Екатерина ЧИЖИКОВА. Современность крепко связана с прошлым

альманах Полдень

О 14-м выпуске альманаха «Полдень»

 

О Великой Отечественной войне сказано много, её героям отдано бесчисленное количество поклонов, её события обрастают легендами. Прошедший 2015 год в очередной раз доказал, что интерес к теме не иссякает. В минувшем году в прокат выходили фильмы, посвящённые Великой Отечественной войне: «Сталинград», «Битва за Севастополь» и другие, проходили исторические конференции, проводились выставки.

Современность крепко связана с прошлым. Особенно сильно это стало заметно в связи со сложившимся общеполитическим кризисом.

Кроме того, 2015-й был объявлен Годом литературы. Читаю альманах «Полдень», изданный в Мытищах, в Подмосковье. Тема его 14-го выпуска: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и Год литературы.

Содержание альманаха приятно удивляет – книга и для интеллектуалов, и для отдохновения от повседневности. Известные имена авторов: Юрий Бондарев, Валентин Сорокин, Виктор Лихоносов, Лидия Сычёва обещают качество и насыщенность материала, который читателю ещё только предстоит узнать.

В сборнике проза держится за руку с поэзией, к ним примыкает литературная критика, очерк. Получается картина времени, нарисованная авторами со всей возможной полнотой и причастностью.

С первой страницы читатель погружается в эпоху легендарных свершений на русской земле: под Севастополем, Брестом, Курском или в Ленинграде. В цикле «Мгновения великой войны» Юрия Бондарева отражены значимые для автора моменты сражений. Они настолько разноплановы, что читателю не составит труда представить себя участником описываемых событий. «Пыль», «Атака», «На рассвете после боя»…

 «Что такое атака, спрашиваешь? А ты послушай». Постоянный диалог с читателем, трепетное отношение к деталям: «Курсанты, загорелые, пропылённые (всё время хрустело на зубах), готовились к экзаменам в классе артиллерии и поминутно выбегали в умывальную, глотали пахнущую жестью воду из кранов». И, конечно, неустанно прославляемый образ женщины – глава «Женственность». Радистка Верочка – всеобщая любимица, «идеал женственности», так необходимый людям во время войны. И вдруг она совершает то, что никто не мог ожидать – мстит врагу за поруганную честь, мстит безжалостно, с силой мужчины-воина. Верочка делает выстрел в пленного и тем самым совершает то, что мужчины из блиндажа не могут ей простить: убивает человека, убивает в себе «слабость, нежность и чистоту», то, что «было нужно нам тогда».

Цикл завершается главой «Моё поколение» – безжалостным портретом тех, кто безвременно состарился, прожил тысячу жизней «за себя и того парня». Автор говорит: «Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок», и читатель понимает, что это итог, вывод из всего, что случилось, вывод, добытый кровью, слезами, пылью на синих губах, похоронкой в дрожащих белых руках так и не ставшей женой невесты.

Бондарев говорит о «взрослых». Иван Евсеенко-Младший рассказал о детях. В рассказе «Папин борщ» мальчик Сёмушка едет по каштановой аллее на трёхколёсном велосипеде. Его папа, он же рассказчик, идёт рядом. Над головой – мирное небо, солнце, покой. Отец гордится сыном, он счастлив, что Сёмушка вызывает добродушные возгласы прохожих. Автор вспоминает себя, своего отца, который пришёл однажды домой – желанный гость – и решил удивить своих домашних, приготовить борщ. Ощущение наступающего семейного торжества усиливается рассказом главного героя-мальчика о редких свиданиях с отцом-моряком: «Покуда я был совсем маленьким, то смотрел на отца как на Деда Мороза. Ещё бы, он появлялся неожиданно». Финал рассказа: мальчик, вернувшись домой, видит отца мёртвым. «Как рассказал мне спустя годы дядя Витя, отец попал под первую волну сокращения, что, видимо, и явилось одной из причин его скоропостижной смерти…»

Через историю одной семьи показана история сотен тысяч таких же семей по всему Советскому Союзу. Вопрос сокращений со службы тогда выступал как главный в жизни военнослужащего. Совсем недавно, в 2009-2010-х прокатилась волна таких же сокращений, которая, я уверена, нанесла не меньший урон тысячам людям. Это оборотная сторона славы, чести, службы Родине. Как чувствовать себя, когда Родине ты больше не нужен?!

