Александр БОБРОВ. Вакханалия без ясных песен

Алла Пугачёва

 

 

Один из парадоксов эпохи безыдейности: всё больше денег, информационных ресурсов, дельцов и прилипал крутится вокруг музыки, а музыка – утекает. Ко всем традиционным творческим вузам и площадкам добавились, например, театр песни депутатши Надежды Бабкиной и даже целая Академия популярной музыки Игоря Крутого, которая была открыта в сентябре 2015 года с девизом: «Звездами не рождаются, а ими становятся». Проводится всё больше фестивалей и конкурсов песен, а вот сами песни, несмотря на все потуги – не рождаются! Наиболее шумное и гадкое подтверждение этому - вакханалия на ТВ, которая разворачивается в начале каждого года и продолжается, когда люди во всём мире давно приступили к созидательной работе. А у нас не стихают звуки без гармонии и мысли, бездушные вопли, фальшивый смех.

 

НЕ ТРОГАЙТЕ СОЧИ

 

В предпоследний день перед Новым годом я писал в прощальных заметках: «Страшно представить: столько прекрасных, талантливых людей безвинно погибло под Сочи, а уже все телеканалы заряжены на каникулярную вакханалию! Аналитические и редкие просветительские программы прощаются до 13-15 января (здравствуйте, Сейшелы и Мальдивы!), а весь эфир готовятся заполнить пошляки-юмористы и попсовые артисты. Как не стыдно им петь и кривляться после гибели коллег, остававшихся верными лучшим традициям народной и советской песни?». Клянусь, по неубиваемой наивности верил, что в программы каналов внесут хоть какие-то коррективы, что может быть не праздничный вид президента в чёрном, который явно сник после череды победительных выступлений, образумит телевизионщиков. Ведь они его записывали на фоне Кремля раньше, в рабочие монтажные дни - ничуть не бывало! Напротив, весь этот кошмар на контрасте обрушился с удвоенной силой, слившись с эхом трагедии…

Более того, были выверты и плоские шутки, ранящие прямо в сердце. Например, осталась в редакторской неприкосновенности передача «Юмор года-2016». Концерт 1 января убивал привычной пошлостью и строился на выездной базе фестиваля Юрмала-2016 для жирующей публики, которую развлекали всё те же Дроботенко-Моменко-Пономаренко и вездесущие Петросян со Степаненко. Но особенно убила Елена Воробей, которая вещала от имени Малышевой: «Я открыла в Сочи санаторий «Звёздочки»… Перед вами выступят гости Сочи». И начинает кривляться – так это неуместно, дико: в безвкусных пародиях несколько раз повторено название города недавней трагедии, которое звучит в этом контексте просто убийственно. И это кощунство – не убирают из эфира! Продюсеры канала, конечно, удивятся: «А как вырезать саму Воробей?». Ну так - элементарно… Представьте, что с Владимиром Путиным, не дай Бог, что-то случится, и что же, Максим Галкин в чёрном пиджачке будет так же продолжать шутить от его имени? Но тут суровая политика, а в случае с обыгрыванием Сочи – просто нравственный долг, им на ТВ запросто пренебрегают.

Уже 2 января в Интернете появилась петиция в адрес руководителей Первого канала и ВГТРК – Эрнста и Добродеева, в основу которой лег крик души музыканта и продюсера Максима Фадеева по поводу новогодних телевизионных шоу, которые вылились в телебезобразие: «Я не смог досмотреть ни одно музыкальное "шоу" на федеральных каналах. Такое ощущение, что, по мнению руководства Первого и Второго каналов, мир застыл в 1993 году. Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки и все вместе это - просто погружение в АД! Я искренне боялся переключить с канала "Культура" на Первый или Второй каналы, чтобы не попасть в "прошлое", на сельский утренник по заявкам из 80-х! Как можно довести телевидение до такого безобразия и такого безвкусия? Я в шоке! Будучи ребёнком, я смотрел те же каналы, и, видимо, из музруков никто не поменялся, пока я рос! Мне интересно, сколько просуществует ещё в таком виде "развлекательное" телевидение? Неужели они не видят, что это просто уже стыдно! Бездарные сценарии и их воплощение - верх пошлости! Уже в интернете выпуски простых блогеров популярней, чем на этих пафосных двух кнопках! Жаль наших артистов, которые по привычке соглашаются участвовать в "Бале у сатаны"! Господи, когда закончатся эти "Песни Года" и "Голубые огоньки"? Останови это, спаси нас! Аминь! Короче! Не преследовал никаких целей, просто, правда... просто наболело!».

