Виктор БОЧЕНКОВ. Не бойся, мальчик, ты не педераст. (2001)
В самом деле, чего бояться? “Если ты имел гомосексуальный опыт - один или более раз - это все же не означает, что ты гомосексуалист”, - успокаивает нижегородский гуманитарный центр, издавший в 1997 году четыре тоненьких брошюрки для подростков, объединенных общей суперобложкой с заглавием “Когда я взрослею”. Здесь и далее мы цитируем одну из них - “Сексуальность. Ты уже знаешь, что это такое”. “Опрос, проведенный весьма солидным Институтом половых проблем Кинси, показал, что 60 процентов всех мальчиков и 30 процентов девочек имели к 15 годам хотя бы один гомосексуальный опыт. И это вовсе не значит, что они гомосексуалисты”. К суперобложке приколоты скрепочкой “Комментарии и уточнения”, и здесь, на странице третьей: “Нужно запомнить главное: гомосексуалистами не рождаются, однако даже единичный гомосексуальный акт, особенно совершенный в подростковом возрасте, может определить сексуальную ориентацию на всю жизнь. Она формируется главным образом в 14 - 15 лет, поэтому тебе сейчас особенно важно быть готовым психологически защитить себя, свою будущую жизнь от этой опасности”. Опасность, как явствует далее, достаточно серьезна и заключается в том, что гомосексуалисты лишаются возможности создать нормальную семью, иметь детей, а общество считает их извращенцами.
Приехали. В одном месте ратуем за сексуальную свободу, в другом - за “нормальную семью”. В одном месте называем “гомосексуальный акт” опасностью, в другом утверждаем, что тут ничего страшного нет. Изданные в Нижнем книжки вроде бы призваны дать ответы на интимные вопросы, интересующие подростков, но вместо этого, наоборот, нередко предлагают ему самому в них разбираться. Характерный пример - глава о порнографии. “В “Толковом словаре русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой приведено такое определение порнографии: “Крайняя натуралистичность и цинизм в изображении половых отношений”. Но что считать “крайним”? Возможно, тебе самому придется определить для себя разницу между приемлемым и неприемлемым” - и в таком духе. Складывается впечатление, что взрослые люди - авторы и составители - этой разницы сами для себя не определили и потому ушли от ответа. Вы-то, господа, что по этому поводу думаете? Над определением, что такое порнография, ломали головы ученые-эстетики, статьи писали на эту тему, а тут дальше словаря Ожегова и Шведовой дело не пошло. Вопрос остался на самостоятельное, заочное изучение. Неужели авторам безразлично, к каким выводам придет подросток?
Такое впечатление, что составители хотели убить двух зайцев. И гомосексуалистов пожалеть, за их свободу высказаться, доказав, что и это “нормально” (да может ли быть несколько норм?), и намекнуть подростку: берегись. Потому и вышла такая “каша”. А может, редактор просмотрел эту несуразность... Но уж если гомосексуалистами не рождаются, а становятся, уж если вы считаете, что это все таки плохо, так научите, как же мне “быть готовым психологически защитить себя, свою будущую жизнь от этой опасности”!
Вот этого: как защитить себя - в книжке-то и нет. В других трех книжках тоже не отыщется ответа, как не стать гомосексуалистом, только в одной - советы на счет воздержания, но это ведь мало... Почитаем дальше “Сексуальность...”.
Страница 4:
“На самом деле сексуальность определяется всей личностью человека и у тебя нет никакой необходимости вступать в половые отношения, для того чтобы доказать свою мужественность или женственность. Ты сможешь начать их тогда, когда сам, без всякого давления извне, почувствуешь и поймешь, что тебе это действительно нужно, только и всего”.
И все-таки, как, по каким критериям определить мне, что - можно начинать, час пробил. Да может я сочту, что мне это уже в тринадцать лет необходимо, несмотря на все призывы думать, взвешивать, воздерживаться, изложенные в других брошюрках! Почему бы нет! И что такое “давление извне”? Давление предполагает насилие, принуждение. Мнение друзей и советы родителей - еще не давление.
