Евгений КОВТУН. Победитель..

21. 08. 2004 г. – 91 год со дня рождения Виктора Сергеевича. Розова.

…Я стоял на парапете Большого Каменного Моста и делал непристойные жесты в адрес Кремля.

Так было нужно по сценарию, ибо мы снимали передачу для Измайловского телевидения.

Стоял месяц май. Ветер срывал со стен плакаты и мог запросто швырнуть меня с моста, с высоты пятиэтажного дома. И не в Москва - реку, а на асфальт Кремлевской набережной. Прямо под колеса бешено мчащих машин.

Страховки же не предусматривалось абсолютно никакой.

И, кроме того, я серьезно опаздывал на самолет домой.

Но это будет позже.

Непосредственно же до того, мы взяли интервью у моего Учителя – Виктора Сергеевича Розова.

Крупнейшего Драматурга нашего времени.

В. Розов родился в Ярославле 21 августа 1913 года.

В день, следует отметить - очень торжественный. Есть в этом городе Толжский монастырь, в котором когда-то 21 августа было явление иконы Божьей матери, и эта дата стала престольным праздником Ярославля.

Мать - Екатерина Ильинична Розова.

Отец - Сергей Федорович Розов.

Супруга - Надежда Варфоломеевна, - в прошлом актриса Московского театра имени М. Н. Ермоловой. Сын- Сергей Викторович, - режиссер Московского Российского академического молодежного театра. Дочь- Татьяна Викторовна, - актриса Московского Художественного академического театра имени А.П. Чехова.

Учился в школе Виктор Розов в Ветлуге и Костроме, затем работал на текстильной фабрике "Искра Октября". В техникум он поступать не имел права, так как отец был служащим, а для поступления необходимо было рабоче-крестьянское происхождение, либо рабочий стаж. Поэтому он и устроился на текстильную фабрику. Далее, имея рабочий стаж - учился в индустриальном техникуме.

В Костроме, молодым 16-летним юношей, он писал небольшие сценарии на злобу дня для театра рабочей молодежи.

Далее – Костромской ТЮЗ.

Работа актёром.

В 1938 г. он закончил театральное училище. при московском театре революции, /сейчас это театр им. Маяковского/. Потом работал в этом же театре актером и режиссером. В Великую Отечественную - делал постановки во фронтовых театрах.

В те годы, когда другие писали про «Цемент», «Железный поток», и запрещалось малейшее упоминание о человеческих чувствах, он ставил не только свои «Вечно живые» и «Шумный день», но и вопреки общепринятым правилам – лирические «Летят журавли». Для кинематографа он специально переименовал «Вечно живые» в невесомую - «Летят журавли».

Сперва же была война.

Почти все его одногодки оказались на фронте. И он, конечно, тоже пошел в народное ополчение. В артиллерию.

Его ранило.

В том бою выжили он, да медсестра.

Из палаты, где он лежал в госпитале, то и дело выносили умерших.

Медики делали с его пробитой ногой всё, что могли, но чтобы гангрена не убила весь организм – оставалась только ампутация.

Отвезли в операционную. Дали наркоз. И он уснул с ясной и смиренной мыслью, что останется без ноги.

А когда проснулся – сразу схватился проверить…

… Все его ноги оказались на месте!

Оказалось, на его счастье в это время мимо проходил главврач. Посмотрел ногу, поковырялся в ране и сказал, что можно попробовать подождать с ампутацией.

Крепкий, молодой организм Розова победил.

Потом был Литературный институт. Заочное отделение.

Он то снимал где-нибудь маленький угол, то ночевал прямо в институте.

А если и оттуда гнали – спал на скамейке на Тверском бульваре. Рядом с институтом. Иногда и в лютую Московскую зимнюю ночь.

Тогда же он написал знаменитую повесть «Вечно живые». Она стала его дипломной работой в Лит. институте. Отдал пьесу в театр. Специалист, который ее рецензировал, сказал, что читая ее – плакал, но ставить на сцене запретил.

Ее поставили в театре только спустя десятилетие.

