Алексей ТЕРЕХОВ. В честь Чесменского сражения
Чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков, в России всегда отмечались победы русского оружия над врагами Отечества. В современной России эту лучшую традицию возрождает Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В нем особо подчеркивается, что во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. В Федеральном законе указано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны, и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.
В июле
Большой вклад в увековечивание этой памятной даты внесли администрация и жители уникального Чесменского района Челябинской области. Район является единственным в России, названным в честь морской битвы.
Чесменское сражение является грандиозным морским боем блестящей эпохи парусного флота ХVIII в. Оно произошло 26 июня (7 июля)
Общее командование сухопутными и морскими силами осуществлялось графом А.Г. Орловым.
Русский флот под командованием адмиралов Г.А. Спиридова и С.К. Грейга блокировал турецкий флот в бухте Чесма (Чешме) на побережье Малой Азии и уничтожил его, что обеспечило русскому флоту господство в Эгейском море и блокаду Дарданелл. Турки потеряли в сражении 10 000 человек, русские – 11 человек убитыми.
Адмирал Г.А. Спиридов сообщал об этой «морской виктории» императрице Екатерине II: «Неприятельский флот мы атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили: а сами стали быть во всем архипелаге господствующими».
Чесменский бой между русским и турецким флотами является одним из крупнейших сражений парусного флота.
В ХVIII в. сразу после Чесменского сражения стала увековечиваться память об этом грандиозном историческом событии.
Утверждают, что Чесменскую победу первыми прославили не художники и поэты, а петербургские модистки. Весьма авторитетный журнал «Модные ежемесячные сочинения» рекомендовал своим читательницам немедленно отказаться от шляпок, украшенных бантами и цветами. На смену устаревшим фасонам «Расцветающая приятность» и «Прелестная простота» пришли сооружения на голове немыслимых размеров, в центре которых возвышались модели кораблей.
Узнав о славной Чесменской победе, Екатерина II немедленно распорядилась построить в честь нее дворец. Его стали сооружать в том месте, где фельд-курьер вручил Екатерине II донесение о Чесменской победе: на левой стороне Большой Московской дороги, ведущей в Царское Село.
Финские крестьяне называли эту унылую петербургскую окраину Кикерикексен – лягушачье болото.
Поэтому дворец именовался сначала Кикерикексинским, но поскольку русский человек ни запомнить, ни выговорить такое слово был не в состоянии, то в память о великой морской победе его назвали Чесменским.
Чесменский дворец стал одним из первых личных дворцов Екатерины II, которая распорядилась построить его «в азиатском вкусе по образцу замков, находящихся на берегах Босфора и Дарданелл». Это единственное в Санкт-Петербурге здание, которое в плане представляет собой равносторонний треугольник.
Миниатюрный замок окружал ров с водой, через него был перекинут подъемный мостик, а поверху зубчатой башни ходил дозорный карлик. Екатерина II обожала такие экзотические забавы, а еще она была непревзойденной мастерицей политической пропаганды. В залах Чесменского дворца были представлены портреты всех правящих в
После окончания строительства Чесменского дворца, вблизи него 6 июня
Церковь, как и дворец, возводили по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Ее строили с 1777 по 1780 гг. Она сооружена в псевдоготическом стиле. Розово-белые тона и вытянутые вверх 5 куполов очень живописны.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи больше известна под названием Чесменской.
Петербургский журналист Наталья Дементьева пишет: «Если бы во времена Екатерины II существовал кинематограф, она непременно распорядилась бы снять кинофильм о Чесменской победе, но поскольку до этого было еще далеко, императрица заказала известному немецкому маринисту Якобу Гаккерту картины, которые воспроизводили все этапы славного сражения. Художник в это время жил в Италии и, чтобы он мог достоверно изобразить уничтожение турецких кораблей, на рейде города Ливорно в присутствии огромной толпы зевак был взорван и затоплен русский фрегат «Святая Варвара»».
Всего известным немецким художником Якобом Филиппом Гаккертом было выполнено 12 картин, 6 из них посвящены непосредственно Чесменскому сражению. Самой известной картиной серии является полотно «Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года».
В
Воплощая в жизнь свой план монументальной пропаганды, Екатерина II развернулась во всю мощь в своем любимом Царскосельском парке. Здесь была сооружена Чесменская колонна. Она возвышается над водами Большого пруда.
Дорическая колонна высотой
Прообразом памятника стали античные стены, украшенные отрубленными носами захваченных в плен кораблей. Орел на вершине колонны – не только символ отваги и силы, но и образное напоминание о герое Чесменского сражения – графе А.Г. Орлове.
Колонна, созданная в память о Чесменской победе, определившей исход русско-турецкой войны, символизирует силу и славу русского флота.
О Чесменском сражении рассказал в своих стихах выдающийся российский поэт ХVIII века М.М. Херасков. Этому важному историческому событию он посвятил огромную поэму «Чесмесский бой». В ней есть такие строки:
...За что ни схватится, все гибнет и горит;
Огонь небесну твердь, пучину кровь багрит;
Подъемлют якори, от смерти убегают;
Тесняся, корабли друг друга зажигают.
Вопль, шум и томный крик пронзают горизонт,
Казалося, горит кругом земля и понт,
Как будто целый мир приближился к кончине,
Волнуется огонь и дым в морской пучине...
