Екатерина ЧИЖИКОВА. Вдохновение Кедриным
О 15-м выпуске литературного альманаха «Полдень»
Минувший 2016 год порадовал читателей очередным выпуском альманаха «Полдень», 15-м по счёту, посвящённым первой годовщине городского округа Мытищи. Направление изданию задала юбилейная сборная поэтов-кедринцев (участников местного литобъединения).
Имя Дмитрия Кедрина, его биография и творчество стали ключом для понимания материалов нового выпуска. Подборка стихотворений поэта – «Солнце первой половины дня» – находится в центре, в самом сердце альманаха. Начинается она, пожалуй, с одного из самых известных стихотворений Кедрина «Глухарь» и так же, как дробинка охотника попадает в птицу, так и стихи поэта поражают читателя.
В этой публикации нет лёгких, весёлых стихотворений, которых можно было ожидать от её названия. Особое внимание уделяется теме войны и её последствий. Но нет ни жалоб на тяжёлую долю, ни проклятий врагу, ни громких восклицаний! Кедрин будто смотрит дальше, через войну.
Вот стихотворение «Строитель»: «Не колеблясь ни влево, ни вправо Мы работе смотрели в лицо, И вздымаются тучные травы Из сердец наших мёртвых отцов…» Время, когда написаны эти строки – 1930 год. Из нынешнего дня эта эпоха видится неустойчивой в культурном, психологическом и материальном плане. Но что важно: «Тут, одетый в брезентовый китель, По рештовкам у каждой стены Шёл и я, безымянный строитель Удивительный этой страны». Страна удивительная! Как чётко очерчено отношение поэта! Родина одна, её ничто не заменит, какой бы ни была она капризной или суровой к своим детям.
Всё стихотворение – надежда, устремлённая в будущее. И город, который изменит миллионы жизней «благодарных потомков», называется – «Мечта». Свершится великий замысел или нет, какими силами, сколькими судьбами – это не так важно, об этом в стихотворении мало. На первом месте – мечта, а обо всех тяготах строителей читатель догадается сам.
В коротких строчках «Родины», на первый взгляд, не кроется никакой трагедии. Только «эти студёные реки, у плёса которых ты рос», «И своды лабазов просторных, Где в сене раздолье мышам, И эта на ларчиках чёрных - Кудрявая вязь палешан», «И рожь на полях непочатых, И эта хлеб-соль средь стола». Картина благодатная, мирная. Под незатейливый ритм взгляд добирается до финала и прочитывает: «И ливни – такие косые, Что в поле не видно ни зги, – Запомни: Всё это – Россия, Которую топчут враги». И точка в конце, никаких восклицаний, только тяжёлая точка, обозначающая невысказанное недоумение автора «как же мы допустили?» И дата: 16 августа 1942.
Стихотворение «Колокол» от 30 августа 1942 года. В церковный колокол попал снаряд. Сам символ веры – разрушен. Но нет пути назад, и потому «И колокол гудел над головой, Так, словно то сама душа России Своих детей звала на смертный бой!»
«Начинается ростепель марта…» – стихи, посвященные павшим в бою. В них всё подчинено чёткому порядку: «В том колхозе, что мы отвоюем, Твоим именем клуб назовут», «Наши девушки будут в петлице Твой портрет в медальоне носить, О тебе тракторист смуглолицый запоёт, Выйдя в поле косить». Наконец, «Синеглазый вихрастый мальчишка По ночам тебя видит во сне: Он к отцу на колени садится И его заряжает ружьё…Спи, товарищ! Он будет гордиться, Что наследовал имя твоё». И снова этот по-кедрински обнадёживающий взгляд в будущее. И – торжественно: «Ты навеки становишься ныне Сам родимою нашей землёй». Вспоминается стихотворение Расула Гамзатова «Нас двадцать миллионов», где есть обращение погибших к живым. Пафосу-декларации «Живите долго, праведно живите, Стремясь весь мир к собратству сопричесть» веришь меньше, чем вихрастому мальчишке на коленях у отца.
Завершают публикацию три замечательных по красоте поэтических вещи. Стихотворение «Осенняя песня» я даже переписала себе в цитатник, потому, что прочитав его первые слова, не смогла поступить иначе: «Улетают птицы за море, Миновало время жатв, На холодном сером мраморе Листья жёлтые лежат». Простые и чистые образы рождает в воображение это стихотворение. Осень, угасающая, но по-своему прекрасная жизнь!
«Вот и вечер жизни. Поздний вечер» – это из кедринского «Бессмертия». Неугасаемая жажда жизни отражается в его просьбе: «Я хочу ещё раз видеть солнце – Солнце первой половины дня!» Вдохновляюще действует творчество Дмитрия Кедрина – творчество света и надежды.
Этим светом наполнен весь «Полдень». Произведения авторов альманаха как будто заражены чувством надежды и мечты. Сложно сказать, почему так подобрались произведения: сами собой, или с «благословения» главного поэта этой книги. В творчестве представленных авторов есть общие темы: надежда, воспоминания о молодости и возврат к ней, человеческая доброта, светлая, почти тютчевская грусть. Перед читателем – картина человеческой жизни. Она полна взлётов и падений, но главное, это то, что следует за всеми перипетиями. Человек, которого создали авторами на своём холсте, подобно Кедрину, смотрит за горизонт. Он немолод, но ещё чувствует в себе буйство жизненных сил. (Александр Кашин, «Два рассказа», где герой в 50 лет чувствует себя на 35). У обобщённого героя альманаха есть и тёмные дни (в стихах Сергея Красавцева нашли отражение боестолкновения на Юго-Востоке Украины).