Первую пьесу Розова «Ее друзья» – с успехом поставили в центральном детском театре в 1949 году.

Далее он пишет драму «Твой путь», которую ставят в этом же театре.

В 1953 – выходит «Страница жизни».

В 1954 театр выпускает его работу «В добрый час», а в 1957 – «В поисках радости».

(По последней – снят фильм «Шумный день»).

Через пять лет детский театр поставит еще одну его пьесу: «Перед ужином».

У В. Розова сложились хорошие отношения не только с этим театром. В 1956 году постановкой «Вечно живые» - открылся театр «Современник» и этот же проект осуществил театр Ермоловой. А через шесть лет на основе его сценария «А Б В Г Д» была поставлена пьеса «В дороге» на сцене Ленкома и театра Моссовета.

1960 – выходит «Неравный бой».

В 1964 году его драму «В день свадьбы» – ставят Ленком и Современник.

В этом же году пишется «Затейник».

1967 – выходит его «Традиционный сбор».

1971 году выходит пьеса «Мальчики», по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». В театрах она идет под названием «Брат Алёша».

Розов стал для театра "Современник" своеобразным "новым Чеховым", вдохнувшим в этот театр особость стиля и репертуара.

Далее пишутся: «Ситуации» (1973), «Четыре капли» (1974), «Гнездо глухаря» (1978), «Кабанчик» (1981), «Дома» (1989), «Скрытая пружина» (1989), «Гофман» (1991).

Работами талантливого драматурга заинтересовался кинематограф. Им написаны сценарии к восьми кинофильмам.

 

Вот они:

С вечера до полудня

1982, Драма

На край света...

1975, Для детей и юношества

За все в ответе

1972, Киноповесть

В день свадьбы

1968, Мелодрама

Шумный день

1960, Комедия

Неотправленное письмо

1959, Драма

Летят журавли

1957, Военный

В добрый час!

1956, Комедия

Фильм «Летят журавли» - стал значительным событием в русском кинематографе. И только за одно это Розову благодарно не одно поколение зрителей.

«Летят журавли» признан лучшим фильмом столетия.

 

Пьесы Виктора Сергеевича ставят в Болгарии, Италии, Англии, Японии, Чехии, Словакии, Румынии, Польше, Корее, Китае, Венгрии и Германии.

Он написал ряд статей о театре и драматургии. И не только об этом.

Так, и издании «СМИ. RU» вышла его статья: «Жанр этой предвыборной кампании – трагифарс», в которой он довольно смело высказывается о президентской гонке. «У Путина есть много хороших качеств, он умеет хорошо держаться, но иногда срывается, может он и огорошить. Лексика его просто взята из уголовного мира. "Мочить в сортире"... Да я так и сел, как это услышал!»

Плюс выпустил книгу: «Удивление перед жизнью», в которой рассказал о своём времени и добрых людях рядом.

И о его творчестве написано много.

Пришла известность и заслуженное уважение.

В. С. Розов - профессор Литературного института имени Горького.

С 1958 г. –ведет в институте семинар по драматургии.

Председатель Комитета защиты отечественной культуры. Награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы, "Знак Почета", медалью "За оборону Москвы".

Лауреат Государственной премии СССР (1967 г.).

Государственную премию СССР он получил за инсценировку "Обыкновенной истории", которая до сих пор идет в театре у Табакова.

В 1987-88 г.г. - избирался секретарем Союза писателей СССР.

Вместе с Катаевым, он первым из Советских писателей, по приглашению американской стороны - посетил Соединенные Штаты.

И решил, что там скучно: все предсказуемо, распланировано, даже очередей не было. То ли дело у нас: станешь в очередь, тебе нахамят – ты ответишь; и уже не скучно.

Они гуляли по Нью-Йорку. Посещали статую Свободы. « Вот Ельцин говорит, что трижды облетел статую Свободы, и трижды стал свободнее. Да я ее с Катаевым всю облазил вдоль и поперек! И ничего».

Поселили его иностранные коллеги в элитной гостинице, в многокомнатных апартаментах.