В ХIХ в. история Чесменского сражения вызывала интерес у государственных деятелей, писателей, художников.
По высочайшему повелению императора Николая I в 1830-х гг. началось заселение пустовавшего участка степи между Орской и Троицкой крепостями Оренбургской губернии. В 1842–1843 гг. эта территория получила наименование Новолинейного района. Под новые поселения было выбрано 32 удобных участка. Сначала они представляли собой посты-поселения и числились под номерами.
В конце
Пост № 30 в
Не обошёл своим вниманием события Чесменского сражения величайший поэт и писатель России А.С. Пушкин. Работая над своей родословной, А.С. Пушкин изучил биографию И.А. Ганнибала, которому он приходился внучатым племянником.
И.А. Ганнибал вошёл в российскую историю, как талантливый военачальник, генерал-аншеф. Он был старшим из одиннадцати детей «арапа Петра Великого» А.П. Ганнибала. Служил в морской артиллерии, участвовал во многих морских сражениях, проявив мужество, храбрость и изобретательность.
В июне
А.С. Пушкин так написал о нём в стихотворении «Моя родословная»:
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала
И пал впервые Наварин.
В ХIХ в. к теме Чесменского сражения обратился известный российский художник-маринист И.К. Айвазовский.
Романтическое мироощущение И.К. Айвазовского особенно ярко проявилось в серии, посвящённой истории военно-морского флота России. В ней он изобразил все важнейшие сражения русских моряков.
В 1846-1848 гг. И.К. Айвазовский создал целый ряд превосходных полотен, изображающих морские баталии. Среди них особое место занимает картина «Чесменский бой» (
Эта эффектная картина рассказывает зрителю о важнейшем сражении русско-турецкой войны 1768-1774 гг. – Чесменском морском бое.
На полотне изображён момент взрыва турецкого корабля. Сполохи пламени, клубы дыма, летящие вверх обломки написаны столь ярко, что всё это напоминает иллюминацию.
Турецкие моряки пытаются спастись на обломках корабля. Общая «красивость» группы указывает на «академические» истоки творчества И.К. Айвазовского.
К флагману русского флота приближается шлюпка с группой лейтенанта Д.С. Ильина, только что взорвавшего свой брандер.
Эта картина свидетельствует о том, что победы русских моряков всегда восхищали И.К. Айвазовского.
События Чесменского сражения не забылись и в сложных социокультурных условиях ХХ в. Они по-прежнему прочно сохранялись в памяти россиян.
На Южном Урале 18 января
Сегодня в районе насчитывается 32 населённых пункта, которые объединены в 12 сельских поселений.
На гербе Чесменского района изображена морская символика, отражающая историческое событие – Чесменское сражение
Гордостью Чесменского района Челябинской области является историко-краеведческий музей имени А.Н. Беликова, где собраны уникальные экспонаты и проводится большая работа по патриотическому воспитанию жителей.
В Ленинграде в 60-е годы ХХ в. начались масштабные реставрационные работы Чесменской церкви по проекту архитектора А.П. Куликова. Были отремонтированы купола, укреплена кирпичная кладка, восстановлены утраченные элементы, отреставрированы интерьеры.
В декабре
1 июля
В ХХ в. Чесменское сражение стало предметом серьёзного научного исследования выдающегося историка, академика АН СССР Е.В. Тарле. Им была подготовлена в
Беллетризованную версию событий Чесменского сражения предложил известный писатель В.В. Шигин. В своих исторических романах «Чесменский бой» и «Чесменский гром» автор дает захватывающие описания зарождения и первых побед молодого Черноморского флота, действий Средиземноморской экспедиции русского флота в 1769-1774 гг., апогеем которой стала блестящая победа в сражении при Чесме.
События Чесменского сражения изобразил на своём полотне известный ленинградский художник А.М. Яковлев. Его диорама «Чесменское сражение» (
Оригинальное произведение, посвященное Чесменскому сражению, создал писатель Л.Н. Асанов. Его повесть «Чесма» адресована прежде всего детям и юношеству. Повествование в книге ведется от имени героя Чесменского боя лейтенанта русского флота Д.С. Ильина. В ночь на 26 июня
В июле
За основу памятника воинской славы была взята величественная Чесменская колонна, возведённая в Царском Селе Антонио Ринальди в 70-х годах ХVIII в. Современную колонну изготовили мастера местного предприятия ООО «Яшма». Она является уменьшенной в четыре раза копией Чесменской колонны, установленной в Царском Селе. Интересно, что южноуральский орел на колонне значительно отличается от первоисточника. Орел в селе Чесма восседает на вершине, торжественно распахнув широкие крылья.
Колонна установлена на невысоком холме, обнесенном барьером из искусственного камня с небольшими газонами по сторонам. У подножия композицию украшают макеты старинных пушек. К колонне ведут 10 красных ступеней. К ее подножию возлагают венки.
На протяжении нескольких веков в России сохраняется память о Чесменском сражении. Ему посвящены многочисленные произведения литературы и искусства, которые продолжают формировать патриотическое сознание граждан нашей страны. Очень важно и то, что мы, южноуральцы, также связаны с героическими страницами нашей истории. Именно здесь расположен уникальный Чесменский район Челябинской области, жители которого развивают лучшие традиции военно-морского флота.