впечатления. - Такая радость сильней и чаще всего в детстве и старости бывает, когда заботы житейские или еще не замутили ее в начале, или уже отпускать стали в конце. По лицам это заметно вполне. В детских радость очевидна, а в старческих прикрыта привычным за долгую жизнь выражением озабоченности повседневной. Но в разговоре со старым человеком она, радость, часто прямо-таки вспыхивает тебе навстречу, напоминая ту самую, детскую, такую уже давнюю. Смыкается тут начало с концом, и в этом благо великое. Правильно, стало быть, жизнь прожита, с Богом и в Боге" (стр. 64)
На ум приходят строки Ф. Тютчева о Царе Небесном такие же народные и демократические:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Традиция классики, на нее ориентирован Юрий Убогий. У Тютчева, естественно, творческий диапазон масштабнее, он поэт-философ, и эту его "романтическую" традицию продолжает В. Гусев, так что тема Бога и Высших Сил совмещает в современной русской литературе романтизм и реализм. В стихотворении "Последний катаклизм” Тютчев метафизически объединяет природу, так сказать Высшие Силы, и Бога.
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
(1830)
По мысли Тютчева в “последнем катаклизме" природы тоже сойдутся начало и конец в космическом масштабе.
Всюду кошки, кошки, кошки
Кошки по своей популярности перещеголяли любую кинозвезду. Какую газету не откроешь, видишь пушистую мордень, например кота Демы на руках хозяина Игоря Гамаюнова (НГ-ЕХ LIBRIS от 10 сентября 2015 г.) Или читаешь серьезную статью Юрия Болдырева и наталкиваешься на объяснение новаций либералов через пословицу: "Не все коту масленица" ("Советская Россия", № 107, от 29 сентября 2015 г.) А уж пушистеньких котят больше всех любят в "Московской правде", передовая статья о критикой роста цен имеет заголовок "Муркина диета” и сопровождается снимком печального пушистого ушастика; читатель про себя забудет, а кошечек бедненьких пожалеет ("МП", № 178, от 2 октября 2.015 г.). Мало того, вкладыш "Музыкальная правда" дополнил котят еще и щенками, тоже хорошенькими.
Разве удержишься, чтобы не перефразировать старую популярную песенку: "Всюду кошки, всюду кошки, всюду кошки без конца, а без кошек жизнь плохая, не годится никуда».
В книгах кошки стали чуть ли не главными персонажами. А ведь пробудили любовь к кошкам и котам романтики, немецкие, если верить КЛЭ, ибо в ней сообщается, что Людвиг Тик, участник иенской группы романтизма в 1797 году написал сказку-сатиру "Кот в сапогах" с критикой пережитков феодализма. Правда, перевод В.А. Жуковского “Кота в сапогах", написанного в 1845 г. напечатанного в «Современнике" в 1846 г., соотносят с произведением Л. Тика, а называют стихотворным пересказом прозаической сказки Ш. Перро “Дядюшка Кот, или Кот в сапогах», представляющей литературную обработку народной сказки.
Дискуссия, понимаешь! Мне романтическая версия представляется более убедительной. Так что немецкие романтики открыли благодатную, сентиментальную тему для литературы. Впрочем, романтики тоже были, отнюдь, не первыми. Еще в Древнем Египте кошки имели высочайший статус, их обожествляли; была даже богиня в образе кошки - богиня Лис.
Закономерно, что В. Гусев в стиле романтической традиции не выпускает кошек, котов и котят с поля зрения - баллада, стихотворения или реплика.
КОТЕНОК
Кашляет-фыркает, кашляет.
Жалко, хоть наш ли, не наш ли он.
Трогательно и сентиментально, как должно романтику.
В неожиданном ракурсе осмыслил тему Александр Архангельский в сказке про бога, котов и собак "Правило муравчика" ("Знамя", № 9, 2015 г.). Война кошек и собак - скорее пародия в стиле уходящего со сцены постмодернизма. Только трудно понять, кого или что Архангельский пародирует. Романтизм? Социализм? Но про социализм А. Зиновьев оказал, что от него остались не пережитки, а недожитки. Критиковать (пародировать) недожитки нет смысла. Это, конечно, дело автора.
Другое тут цепляет, кабанчик в сказке "Правило муравчика" представляет себя котам и прочим братьям меньшим как "хрюрик"?! И все, дескать, его родственники "хрюриковичи"?! В России открыли памятник Рюрику и Олегу, основателям первой династии правителей. Мы же не из тех, кто не помнит родства, Такая пародия на Рюриковичей - оскорбительна! Нет, постмодернизм неисправим. От него ничего не дождешься. Будем считать, что либералы откровенно высказались на тему российской государственности. Подняли забрало.
Как видим, романтизм в современной литературе ветвится по всем направлениям.