Может, и нет целей, а может, был отлучён от каких-то потоков – не будем разбираться, тем более, что люди откликнулись и начали подписывать петицию, основанную на этом отклике. С возмущённым пафосом его – бал у сатаны - согласен, а вот по сути – есть возражения: если бы не песни «сельских утренников» и других теле-радио программ прошлого, то в эфире вообще бы не звучало песен в первозданном понимании! Идёт безликий звуковой вал с аранжировками полной пустоты – ну, например, абракадабры Игоря Крутого про Новый год, которую поёт Лорак (слушайте, что бы мы вообще делали без украинцев?!) или надоевшая композиция на английском Лазарева, и вдруг пробивается мелодия – «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…». Это поседевший Антонов поёт в миллионный раз песню 80-х. Я потрясён тем, что из эфира, из репертуаров современных авторов просто исчезла ПЕСНЯ как великий жанр русской поэзии и мелоса. Почти всё, что напевалось и мяукалось, не имеет ни малейшего отношения к тому, что определено так: стихи на крыльях мелодии. Стихов, которые ещё сочиняются – певцы не ищут, не привлекают, а мелодии – просто иссякли, улетучились. Максим Галкин, сидя за рулём стоящего лимузина, говорит на полном серьёзе Сосо (или Сосу?) Палиашвили: «Конечно, ты великий композитор!»… Ну, тогда чего копья ломать? Кстати, во всех этих позорных шоу не слышал ни одной народной, а уж тем более родной русской песни!

 

ПУГАЧЁВА ВЕРНУЛАСЬ…

 

Возвращение её на подмостки раскручивали как главную новость шоу-бизнеса. А с чем вернулась 70-летняя матрона? О, если бы с репертуаром много пережившей и помудревшей женщины или в образе лирической героини, пережившей позднюю и неравную любовь! – нет: в образе нестареющей хохотушки-развлекушки в коротеньком платье и неуклюжими ужимками сутулой кокетки… Просто жалко смотреть, а ведь в лучшие годы она пела замечательные и глубокие песни на стихи Вероники Тушновой, например, или Осипа Мандельштама. Вот какой благодатный опыт надо было вспомнить – люди ждут от неё не беспробудного веселья в замке Чёрная Грязь, а просветлённых песен. Их нет в помине?

 В сети только что появилась новость: «Вальс молдавского композитора Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», который является одним из самых известных музыкальных произведений 20-го века, в соответствии со специальным решением ЮНЕСКО, признан одним из 4-х музыкальных шедевров прошлого века», - так написал eugendoga. «…А Рональд Рейган считал его лучшим вальсом прошлого века», - добавляет центр по поощрению и взаимосвязям Международного ясского фестиваля просвещения. Ну, последний аргумент – не оспоришь. Правда, я не смог выяснить про три остальных шедевра по версии ЮНЕСКО, но музыка Евгения Доги и впрямь замечательная, впитавшая в себя народный мелос. Например, песня «Мой белый город», которая стала официальным гимном столицы Молдовы Кишинёва, просто летит на крыльях мелодии, хотя сам обшарпанный город потемнел за года «европейскости» и нищенства.

Сегодня таких светлых и духоподъёмных песен не пишут. Первый канал в первые же минуты Нового года решил порадовать новой песней вернувшейся в шоу-бизнес Аллы Пугачёвой, которая начала медленно, но верно растрачивать заработанный капитал лучших песен из далёких 70-80-х и народной любви. Матрона вышла в красной кепке на кудрях и напела на полублатной мотив отвратительные слова:

 

Нам всем нужна копеечка.

На то-то и на сё. (почему не на сё-то? – А.Б.)

Зимою - телогреечка.

А летом-эскимо.

Нам всем нужна копеечка.

В такие времена.

Любовь согреет души нам...

И вы - держитесь там!

 

Какая версификация, какой каскад остроумия! – только представишь Пугачёву не в коротком не по летам платье с блёстками, а в телогреечке. Медведьевский мэм года использовала мимо рифмы – и что? Ради этого ваялась одна из первых песен, прозвучавших ночью 2017-го? Кстати, она повторяет по сути и ходу песенку Сергея Шнурова, который вообще стал главным, увы, исполнителем ушедшего года:

 

Эх, копеечка, копейка закатилась под кровать.

Береги копейку сроду, говорила мене мать.

Знаем ведь и ты и я:

Нет копейки - нет ру-у-бля!

 

Тут всё – ради последнего слога! Угнетающий самый популярный исполнитель…

Но ведь и все остальные премьеры песен были не лучше. Нескончаемый парад того, что раньше называлось «Песней года» вообще убил своей бездарностью и откровенным антиискусством. Например, неведомая мне Елена Темникова сама клепает и музыку, и слова:

 

 

Я сквозь мембраны впускаю звук (Фу-у! – А.Б.)

И там, изнутри, играет сердца стук.

Мы высоко, в разноцветных тонах.

