Георгий ПОЧУЕВ. Спектр «Единорога»

Впечатления от стихотворения Арона Гаала «Единорог в листопаде»

 

Зритель, рассматривающий живописное полотно, обладает преимуществом перед читателем, скользящим взглядом по тексту строка за строкой. Это преимущество – возможность видеть полотно сразу и целиком, отойдя на нужное для этого расстояние. При этом обращая внимание на ту часть картины, которую художник изобразил так, что она привлекает взгляды в первую очередь.

Читатель же стихотворения не может составить впечатление о нем до тех пор, пока не прочтет его до конца. Но по ходу чтения он может оценить достоинства отдельных, составляющих его, стихов. Прежде всего, конечно, тех, которые обладают чем-то особенным. Такие стихи в «Единороге...» тоже есть. Вот первые из них:

 

...удивляется, как кружатся бабочки, Небо,

А утром в полусне встает Солнце...

 

Эти метафоры, на первый взгляд, могут показаться незатейливыми и намекающими на то, что далее последует пасторальная картина. Но если продолжить чтение, вырисовывается глубоко лиричная картина утра Земли, одним из главных героев которой фигурирует невидимый Ветер, листающий, по сути, Книгу Бытия, одним из действующих лиц которой предстает он сам.

И эта Книга вмещает в себя не только историю Феи Листьев, нашедшую пристанище в ветвях дерева, но и другие истории, обычно происходящие на Земле. Благодаря этой Книге, которую, безусловно, читает особа, пославшая Единорога, в свою очередь, сбылась мечта лирического героя стихотворения: вернуться домой, в листопад. Потому что одухотворенный человек в трудную минуту часто прибегает к мечте – оказаться под защитой родного дома. Тоска по дому, по целительной силе его ауры сохраняется на всю жизнь. И листопад, конечно же, может навеять тоску, послужить толчком к возникновению этой мечты.

Этот метафизический сюжет производит настолько сильное впечатление в том числе и потому, что написан практически на одном дыхании: ведь, если всмотреться, можно заметить, что весь текст стихотворения – это одно предложение, вмещающее в себя весь мир поэта. Причем не фрагментарно. Предложение, наводящее на мысль о том, что болезнь не обязательно должна быть прозаической хворью, а жар, который испытывает поэт, – это его беспокойство о судьбе мира, из которого вытесняются феи, а ветер перестает считаться одним из главных действующих лиц на Земле, вообще отметается пришедшее из глубин древних цивилизаций представление (пусть даже мифологизированное) об устройстве мира.

Вглядываясь в мир этого стихотворения (как и любого другого, написанного талантливым поэтом) глубже и заинтересованнее, можно составить некороткий список образов, в нём присутствующих. Пытливый читатель наверняка отыщет их, посмакует их символику и оригинальность, проникнется чувствами, которые вызвали у автора неотложное стремление написать о них с благодарностью к некой особе, приславшей ему Единорога. Эта благодарность проясняется лишь из контекста, тем не менее, учитывая силу поэтического слова, значение, которое поэт придает событию (переносу домой, а за этим понятием стоит много больше, чем стены и крыша), можно верить, что благодарность (выраженная пусть неявным образом) имеет место быть.

Ведь только Единорогу (это убеждение автора стихотворения, прочитываемое между строк) под силу преодолеть любые лабиринты, не только «лабиринт жара», способного сжечь поэта, если его не перенесут домой – в место, дорогое его сердцу.

Многоплановая символика, таящаяся за образом этого мифического однорогого существа, предполагает, как минимум, его способность противостоять силам зла. Одним из последствий влияния этих сил, как считалось традиционно, являются болезни (неважно, какого рода). Поэтому особа, которая насколько таинственная, настолько и могущественная (далеко не каждому ведь дано распоряжаться Единорогом), должна быть вознаграждена словом поэта.

Зная из уст автора этого стихотворения, что он получил классическое западное образование, можно быть уверенным в его приверженности традициям, берущим начало в Элладе. И обращение к образу Единорога – тому подтверждение. Известно также, что такие западные писатели и поэты как Ф. Рабле, Л. Кэррол, У. Шекспир, У. Йетс , Р. М. Рильке, и не только они, использовали этот образ в своих произведениях.

Известно, что каждый из цветов солнечного спектра обладает неким набором оттенков этого цвета. А каждый настоящий поэт награждает мир своим набором оттенков в той цветовой гамме, которую сам избрал на основе связей с культурной традицией, с одной стороны, и своими притязаниями на какую-то роль в мире поэзии – с другой. И каждому стихотворению, пользуясь спектроскопической терминологией (если принять условие ее уместности в оценке стихотворений) присущ свой, одному ему свойственный оттенок цвета. И он может определяться, с известной долей вероятности, по настроению, которое присутствует, или навевается на читающего его. По аналогии с «цветовым» тестом Люшера, определяющим психологический портрет личности.

Почувствовать это может прежде всего человек, испытавший душевный резонанс с автором прочитанного стихотворения.

В «Единороге...» ощущаются меланхолия (лиловые тона), а также благодарность и надежда (красно-алые). В данном случае – надежда на выздоровление. Хотя поэт, наверное, не может выздороветь до конца, потому что в этом случае перестанет сопереживать страждущим, что равносильно лишению дара – таланта, данного свыше...

Доминируют здесь два цвета, однако, лиловым и алым цветами не исчерпывается спектр красок. В нем есть вкрапления голубизны неба и переливы цветов утренней зари, пестрота цветущего поля, и конечно же, традиционная белизна Единорога (у Рильке: «Белесый зверь с глазами, как у лани»). Удовлетворение от того, что с помощью Единорога поэт оказался дома, не зря прозвучало тонким финальным штрихом стихотворения, окрашенным в тона листопада.

Это стихотворение, с одной стороны, как нельзя лучше подтверждает, что настоящий поэт мыслит образами, а с другой – что человек, написавший это стихотворение, талантлив, и его поэтический мир своеобразен.

Для меня – человека, не обремененного обязательством следовать требованиям классической литературоведческой схемы, который делится впечатлениями о прочитанном стихотворении, многое прояснилось в последнем благодаря широкой палитре образов, на которые не поскупился его автор. Надеюсь, найдутся люди, которые согласятся со мной во многом из того, что я ощутил, читая и перечитывая «Единорога...». Стихотворения, в котором многое читается между строк.

 

«Единорог в листопаде»

 

Ты прислала Единорога мне,

Он прибыл из старого мира,

Чтобы вынести из болезни, что жгла меня внутри,

Из лабиринта жара и показать дорогу дальше,

И дальше на далекое цветное поле,

Где удивляется тому, как кружатся бабочки, Небо,

А утром в полусне встает Солнце,

И купается в каплях росы Земля, Ветер

Перелистывает свои стихотворения в Книге,

В которой осталась Фея Листьев на Ночь

На стволе дерева, что дремало в звездной тишине,

Где были строки о болезни, что горела у меня внутри,

И о том, как по лабиринту жара, по гальке дня,

Когда я чувствовал, что наступает конец света,

Ты его – Единорога – прислала ко мне,

Чтобы Он показал путь через старые миры,

И принес меня по дороге сна домой

В листопад.

 

02. - 5.11.2015. Вильнюс, Литва.

Project: 
Год выпуска: 
2016
Выпуск: 
2