Светлана РУДЕНКО. Книжная полка критика.

1. Валентина Коростелева. На тайном берегу. Стихи. Москва, 2002 год, «Голос-пресс».

Читала Валентину Коростелеву и думала, что не случайно по ее стихам в Багдадском университете студенты учат русский язык. В её стихотворных строках - отзывчивость и трепетность русской души, мужество характера и большая внутренняя сила. От многих других поэтов ее отличает глубокий нравственный свет стихотворений. У поэтессы много стихов о России, но не пафосных, а мягких и лиричных, когда она говорит о родине:

Русь пресветлая – мило имечно,
Мяла недругу ты бока…
Я люблю тебя - до травиночки
И до росного огонька!

Есть у Коростелеворй стихотворение, которое так и называется «Родине»:

А я люблю тебя, такую, -
Сегодня горше и нежней,
Тетерева опять токуют
И тянет в дали все сильней
…И если даже все погаснет
И разольется темнота,
Я и тогда добуду праздник
Звезду кленового листа...

Родилась будущая поэтесса в Кирове. Отец ее погиб в 1943-м под Киевом, мать (ей Валентина Абрамовна посвятила немало своих стихов) воспитывала одна троих дочерей:

…Горизонты судьбы и отрады
Сквозь туман проступают едва…
Ничего мне сегодня не надо, -
Оставалась бы мама жива!

Первая подборка стихов Валентины Абрамовны была напечатана еще в 1962 году в областной комсомольской газете. В 1971 году она окончила Литературный институт имени Горького. Всего же ею издано вместе с этой 9 книг стихов и один сборник художественной прозы, два - документальной. В книгу стихов «На тайном берегу» вошли несколько новых циклов «Вьюга в мае», «Подмосковные белые ночи», «Русская судьба», «Вятские мотивы»… Из прошлых книг поэтесса включила циклы «Моя божественная Русь», (1977), «О, эта встреча!»(1993) «Солнце сентября» (1992) «Хлеб и мед» (1990) «Краснояр» (1986) «Не только звезды» (1980) «Сине утречко» (1977) «Мартовский снег» (1976).

…Я заметила – Валентина Коростелева немногословна, за каждым словом - полновесный образ. В любовной лирике ей удается передать вечный драматизм любви:

Ушел в просторы дальние
И не позвал меня
Унес с собой свидания
И свет тревожный дня
 
…Что вспомнится - уважится,
Что канет в забытье…
Унес, порою, кажется,
Дыхание мое…

Творческий поиск приводит Валентину Коростелеву к мастерскому овладению фольклорных традиций. Пишет она сказки на вечные темы: «Мастер и судьба», «Поэт и разбойник», «Про петуха и его песню», поэму «Банный день», в которой немудреные банные посиделки оборачиваются людскими судьбами, человеческими характерами, жизнью, где есть все горе и радость, драма и юмор.

Может потому, что Валентина Абрамовна сама немало испытала на своем веку, так умеет она чувствовать боль и радость многих...

 

2. Михаил Крупин. Самозванец: Роман в 2 кн.- М.:ООО «Издательство «Олимп», ООО «Издательcтво «Аст», 2003.

Свою дорогу в большую литературу выпускник ВЛК Михаил Крупин начал с исторического романа времен Лжедмитрия I дилогии «Самозванец». Пожалуй, до него не было писателя, который бы столь скрупулезно и внимательно выписал загадочную фигуру Гришки Отрепьева, единственного из русских самозванцев, достигшего «верховной власти». В дилогии уделено большое внимание и ближайшему окружению Лжедмитрия – казачьему атаману Андрею Кореле, юному полководцу Скопину-Шуйскому, польскому гусару Станиславу Мнишеку. Все это реальные исторические лица, как и несчастная царевна Ксения, незадачливый Борис Годунов и болезненно честолюбивая Марина Мнишек.

Трагедия власти - вот главная ось, вокруг вертится все остальное – природные катаклизмы, кремлевские интриги и спальни, кровавые баталии и страшный голод, когда люди ели людей… Молодой писатель пытается показать и попытки честного по совести правления Бориса Годунова, закончившегося его смертью и расправой над его семьей, и желание Отрепьева, уже вошедшего на престол, почувствовать себя настоящим царем: «Молодого и выносливого государя не так сморила вечная угроза проницательного мира, как вымотала личная двуглавость – сугубство (двойственность) жутковато сросшихся самих себя» (стр. 54). Гришка Отрепьев Крупина неоднозначен, он не тот злодей, которого мы знаем со школьной парты. Отрепьев с детства тянется к знаниям, он первый ученик, он талантлив и умен, он проницателен и жизнелюбив. Отрепьев не забывает о старухе матери и с головой погружаемся в омут любви с Ксенией Годуновой. Как и Годунова, Отрепьева губит власть - загадочный манящий престол. Попав на него, Гришка пустился во все тяжкие: в разгул и пьянство, жестокость и обман. Но самое страшное - он предал тех, кто помог ему, доселе неизвестному, взойти на московское царство.

Царствование Лжедмитрия было недолгим. Крупин не рисует ни расправы над Лжедмирием, ни гибели его – пропал, растворился в безбрежности и бескрайности российской и последние его душевные муки – перед телом погибшего и преданного им друга Андрея Карелы: «Он вдруг понял: мысль Писания, что Назарянин – путь всем, буквальна. Что и каждый, кого любишь и видишь в любимом саду, тебе путь. Пока живет друг, он тебе самое большее небрежный вожак, а уйдет – и сам путь для тебя. Можно смело ступать. Телом души друга мягко пробита крепостная стенка между двух миров. Еще крошисто, искристо, дымно – ничего не видно, но ступай, здесь лег он» (стр. 358).