От этакого блеска голова шла кругом. И когда возвращались в Москву, он в самолете спросил Катаева о впечатлениях, поддев локотком:

«Ну как?»

«Нас пытали роскошью!» - ответил тот.

 

Когда же я со съемочной группой, предварительно договорившись по телефону, пришел к нему домой, оказалось, что он с супругой живет в довольно скромной двухкомнатной квартирке у метро «Аэропорт», в знаменитом доме литераторов по ул. Черняховского.

- А свои хоромы, недалеко отсюда, я отдал сыну, когда у него ребенок родился. – Встретил он нас у лифта и проводил в свою комнату.

Очень уютно.

В углу с любопытством смотрела на нас морская свинка. Или морской свин?

Загадочное животное.

На стенах – плакаты с его спектаклями и фильмами. Фотографии.

Включив освещение, камеру и диктофон - я сразу устроился на сундуке красного дерева у окна.

Говорят, этот сундук пиратский. Антиквариат. Розову его подарили друзья.

- А в сундуке что? Небось сокровища?

- Да нет. Там рукописи. – Ответил хозяин.

Тембр его голоса оказался довольно моложавым и похожим на мой. Когда потом я спечатывал его интервью с диктофона, то часто путался, ибо и мысли наши оказались созвучны.

- Зачем сокровища в сундуке? –продолжил Розов. –Богатство это тлен. Не надо гнаться за деньгами и роскошью.

- А дача? Дача то у Вас есть?

- Да есть…

- Деревянная?

- Каменная.

Собственно, это мы и так знали.

 

 

 

Нас же попросили снять программу для Измайловского телевидения, по тому поводу, что известный всем Роман Виктюк (он в 1998 году привозил в Приморье свои спектакли) решил сделать постановку по произведениям Японского писателя Ю. Мисимы « Мой друг гитлер». И мнение Виктора Розова – оказалось интересным.

К слову сказать, потом мы и сами сняли свою версию этих произведений, и прокрутили их на Измайловском ТВ.

Я же, почти дословно привожу читателям интервью у В. Розова со своей диктофонной записи, которую вел параллельно с записью на видео.

Итак:

Интервью.

 

Корр. Виктор Сергеевич, на Ваш взгляд, почему Виктюк взялся за пьесу Мисимы «Мой друг гитлер»?

Розов. От большого ума.

Корр. Почему Вы так думаете?

Розов. Ну что он знает об этом? Будет что-нибудь тенденциозное, что гитлер плохой. Мы это знаем. Какие-нибудь его романы с Евой Браун – это совершенно неинтересно. Я не представляю, что он там хочет сделать, и что он знает. Ничего он не знает. Берется - пускай берется. Всякий волен в нашей сфере делать то, что ему лично нравится. Станет ли это общественно интересным, не знаю.

Корр. Личность гитлера стоила того, чтобы ее пускать в мировую драматургию?

Розов. Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Что значит «пускать в мировую драматургию», о нем написано столько, что в эту комнату не поместится.

Корр. Интересная фигура?

Розов. Интересная, конечно. Сталин интересная, Наполеон был интересная фигура.

Корр. Почему сейчас многие режиссеры берутся за эту пьесу?

Розов. Чего он \ Роман Виктюк\ хочет ею сказать. Надо знать это. Какая мысль. Что он ею проводит внутри: ненависть к насилию… мне кажется, что и этого уже не надо. Хватит и того, что я вижу с экрана телевизора.

Корр. А можно ли оставаться у власти и быть самим собой?

Розов. Да. Быть самим собой, таков как ты есть. …Быть самим собой. Тут в политике роль играют. Есть любители играть и сейчас у нас в правительстве. Есть такие артисты.

Корр. Кто это?

Розов. Не буду называть.

Корр. Вы говорили на одной из встреч с писателями, что сейчас идет третья мировая война.

Розов. Да.

Корр. В чем она выражается?