Стихотворения Валерия Федосова сквозят возвышенными победными нотами. Его цикл «Незабываемое» посвящён подольским курсантам, молодости и отваге. «Выброшу руку на запад и кличем коротким известным роту подольских курсантов в атаку опять поднимаю». Там, на войне, где песня решает исход сражения, где «теплится в кончиках пальцев дыханье победного мая», где молодой солдат расписывается на стене Рейхстага, там начинается мир! Оттуда выступает голубое небо, не задымлённое двигателями самолётов, кострами взорвавшихся танков. «Курсанты живы!» – пишет Федосов, и поэтому улицу в Подольске с гордостью называют Курсантской.

Из воспоминаний складывает своё стихотворение «Пулемётчик» Игорь Кулагин-Шуйский. Поэта нет в кабинете, потому что своё перо он оставил ради пулемёта, которым отчаянно защищал страну, родных, будущее, свои стихи, написанные и ненаписанные. «От переднего края до рая / только шаг: не убил - так убит. / Не для слабых работа такая. Пулемётчик строчит и строчит…» Работа словом была заменена работой оружием. Война никого не спрашивала о желании воевать, она выгоняла людей из домов, кабинетов, фабрик и заводов, школ, давала в руки оружие и выбор: убивать или быть убитым. «Пусть поэта и нет в кабинете, / Но в нём помнят про страшную быль: / Шлем, пробитый тогда на рассвете, / И поставленный в вазу ковыль».

Неподдельный интерес вызывает цикл стихотворений поэта Вячеслава Богданова. «Настоящий поэт» – так о нём пишет Валентин Сорокин – «Гневный, добрый, внезапный, но мудрый, трудный, но прекрасный!» Стихи Богданова поражают своей многослойностью и разноплановостью в отношении к природе, к людям, к жизни. В его цикле «Оставил сердцу ветер восхожденья» особо трогательным кажется стихотворение «Победа», посвящённое отцу. Образ войны в нём пересекается с образом героя, срывающего раны и ведущего за собой на смерть людей. Но как бы стойко и мужественно он не сражался, «Ведёт солдат неравный бой…» Итогом всему становится и итог самого стихотворения: «Чем дальше ты уходишь в годы, / Тем всё ясней твои черты». Финальные строки выражают надежду на память будущих поколений. Мне кажется, это  авторское восприятие Богданова того, что общество ассоциирует со словами «Никто не забыт, ничто не забыто» Ольги Бергольц.

Некоторые стихотворения Богданова напоминают песню: «Памятные вёрсты», «Деревушка». Одни обладают весёлым, энергичным внутренним мотивом, другие более мелодичны, наполненны светлой печалью.

Тема памяти разворачивается в ярких стихотворениях Юрия Петрунина. «Мне успеть бы пробежаться / по заветным адресам» – говорит автор в стихотворении «Извинение». Или: «Вы в порядке, вы на месте, / Сфинксы также прячут взгляд, / Словно десять, словно двести, / Словно тыщу лет назад». По сравнению с «торопливым» «Извинением», следующее стихотворение провозглашает «прелесть неспешной работы»: «Есть прелесть в неспешной работе, / Есть смысл, и, понятно, большой, / В прикидке, примерке, расчёте, / Когда не стоят за душой…» И как только читатель сменяет бег на шаг от одного стихотворения Юрия Петрунина до другого, «Торопливый пух» вновь заставляет ускориться и забегать глазами по строчкам стихотворения такого неравномерного и неожиданного поэта. Но сильнее остальных врезается в память первое стихотворение «Как ровесникам». Оно небольшое, но глубокое, несложное, но трогательное. Могу сказать, что стихотворение очень быстро попало в разряд моих любимых из альманаха, да и вообще из поэзии военного времени.

Прочтение альманаха «Полдень» доставляет эстетическое удовольствие. Здесь можно найти всё: любовь к товарищу, к Родине, дружбу, статьи об известных писателях: Есенине, Валентине Сорокине, Светлане Алексиевич, отношение к современным событиям (Константин Фролов «Стихи из Крыма», Владимир Фомичёв «Помните заживо сожжённых!» и др.), множество лёгких, одновременно проникновенных рассказов и стихов.

Начинающим писателям есть чему поучиться. Читатели откроют для себя что-то новое в неиссякаемой теме «Война» и ещё глубже погрузятся в такое понятие, как «Литература».

 

Project: 
Год выпуска: 
2016
Выпуск: 
2