“Сексуальность включает в себя как физические, так и духовные аспекты. Почти все мы достигаем физической зрелости, ничего не предпринимая для этого. Гораздо труднее достичь сексуальной зрелости в эмоциональном, общественном, духовном плане”.
Что это за “духовные аспекты”? И что такое “сексуальная зрелость в общественном плане”? А “в духовном плане”? Возьмите любого святого, хоть католического, хоть православного. Им не откажешь в отсутствии “духовного плана”, но привязать к нему “сексуальность” мы не сможем при всем желании.
“Дети рождаются в этот мир эгоистичными существами, полностью зависимыми от своих родителей. Постепенно , по мере развития отношений с другими людьми, ребенок приходит к пониманию того, что он не является центром Вселенной. Юность - это время, когда мы должны перейти от эгоистичного и импульсивного мировосприятия, при котором наши поступки определяются сиюминутными порывами, а не истинной заботой о себе и о других людях, к взвешенному, основанному на самоконтроле отношению к жизни”.
Полный нонсенс. Родиться “эгоистичным существом” невозможно - младенец не осознает своего “эго”, не развил своего “я”, хоть он и “полностью зависим от родителей”. Наоборот, эгоистами, как и гомосексуалистами (если верить вкладышу), становятся - “по мере развития отношений с другими людьми”.
На пятой странице начинаются советы.
“Для того, чтобы стать зрелой личностью, научиться любить других людей бескорыстно, глубоко и преданно, нужно приложить немало усилий, преодолевая свой эгоизм. Не стоит откладывать это в долгий ящик - прямо сегодня ты можешь выстраивать новые, более взрослые, более осмысленные отношения с близкими - будь то помощь родителям в то время, когда тебе хочется пойти куда-нибудь с друзьями, или отказ от любимой телепередачи ради того, чтобы помочь младшей сестренке, или что-то другое”.
Зачем преодолевать эгоизм? Это поясняет следующий абзац.
“Развивая свое умение любить, мы гармонически развиваем и нашу сексуальность. Только тогда она реализуется во всей полноте, проявляется в бескорыстной любви и полной самоотдаче”.
Ничего не понимаю. Чем больше делаешь добрых дел - помогаешь сестренке сделать уроки, бабушке с палочкой перейти дорогу, уступаешь дедушке место в троллейбусе, идешь в магазин за продуктами вместо мамы - тем сексуальней становишься? Но ведь по логике авторов все получается именно так!
Провозглашаемую половую свободу (она же вседозволенность) чем-нибудь надо прикрыть. Вот и придумано для нее платьице - лоскутик любви, клочок самоотдачи. Сшили. Можно снимать. И далее со страниц книжки на вашу голову сыпется каскад терминов из области сексологии и физиологии: что такое эрекция, мастурбация, анальный половой акт, подростку советуют, как бы мимоходом, цитатой из психолога Н.Козлова: “если девушка держит парня на петтинге хотя бы полгода, парень, как правило, привязывается”(стр. 12). Звучит, как руководство к действию. И наконец -
“Чувствовать растерянность и беспокойство по поводу своих сексуальных пристрастий - нормальный возрастной процесс в наше ненормальное время (опять возвращаемся к проблеме нормы - В.Б.), когда люди сталкиваются с сексуальными проблемами в двенадцать, тринадцать лет, а иногда даже и раньше. Это неизбежно. Также неизбежны и сексуальные эксперименты с лицами своего же пола”.
Что же это за сексуальные проблемы, возникающее ранее двенадцати лет?! И в силу каких причин сексуальные эксперименты объявлены неизбежными? Объявлены безоговорочно, даже с нажимом, поскольку эта “неизбежность” связывается с “нормальным возрастным процессом”. Таким образом, в сознании молодого человека тоненько и недвусмысленно вкладывается мысль: все дозволено, все нормально - экспериментируйте на здоровье!