Розов. В истреблении главных нравственных, духовных ценностей, которыми была жива наша страна тысячелетия. Изменить эти духовные ценности: не ценить добро, честность, отвагу. А ценить только богатство. Это главный принцип буржуазии. Деньги. Деньги. Деньги - самое главное. А у нас хорошо. Ругайте нас, как хотите: что мы ленивые, что мы пьяницы, матерщинники. Но, ей Богу, при всем при этом - русский народ – очень добрый. Терпеливый. Вы знаете, вытерпеть все, что было раньше, что происходит сейчас –нужно иметь особые свойства. Что сейчас происходит?! В любой стране уже давно бы бунт устроили: учителям не платят зарплату. И шахтерам. Специалистам такого адского труда и напряжения - не платят по пол года зарплату. В другой стране давно бы устроили шорох, а у нас –нет. Народ терпит. Потому что наша внутренняя доброта –влияет на поведение Русского человека. Мы не агрессивны и мы не хищны.

Корр. Почему же нам объявили третью мировую войну?

Розов. Потому, что мы огромное, очень сильное государство, влияние которого, при умной политике, может быть распространено на весь мир. И тогда противная сторона понесет некоторый урон.

Корр. У нас сегодня среди политиков есть люди, которые могут взять функции такого вождя?

Розов. Пока такой не выявился. Баланс сил довольно таки расплывчатый.

Корр. Что делать, чтобы ситуации подобной приходу такого диктатора, как гитлер - не повторилось?

Розов. Нам это не грозит. Чтобы человек появился разумный и сильный волей – это желательно. Наш по духу.

Корр. Наш по духу?

Розов. Да. Который уделяет внимание духовному в первую очередь, а не материальному.

Корр. Это перекликается с Русской идеей? Соборность. Интернационализм. Православие.

Розов. Наша национальная идея – это сохранение Российского государства в том виде, в каком оно существовало столетия. Это первое. Второе –чтобы духовность у нас имела приоритет перед материальным. Об этом я говорю в своем творчестве.

Корр. Вы продолжаете писать?

Розов. Из драматургии уходить не собираюсь.

Корр. У нас сейчас в драматургии образовалась пустота. Может ли там появиться новый Чехов?

Розов. Гений может прийти всегда. Потому что даже в самые страшные времена истории были великие люди, которые рождались вопреки социальным условиям. Возьмем эпоху возрождения. Италию. Что она из себя представляла в то время? И все покровители искусств: Медичи и другие –были люди довольно кровавые. Лоренцо убили прямо в церкви. Довольно варварское и по тем меркам государство. А художники сделали так, что по их творчеству выходило –Италия того времени –рай.

Корр. Гений и злодейство – совместимы?

Розов. Не вижу исторических прецедентов подобной совместимости.

Корр. Сольери реален?

Розов. Что он отравил Моцарта? Сказка.

Я Вам рассказывал, что царевича Дмитрия не убили, как это трактует легенда, а что он сам упал на нож и закололся. Я знаю это. Потому что сам, пятилетним мальчиком играя кухонным ножом, с размаху, вместо того, чтобы воткнуть в землю, воткнул лезвие себе в ногу.

И кровь брызнула мне на грудь. Я закричал «мама». Помчался. Но я мог упасть. И так же точно заколоться. А уже легенда о Дмитрии родила, что его убили. Пушкин взял эту версию. Очень выгодную для произведения. Больше драматизма. Интереснее. А на самом деле, мне кажется, что он упал на нож и закололся. Тем более он страдал эпилепсией.

Видите, как рассматривается историческое событие, как оно смещается у нас под влиянием разных толкований. Почему так? Потому что людям нравится, чтобы было что-то необычайное. Чтобы было злодейство. Не просто упал на нож. Это такой бытовой факт. Даже неинтересно. А то, что подослали убийц –это уже нечто. Так, когда умер Сталин, ходила легенда, что его отравили. Что он не сам умер. Понимаете –это интереснее. Когда идешь по улице, идешь себе и идешь, вдруг «Бац» – два автомобиля в лепешку. Есть что рассказать. Любит человек необычайное.