У Крупина сложный, метафоричный образный язык, изобилующий старославянизмами, устаревшими словами, давно позабытыми нами. Он делает попытку стилизации в духе эпохи Смутного времени и думаю, что она ему удалась. Ведь язык – это еще один мостик, ведущий в давно прошедшие времена.

 

3. Абдижамил Нурпеисов. Последний долг. Роман.

Мелеет море, уходит рыба, безлюдеют берега. Исковеркана не только природа, но и судьбы людей. Таков образ мира, встающий со страниц дилогии Абдижамила Нурпеисова «Последний долг». Над философским осмыслением гибели Арала автор знаменитой трилогии «Кровь и пот» проработал без малого четверть века. Действие романа начинается и обрывается на льдине. Она не просто оторвавшийся от берега кусок льда, льдина - целое мироздание, космос. Главный героя дилогии - Жадигер рыбацкий начальник, передовик труда, как иронически называет его жена Базикат. Дело, которому он посвятил жизнь, выматывающее силы и надрывающее дух, превратилось в план с тоннами выловленной рыбы. Его соперник Азим расчетливый карьерист, двинувшийся штурмовать столицу и преуспевший. Азим стал академиком, лауреатом. Правда, в один миг всего этого он лишается, и едет в поисках спасения к Базикат, которую когда-то променял на более выгодную партию. Впрочем, ему ничего не стоит еще раз бросить любимую женщину, теперь уже в экстремальной ситуации на льдине, когда речь идет о жизни и смерти. Реальность в дилогии перетекает в легенду, сказка возвращается в действительность, эпизоды удваиваются точь-в-точь как в мифе, лица и лики неуловимо сливаются. Базикат - жена становится огненно-рыжей лисицей с плутоватой мордочкой. Впереди рыбачьего косяка скользят бок о бок Серый Ярый и Мать Белорыбица. Плывет по степи верблюд - надежный корабль пустыни. Летчик спасательного самолета разглядывает с высоты родной остров. Теперь там почти никого не осталось: старики вымерли, молодежь подалась в другие более счастливые места, но осталось жить предание о райском крае, где море не замерзает всю зиму, в ручьях течет мед, трава в рост человека и птицы со зверями не ведают страха. Да и сам Жадигер в любой момент может превратиться не то в верблюда, не то в рыбу.

Первая часть дилогии называется светло оптимистично «И был день». Вторая часть уже самим названием низвергает в безысходность и отчаяние «И была ночь». Но заканчивается дилогия все равно гимном жизни. На теле замерзшего Жадигера, о жизни которого теперь так молит его жена слабо бьется крыльями маленькая птичка.

…Наверное, точнее других сказал о дилогииодин из ее переводчиков - Анатолий Ким. «Последний долг» - итоговый роман на главную тему современности. Он о нашем безвременье, утрате идеалов, крахе надежд».

 

4. Михаил Бондарев. Царство снеговиков. Книга стихов.

Все чаще я ловлю себя на мысли - мне интересно читать неизвестных, неоткрытых еще поэтов. Тех, кто не испорчен славой, кто не опустошен погоней за холодной бессмысленной рифмой, кто ценит в поэзии прежде всего ее глубокую исцеляющую и вдохновляющую суть, и главное - кто не иссяк духовно. Один из них - калужанин Михаил Бондарев, два года назад выпустивший свою первую книгу «Царство снеговиков» и ставший в этом году членом Союза писателей России.

Бондарев - искренен, открыт нараспашку всякому, кто возьмет в руки тоненькую книгу его стихов:

Зажат в тисках противоречий,
Надежды ставлю я свечу.
То с чем-то, с кем-то жажду встречи,
То расставания хочу.

Михаил Бондарев - выпускник Литературного института, учился у Николая Старшинова, Владимира Кострова. Стихи его незадолго до своей смерти отмечал один из самых честных и образованных поэтов нашего времени Владимир Цыбин. Думаю, Владимира Дмитриевича прежде всего привлекла свежесть и самобытность поэта и, конечно же, его искренняя, не показная боль за Россию:

Дымят Империи развалины,
И кровь струится средь руин.
Меня не радуют проталины
И обращенье: господин.

Россия у поэта разная: асфальтовая и деревенская, забитая и гордая, но почти всегда многострадальная:

Пусть не всегда опрятная,
Чудная непонятная,
Россия необъятная -
Многоплеменный дом.
 
Испитая, скандальная,
Забитая, кандальная,
Эх, Русь многострадальная, -
Все кровью, все - трудом.

Михаилу Бондареву удалось найти в многоголосье и многолюдье современной поэзии свой путь и свой голос. И совсем он не снеговик, хоть так и назвал свою первую книгу:

Вы посмотрите на меня -
Я толстый снеговик.
Боюсь небесного огня,
К морозу я привык.

Душа у поэта тонкая и ранимая, он неравнодушный человек, не холодный наблюдатель, он - и романтик, и борец одновременно. И главное - он оптимист, пусть иногда и кажется, что рисует совсем безрадостные картины нашей обыденности. «Серебряные кони» фантазии Бондарева дарят его читателям и надежду, и веру и главное - любовь.

Летят грозы серебряные кони.
Их подгоняют молния и гром.
Я подставлю теплые ладони,
Чтобы умыться чистым серебром.
 
…Стучат по крыше звонкие копыта,
За окнами резвится дикий конь.
Пуская дождем любовь моя омыта,
Но все равно любовь моя - огонь.
 
 
Project: 
Год выпуска: 
2004
Выпуск: 
4