На какой частоте унесет небо нас?

 

А, каково!? Почему никто не ищет соавторов-поэтов, не хочет прикоснуться к подлинной поэзии, спасти очередную бескрылую поделку? Это просто потрясает и оправдывает песню группы «Виагра» в семнадцатый раз обновившей состав:

 

В эту ночь одинокие люди

Одинокими быть перестанут

И на всех языках

Запоют про любовь.

Я тебя никогда не забуду (Это было у Вознесенского – А.Б.)

Ты меня никогда не обманешь,

Но она, как река

Между двух берегов.

Если не сумеешь - я помогу,

Лишь одну преграду взять не могу,

Но из-за нее мы ходим по кругу.

Убей мою подругу,

Убей мою подругу.

 

Я понимаю, что эта песня – не про любовь, а про конкуренцию в коллективе Константина Меладзе, но и про поэзию, которая всегда была в песне подругой музыки, а сегодня – убита наповал. Один зритель написал в фейсбуке после показа таких «достижений»: «Вот это - основная причина идеологических поражений РФ. Можно сколько угодно декларировать ценности Русского мира, но пока вот такая постперестроечная блевотина выдается федеральным телевизором за культуру, русские будут в ужасе расходиться в разные стороны». Ей богу, привёл живой отклик, а не сочинил, хотя целиком согласен с блогером.

 

К 100-ЛЕТИЮ ФАТЬЯНОВА

 

Остаётся ли всё та же не убиваемая надежда? Да! Вот один её предновогодний лучик: президент России Владимир Путин заранее подписал указ о праздновании 100-летия выдающегося поэта – создателя истинно народных песен Алексея Фатьянова, которое будет отмечаться в 2019 году. Как, какими достижениями и творениями встретим? – зависит от всех нас, любящих Песню и служащих ей, несмотря на губительную политику ТВ. Я тут не обольщаюсь и на чиновников особо не надеюсь, ведь не зря сказал министр культуры Мединский, что на Западе нет исполнителей, равных Кобзону. Но хорошо, что Иосиф Давыдович, когда может, поёт на празднике в Вязниках. Там побывали многие поэты, мы с организаторами расширяем географию, приглашаем новых гостей и все – в восторге. Но теперь надо к 100-летию разработать особый план: ведь Алексей Иванович родился в Мытищенском районе, служил в Орле (там тоже проходил когда-то праздник!), воевал на Украине и в Венгрии, был ранен под Секешфехерваром, куда ворвался на первом танке. А ведь на вокзале в Запорожье пели Фатьянова, надо бы и в Венгрии провести юбилейный праздник. Всё – по плечу, по делу, если всерьёз заняться.

В Союзе писателей России была песенная комиссия, от координации работы которой меня отодвигали недоброжелательницы, был утверждён оргкомитет Фатьяновского праздника, который возглавлял Лев Ошанин, а потом я, снявший для ТВ несколько программ о песельнике с берегов Клязьмы и Москва-реки. Комитет участвовал в подготовке торжеств, вечеров, в присвоении премии «Соловьи, соловьи…». Потом внучка Фатьянова - Аня Китина, которая после бабушки Галины Ивановны Фатьяновой продолжает тянуть праздник и все дела по пропаганде великого наследия, стала спрашивать почему-то про постановление секретариата СП РФ (мол, кто и кого утверждал?), потом успокоилась и снова прониклась безоговорочной симпатией – мне первому присудили премию «Золотое наследие Фатьяновского праздника». Спасибо, хоть звучит как-то монументально... Но всё-таки чёткие планы, формы участия и ответственных от Союза писателей – сегодня надо определить! Дело не в том, что я, например, хочу чем-то руководить на песенном фронте (мне хватает моих студентов в двух вузах, учеников-поэтов и внуков!), но без этого просто нет плодотворной и постоянной работы. Да, существует Фатьяновский фонд, Анна Китина объединила энтузиастов творчества А.И. Фатьянова, но писатели не должны остаться в стороне, чтобы не отдать и поэта Фатьянова шоу-бизнесу (а его акулы под указание президента ринуться в юбилейную сферу). Кстати, порой звезданутые участники праздника «На солнечной поляночке» в Вязниках объявляют: «Музыка Алексея Фатьянова) или ещё проще – фатьяновских песен вовсе не поют, считая себя главными на подмостками. А там должен царить истинно народный Поэт!

 

  * * *

В час тоски и застолья непьяного

Любит песню российский народ.

И поёт он негромко Фатьянова,

Как народные песни поёт.

 

И не ведает даже про авторство,

И не знает, что споры идут:

В чём новаторство? Вот вам новаторство –

Нет поэта, а песни живут!

 

 

Project: 
Год выпуска: 
2017
Выпуск: 
1