Корр. Вы ведь воевали. Как Вы относились к фашистским солдатам?

Розов. Меня ранило в начале войны. Как относился? Как? Вот они. На нас идут психической атакой. Я рассказываю из жизни своей. Идут на нас. Мы на пригорке. Они пониже. Вышли из лесочка. Квадратом построились. Пошли на нас. А у нас пушка. Старая, дрянная пушка. Я подумал – идиоты они что ли? Они знают, что у нас пушка. Из пушки мы, я в данном случае –стреляю в квадрат, он рассыпается и фашисты бегом все в лес. А какие они. Что они. Таких мыслей не было. Это противник. У меня национального никогда не было, чтобы я к немцам относился плохо. Нет.

Корр. А сейчас Русские солдаты, которые палили по белому дому. Не смогут ли они стать опорой возможной диктатуры?

Розов. Так все развалено. История этого выстрела России не простит. Это останется черной страницей нашей истории. Факт расстрела парламента собственным правительством – дикость.

Корр. Вы помните наверняка про ночь длинных ножей. Когда в Германии вырезали за одну ночь всех неугодных режиму.

Розов. Была и Варфоломеевская ночь. Зверская.

Корр. Благодаря этому удалось избежать еще большего кровопролития и гражданской войны.

Розов. Почему?

Корр. То ведь была оппозиция единому правительству.

Розов. Есть честный бой. А есть убийство противника. Это было убийство. Массовое. Что могла быть резня и гражданская война. Так ее не было. Политические проблемы нельзя решать с помощью оружия.

Корр. Ваш прогноз конца третьей мировой войны.

Розов. Война с гитлером длилась четыре с лишним года. Отступали мы до Волги. Сдавали позицию за позицией четыре года. Потом пошли наоборот вперед. Сейчас мы тоже сдаем позиции. И эта война будет продолжаться лет тридцать-сорок. Но все равно мы победим.

Корр. За счет чего мы можем победить?

Розов. Мы приспособимся и поймем их тактику. Научимся противостоять. И тогда у нас появятся силы. Сейчас мы отступаем. Потом пойдем вперед. Мы это видим на примере Белоруссии которая хочет опять в Союз. Это первый росток.

Корр. Вторая мировая война закончилась?

Розов. Да. И слава Богу. Некоторые отморозки говорят, что нам тогда надо было сдаться оккупантам, и жили бы сейчас как в Германии. Или теперь американцам сдаться… Неправильно. Такая наивность. Это описано у Достоевского. Это говорит Смердяков. Самая страшная личность в братьях Карамазовых. Он говорит, что хорошо бы французы нас победили. Глупую нацию победила бы умная. И жили бы мы так, как живут французы. Говорит Смердяков. Достоевский вкладывает эту мысль в уста самого растленного и страшного персонажа. У меня здесь своя теория; Смердяков не виноват, что он такой. Драматургически.

У меня в столе лежит работа. Я хотел написать о Смердякове. Как о четвертом брате Карамазовых. Потому что он брат и Ивану, и Дмитрию, и Алеше. А живет в квартире у них. Презираемый ими. Кроме Алеши, который его понимает. Поэтому смердяковщина во всех них, а не только в одном Смердякове. Очень заманчиво вывести Смердякова, как фигуру, имеющую право на месть. Он убивает собственного отца. Своего рода это месть за все унижения, которые он пережил.

Корр. Смердяков – это месть. Но в чем виноваты другие люди, если к власти придут подобные мстители?

Розов. Ни в чем. Будут страдать миллионы наших сограждан.

Корр. Сейчас нужна сильная власть?

Розов. Очень. Умная и сильная власть.

Корр. Березовский такой?

Розов. Это то, что называется «Новый русский». Я так понимаю. Отношусь к ним в основном, в данное время – отрицательно. Пока что они являются только грабителями. Станут они строить государство на наворованное – может быть смягчусь я. Но все равно нехорошо. Есть среди них люди, делающие многое для искусства: то профинансируют постановку, то устроят выгодную, в финансовом смысле, гастроль, интересную не только материально, но и творчески. Таких очень мало. Березовский не из их числа.