Из стихотворных россыпей для меня особенно обозначился Григорий Кружков. Его истории о Чехове и об особенных днях осени заражают своим ритмом, оригинальностью. «Грипп в третьем классе – Счастье, а не зло; Я вряд ли понял, как мне повезло; Лишь далеко по времени отъехав, Тот курс леченья вспомнил вдруг – И сам, уже ничьим не вторя голосам, Соединил два слова: Доктор Чехов». Во втором стихотворении автора не обошлось и без характерного басенного поучения: «Рубить, крошить и квасить про запас. Ведь скоро холода обступят нас».
В стихах Вячеслава Макарова мотив надежды слышится особенно отчётливо: «Обновляется природа, обновляется душа». Вячеслав Сивов продолжил мелодию, развивая её в симфонию юности: «Мы до седых волос – мальчишки». Его стихотворение «Мы – русские» даёт последний аккорд в открывающий 15-й выпуск альманаха поэтической прелюдии. Образы здесь настолько запоминающиеся и лёгкие, как едва брошенные мазки на картине мастера. А главное – стойкое убеждение в финале: «Мы любим жизнь, за что, быть может, Она в нас тоже влюблена».
Пасторальную зарисовку представляет читателям Владимир Климович. В стихотворении путник воссоединяется с природой: «Идёшь лесной тропою длинной И постигаешь, не таясь, С любою веткой и былинкой Почти языческую связь». (Вспомним Николая Рубцова: «С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь».) А итог у всего один, тот, который человек всегда предчувствует, совершая очередной шаг вперёд: «Не зря у нас со дня рожденья Живёт соперником мечты Предощущенье превращенья В деревья, Травы И цветы…»
Владимир Пешехонов пишет о войне. Его стихотворение «В окопе» наполнено горечью. «Всей бессмертной природе, Сколько бы ни трудиться, Не достать траншей И по памяти не слепить Молодые и старые Неповторимые лица, Чьи убитые жизни Мы продолжаем жить».
К Кедрину нас возвращает Валентина Попова в тихом лирическом стихотворении «У костра». Там «гаснет вечер», «тепло и безветренно», и особенно «сладко пахнут фиалка да мята». Разговор у костра располагает к естественной просьбе: «почитай нам, пожалуйста, Кедрина». И читает-то автор этим людям вещь далеко не простую – «Беседы», но «Вы бы видели, как они слушают Эту трудную правду – «Беседу!» Потому что к истинному, очищенному от всего пустого, наносного всегда тянется сердце. Так и с поэзией Дмитрия Кедрина. Его стихи остаются в памяти навсегда – образами, мыслями, чувствами. А скольких замечательных поэтов смог вдохновить своим творчеством Кедрин!
Дальше по «Полевым дорогам России», через «Одуванчиковые поля» Валентина Ткаченко мы попадаем в сказку Владимира Голованова. В поэтическом мире этого автора «вдоль дороги к северу от столицы-матушки» путь лежит в «Лавру белокаменну», «в память Сергия». Хоть речь идёт о православном святом, путь в Лавру, и сама обитель описаны в сказочно-былинном ритме. Уживаются на страницах альманаха и русалка «с намокшею распущенной косой» из стихов Владимира Голованова и святой Сергий.
Сказочные мотивы звучат и в четверостишиях Валентина Бальзамова: «Округлились рифмой сказочной Все стихи, что были прозою. И душа взлетела бабочкой… А совсем недавно ползала». Этот автор провозглашает силу света и надежды: «Так пусть – всегда заря, И пусть всегда – рассвет!»
15-й выпуск альманаха «Полдень» настолько пропитан музыкой, красками жизни и поэзией, что даже проза Александра Летина украшена несколькими стихотворениями. Главный герой повести «Машенька» пишет мальчишеские, простенькие стихи, посвящения возлюбленной. Наверное, потому, что поэзия – форма выражения благородных чувств. Если же это не так, то перед нами не стихи, не подлинная поэзия. Жаль, что многие современные авторы забыли об этой непреложной формуле, допуская опущение стиха до самых низких и непотребных русской душе чувств и выражений.
Ещё одной яркой, но трагической нотой в общем празднике цвета и звука стала подборка стихотворений Сергея Красавцева. Публикация затрагивает тему событий на Украине. К теме подробно обращался предыдущий выпуск «Полдня», а в этой книге мы словно слышим эхо от рокового выстрела, сразившего друга или сына. И всё же завершение подборки возвращается в общую канву альманаха: «По душе растекается радость, И душа с душою говорит». Нечто непостижимое, свободное и безмятежное обязательно вспоминается в конце: «И сомнения мои уплывают, Словно звёзды по чистой воде».
В новом «Полдне» даже самый искушённый любитель поэзии найдёт слова для души. Поэтическая сторона альманах настраивает на более тонкое восприятие мира. А главное – вселяет надежду на будущее. Мне бесконечно приятно погружаться в строгие, но в то же время воодушевляющие строки невероятно атмосферных стихов 15-го выпуска.
Ничто так не предаёт бодрости, как вовремя сказанное ободряющее слово. А в этой книге таких слов немало!