Евгений ЛОБКОВ. О политическом смысле фильма «Спящие», или Апология Юрия Быкова
Фильм прошел на первом. Отзывы массового зрителя в интернете сугубо положительные. Отрицаловкой занялась по старой привычке демшиза, которая исключила режиссера Юрия Быкова из списка совестливых, неполживых и рукопожатных, требуя для него запрета на профессию. Он испугался бури и натиска местечкового базара и всенародно покаялся: «Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, - цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди всё-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал всё прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране.
Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придётся уйти надолго в тень и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить». Надо сказать, что для такого испуга имеются серьезные основания. Попасть в люстрационные списки, заготовленные для России спецслужбами США и Израиля — легко, вылететь из них — невозможно. Демшиза при внешней комичности имеет прочные позиции как в российском правительстве, так и в структурах, деятельности которых посвящен сериал.
Ну, да ладно. Политическая и эстетическая тупость демшизы общеизвестна. Это нерешаемая генетическая проблема. Но бывает так, что сам художник не вполне понимает политический смысл своего произведения. Поэтому за него объяснениями займусь я, ибо возмущен незаслуженной травлей творческого работника.
Мини-сериал, расчисленный по календарю, действительно смотрится с интересом, с напрягом, чем же дело кончится? По окончании фильма и неспешного обдумывания — следуют выводы. К сожалению, не всегда оптимистические. В политическом смысле сериал представляет собой гимн, величальную песнь Центральному разведывательному управлению США.
Главное: единственным санитаром, добросовестно проводящим необходимое очищение Российской Федерации от всякой сволочи (изменников, тунеядцев, провокаторов, бандитов и других прогрессивных деятелей) является резидентура ЦРУ в столице. Підрахуємо: сотрудниками госбезопасности за восемь серий застрелен только один террорист. А сотрудниками и агентами спецслужбы Империи Добра на Москве за неделю убиты: два тошнотворных правозащитника, семейка из трёх корыстолюбивых юных тунеядцев-алкоголиков, двое уголовников-исполнителей, журналистка-провокаторша; на тот же счет нанижем самоубийства мидовского сановника и «оборотня» из ФСБ. Мы могли бы счесть резидентуру ЦРУ в РФ той силой, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, но, увы, к сожалению, в последних сериях погибли также симпатичный милиционер кавказской национальности (в этом случае террорист был обороняющейся стороной) и китайская делегация (последняя, похоже, по личной инициативе девушки-киллера, у которой оставался неиспользованный пластид), так что счет положительных и отрицательных жертв цээрушного террора в Москве примерно равен. Американская разведка собиралась разметать на молекулы еще массу митингующей школоты и офисного планктона прогрессивного поколения, но тут ФСБ им помешало, оставив себе какую-то работу на будущее.
Фильм представляет собой образцовое произведение социалистического реализма. Еще Горький отмечал, что в произведениях, созданных по этому методу, положительные герои зачастую совершают ненужные подвиги.
На протяжении восьми серий ненужные подвиги непрерывно совершают американские рыцари плаща и кинжала. Завязка сюжета: им зачем-то понадобился черновик российско-китайского топливного контракта, находящийся в кейсе сотрудника российской газовой компании. Кейс этот находится в Ливии, где почему-то проходили российско-китайские переговоры... Так вот, для того, чтобы заполучить именно этот кейс, ЦРУ истребляет тучу российских дипломатов в посольстве в Триполи. Российские силовики в Ливии незамедлительно отомстили, завалив десяток бандитов, правда, совершенно посторонних бандитов, и тем самым создали задел для развития истории.
Итак, резидентура ЦРУ в Москве незамедлительно передала проект контракта правозащитнику для оглашения. Это что? Секретный протокол о совместных разработках бактериологического оружия? Нет, это обычная торговая сделка. Но правозащитник грозит разоблачением откатов и коррупции в ФСБ. Понимая, что толку от него не будет, ибо никакого компромата в кейсе, естественно, не обнаружено, ЦРУ решается напакостить ФСБ другим способом. При этом ЦРУ ведет себя как рефлексирующий интеллигент, который так и не может принять решение: убивать или похищать правозащитника (оба действия в равной степени идиотские), поэтому маскирует похищение под убийство.
Продолжая имитировать бурную деятельность, ЦРУ электронными проездными билетами пробуждает к действию «спящих» агентов, но те явно не выспались, и потому спросонья засыпаются в первом акте. Со всей командой.
ЦРУ построено по принципу «один с сошкой — семеро с ложкой». Всю реальную работу для него безупречно выполняет красноярская девчоночка Лена, над которой целая пирамида начальства. Все вышеперечисленные московские трупы, за единственным исключением — ее работа. Правда, не вполне понятно, кого она валит по приказу, а кого — по собственной инициативе. Создается впечатление, что она на окладе, а не на сдельщине.
А зачем все эти инсценировки? Идиот-правозащитник окончательно убедил резидентуру ЦРУ в своей полнейшей бесперспективности и бесполезности, и рок событий его влечет к фатальному финалу. Опять же золотыми девичьими руками.
Что касается ФСБ… Если ЦРУ занято эффективной деятельностью по уничтожению действующих и потенциальных агентов американского влияния, (эта деятельность вызывает понятный ужас у американского посла), то ФСБ попросту зря зарплату получает. В Ливии сгоряча отомстило совершенно посторонним бандитам. Ну и в Москве вместо того, чтобы беречь пуще глаза всю антироссийскую сволочь, оно постоянно приезжает «на трупы». Главный положительный герой вместо того, чтобы присмотреться к старому другу (координатору сети), более чем внимательно присматривается к его жене. Название фильма с гораздо большим основанием можно применить к ФСБ, а не к расконсервированным агентам.
Спецгруппа в боевом снаряжении приезжает к постороннему человеку, занятому любовью. Вместо спецоперации получилась дополнительная секс-услуга за те же деньги. Другой визит оказался более успешным только потому, что агент Страшила, спящий много лет, отстал от жизни и не уяснил, что для успешного координирования атаки вовсе не обязательно собирать всех троллей в одну пещеру.
Единственный профессионал — посетитель магазина, который совершенно правильно понимает, для чего покупателю мелкооптовая партия рогаточной дроби. А школота пусть друг другу глаза розницей повышибает, сокращая призывной контингент.
К недоработкам съемочной группы следует причислить недостаточное акцентирование национальных и сексуальных моментов. А также чрезмерную политическую осторожность: на митинге отсутствуют флаги и антиправительственные лозунги.