Несуразности “Сексуальности...” и апологетика “экспериментов” невольно вызывают в памяти “абсурдиста” Венедикта Ерофеева, его “Москву - Петушки”. “А надо вам заметить, что гомосексуализм в нашей стране изжит хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. У публики ведь что сейчас на уме? Один только гомосексуализм. Ну, еще арабы на уме, Израиль, Голанские высоты, Моше Даян. Ну, а если прогнать Моше Даяна с Голанских высот, а арабов с иудеями примирить? - что тогда останется в головах людей? Один только чистый гомосексуализм”, Так и в “Сексуальности...”. Зачеркнуть все эти реверансы в сторону духовности и любви - один гомосексуализм с “экспериментами” и останется...
Заканчивается книжка главой “И еще несколько вопросов, которые беспокоят некоторых твоих сверстников”. Вопросы все как на подбор, только из области сексологии или физиологии. Как бороться с прыщами на лице, почему у товарища пенис больше, а у меня меньше и т.п...
Вспоминаю себя в 15 - 16 лет. Мне очень нравилась одна девочка, одноклассница. Влюбленность была так сильна, что вечером я приходил к ее дому и, остановившись примерно в сотне метров, у дерева с толстым стволом, чтобы не было меня видно, смотрел на ее окна. Она жила на втором этаже. Я ждал, вдруг подойдет близко к окну - вздумается ей зачем-то посмотреть на улицу - и тогда я увижу ее, хоть мельком... Этот миг был бы для меня самым счастливым. И плевать я хотел, что все это глупо, что не совсем даже прилично, может быть. Я знал, что завтра увижу ее в классе, а сердце все равно звало к ее дому... И не хотел я знать, почему у кого-то пенис бывает больше, у кого-то меньше, не думал ни о каком-то петтинге и “экспериментах”... Я был застенчив и не знал, как дать ей понять, что она не безразлична мне, как обратить на себя внимание, как пригласить в кино и не показаться смешным... К чему все это? А к тому, что есть у подростков вопросы поважней, чем длина пениса у друга. Только в сборнике “Когда я взрослею” нет и попытки ответить на них. Что такое анальный секс - это объяснить проще, чем сориентировать на создание доброй семьи, чем просто и доходчиво рассказать о том, как относиться к женщине... Нет и намека, что немало о взаимоотношениях мужчины и женщины можно постичь, благодаря русской классике - любовной лирике Пушкина, Некрасова, Блока, прозе Бунина и Толстого. Лично я искал и находил ответы на многие юношеские свои вопросы у них. Я взрослел, благодаря им, чего советую и сегодняшним подросткам...
Комплект “Когда я взрослею” состоит из четырех книжек, как своеобразная пародия на Евангелие. Остальные три называются: “Внимание: опасность!” - о том, как не заразиться спидом и другими половыми болезнями, “Любовь - да, дети... пока нет” (название говорит само за себя и на что нацеливает, тоже объяснять не надо), наконец - “Твой выбор”. Третья книжка призвана помочь разобраться, готов ли он (она) начать половую жизнь. Есть хорошие и действительно нужные советы. Но остается впечатление, что книжки создавались поспешно и составители не представляли себе многих проблем подростка. Что все рекомендации о том, как уберечься от спида, что надо знать, вступая в интимные отношения, нужны, дабы прикрыть главное - пропаганду половой распущенности. Потому-то в одной книжке идет речь о плюсах воздержания, в другой - о праве на “эксперимент”. Выше физиологии и безопасного секса планка не поднимается. Нет четкой воспитательной линии. Упущена духовная составляющая человеческих отношений, ведь не сексом единым жив человек, подросток тоже. А без нее - чего стоят все эти книжки?
Грош им цена.