Корр. Сложно заниматься Творчеством в России?

Розов. Творчество у нас –это бедность. Мой сын приехал из Омска, делал там постановку для детей. Хорошо это? Хорошо. Поставил спектакль. На мой взгляд - приличный. Я смотрел кассету. Пусть ставит. Теперь он думает, куда бы поехать. Потому что заработка с того театра ему хватает на пять дней. МХАТовские актеры, во главе с Мягковым ездили по городкам Сибири. Мотаться в поисках заработка не стыдно. Но тяжело. И это не обогащает их талант. Сейчас все бросились осваивать наши большие, пока еще, просторы, чтобы заработать. Встречают хорошо.

Корр. Какое Ваше самое яркое воспоминание о войне?

Розов. Первый бой. Когда на нас двинулась эта железная машина. А мы на лошадках. Пушки наши на конной тяге. Политрук нам сказал: «ребята – они железные, мы не можем противостоять. Наша задача – бросаться им под ноги и задержать хотя бы на два дня». /К. Интересно, сколько нацисты заплатили этому политруку, чтобы он так говорил?/ Они как раз на Москву шли. И мы свою задачу выполнили. Почти все из нашей батареи были убиты. Осталось два человека в живых: я и медсестра. Остальные все убиты. Полз я в канаве, по которой текла кровь. «Кровь текла рекой». Живописно так да? А когда сам ползешь в этой крови – страшнее, трудно это представить.

Или – лежу в госпитале. Привозят на койку напротив, освободившуюся, мальчишку лет шестнадцати, без двух рук и без двух ног. Ленинградец. Он зубами срывает бинты и кричит: «убейте меня, отравите меня». А в палате все лежачие, начинают требовать, чтобы того убрали от них. Чтоб не орал. Я Вам нравы рассказываю того времени. И его вынесли в коридор. В холодный. Спустя несколько часов принесли назад. Лежит молча. Вот так вот жестко обращались. Он выжил. Я даже его фамилию помню. Судьба так распорядилась, что я потом с ним виделся.

В том же госпитале: Мне ковыряют ногу, на операционном столе. А рядом сидит молодой человек, которому щипчиками концы пальцев на руке отламывают. Этот паренек - студент консерватории. Представляете, что для него значат концы его пальцев.

Корр. Почему Вы не носите ордена?

Розов. Не люблю. У человека есть имя. И он должен всю жизнь украшать свое имя. Не орденами, но делами. Если мы говорим «Эйнштейн», то мы и так знаем. И не надо нам знать его наград. Чайковский, и без наград - Имя. И человек должен украшать свое имя добрыми делами.

Корр. Вам уже за восемьдесят. В чем секрет долголетия?

Розов. Быть смиренным. «Смирись гордый человек» - сказано у Горького.

К сожалению, мы обязаны жить в смирении. Не позволяя при этом наступать на себя.

Корр. Какова Ваша самая большая мечта?

Розов. Не считая личной, чтобы в семье все ладилось. А вообще - чтобы наше государство обрело то состояние, в котором оно находилось столетия. Единая. Великая. Неделимая. Русь.

Корр. Спасибо за интервью. Поздравляю Вас с праздником.

 

Мы еще поснимали рабочий кабинет писателя.

« Знаете. по идее, литератору нужно несколько письменных столов. –сказал он уже не на камеру. –Где застанет его муза –сразу к столу и записывать. У меня есть такая теория, что человек пишет не головой, не рукой, и даже не сердцем. Все это уже есть вне нас. Человеку остается лишь уловить и записать все на листок. А сами мы своей головой ничего придумать не можем. Разве мог человек сам изобрести телевизор? Или компьютер, например, где миллионы операций в секунду происходят? Элементарный телефон?… Это все уже было. Нам же оставалось лишь перенять и внедрить. И литература. О смысле и конечной цели написанного - нам невозможно догадаться.»

 

 

 

 

Есть настоящее искусство.

От Бога.

А есть людские поделки, типа голливудских ужастиков. Или книг с голыми фотомоделями на обложках. Это сразу видно, что сделано руками, а не выловлено в иных сферах и подарено людям…

… Оказалось, пока шла работа - хозяйский морской свин потерялся, и мы долго его искали.

Я нашел его под подушкой, где он за время интервью успел устроить себе норку.

 

 

Пока мы ехали до Боровицких ворот Кремля.

Пока сворачивали к Большому Каменному Мосту, через Москва - реку, чтобы продолжить съемки программы, я все думал о главной мечте

Виктора Розова: Чтобы наше государство обрело то состояние, в котором оно находилось столетия.

Прекрасная мечта.

Когда- то в состав Российской империи входили не только все пятнадцать наших братских республик. Но единой семьей с нами была и Польша, и Финляндия, и даже далекая Аляска.

Могла стать Российской и Швеция, но породнению царственных семей помешала революция.

Русские войска стояли во Франции, Германии и Японии, и лишь из уважения к международному праву – покинули эти земли.

А поскольку я с дальнего Востока. И родился там, и живу, и работаю на Дальнем Востоке России, то в голове крутятся и такие исторические вопросы как, «правда ли, что»:

1. Оборонные сооружения Великой Китайской стены почему-то направлены на юг, будто их делали с Российской стороны?

По древнему мирному договору с Китаем - граница между нашими

странами могла бы быть на тысячу километров южнее Амура?

Чингиз-Хан десять лет находился в плену у нас на Дальнем Востоке,

и работал в кузнице, соответственно – кузнецом?

Поиском ответов на три эти вопроса занят Находкинский исследователь, литератор и путешественник, мой хороший Друг – Станислав Владимирович Кабелев.

 

Следует заметить, что по мнению американских историков, и жаркая Калифорния, вкупе с замёрзшей Аляской – вполне могли оказаться русскоязычными, разрешившись благополучно вопрос женитьбы русского графа Резанова на дочери губернатора Сан-Франциско, – Кончиты.

Но по закону, Резанову требовалось ходатайство императора к Римскому Папе, для разрешения на этот брак. Он поехал в Россию, по пути простудился и умер.

Глупый закон привёл к потере Российской Империей теплой и благодатной Калифорнии.

... Недалеко от Сан-Франциско до сих пор берегут русский форт в память об истории тех времён.

И сейчас их Лос-Анджелес со всем их Голливудом был бы русскоязычным. И какой- нибудь наш Шварценеггер, уже бы на чисто русском языке говорил свою фирменную фразу: «I be back», «Я вернусь».

 

У меня еще была куча мыслей по вопросу объединения стран и народов. Однако мы подъехали к месту, уже расчехлили камеру и все остальное, ибо мне полагалось лезть на парапет моста. Без страховки.

А я страшно боюсь высоты.

К тому же делать при этом неприличные жесты в адрес Кремля – не очень приятное для меня занятие. Я ведь не со зла. Так положено по сценарию. У меня же к Кремлю самые Добрые мысли.

 

Наконец мы все отсняли, и я поспешил в Шереметьево, едва успев забрать сумку в доме литераторов, где жил, и попрощаться с друзьями- писателями из соседних комнат.

В самолете.

Высота десять тысяч метров над землей.

Как я боюсь высоты. Каждый раз говорю себе: «Господи, наверное я когда- нибудь разобьюсь.

Но не сейчас.»

Лететь домой восемь часов.

Я достал из дорожной сумки фотографию Виктора Розова, с дарственной надписью:

«Евгению на память.

Май 1999 г.»

На ней он похож на доброго пастора с посохом.

VICTOR – переводится как «Победитель».

Виктор Розов – трижды победитель.

Он победил быт.

Он победил смерть. В Великую Отечественную.

Он победил окололитературную бюрократию.

Сегодня его спектакли идут в пяти только Московских театрах. Книги изучают в институтах. А его фильмы не сходят с экранов.

 

Москва – Находка 1999 – 2003 гг.

© Е. Ковтун

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2004
Выпуск: 
6