Юрий БАРАНОВ. Ещё раз о том, что наделал Котт

Котт, Эрнст, Цекало

Кажется, только ленивый не писал о фильме «Троцкий», который Первый канал ТВ нам подсунул вместо чего-нибудь, связанного с важной исторической датой – 100-летием революции 1917 года. Но принцип «об этом уже писали» в данном случае не подходит – уж очень важен предмет разговора.

Разумеется, возможны разные точки зрения на одно и то же, но не на всё и не всегда. Скажем, нелепо было бы спорить о том, какая планета ближе к Солнцу – Юпитер или Марс. Столь же нелепым выглядит стержневой эпизод фильма: Ленин неизвестно где находился, думая вскорости совершить революцию (которая – по фильму – сводится к захвату власти в Петрограде), а Троцкий в это время её уже совершил. И преподнёс её «на блюдечке с голубой каёмочкой» Ленину, который принял подарок, объяснив соратнику, что русский народ не примет еврея в качестве главы государства. Этот мотив потом повторяется в другом эпизоде, тем самым поддерживая либеральные вымыслы о том, что русскому народу изначально присущ антисемитизм.

В недавнем интервью газете «Культура» режиссёр фильма господин Котт уверяет почтеннейшую публику, что Троцкий «в силу воспитания и жизненного опыта точно знал, что нужно рабочим, крестьянам, банкирам, генералам…» Звучит, мягко выражаясь, странно. Воспитывался Лейба Бронштейн (настоящее имя Троцкого) в семье своего отца, помещика. (Кстати, об этом в фильме не упоминается, зато дан эпизод, как мужики на базаре избивают «бедного еврея» Бронштейна-старшего.) В тюрьме Лейба штудировал книги по масонству (об этом в фильме тоже ни слова). В отличие от многих других революционных вожаков Троцкий в университетах не учился. Не имея эрудиции, писал о чём угодно – непререкаемым тоном. Некоторые историки характеризуют его еврейским словом «хуцпе». Это значит – крайне самоуверенный, нахрапистый человек, нахал из нахалов. (В наше время так нередко именуют Чубайса, сказанувшего похлеще Троцкого – «Наглость города берёт».) До 1917 года Троцкий жил в основном за границей. На основании какого «жизненного опыта» мог он «точно знать», что нужно российским рабочим и крестьянам? Особенно – крестьянам, которых кумир наших русофобов ненавидел особенно страстно. Ведь это он патетически восклицал: «Что есть наша революция, как не бешеное восстание против крестьянского корня?!» Добавим, что страшной операцией геноцида русского народа – расказачиванием руководил ставленник и родственник Троцкого – зловещий Якир. А беспримерно жестоким подавлением крестьянского Антоновского восстания – ярый троцкист Тухачевский и Антонов-Овсеенко, у которого в большевистской партии была кличка «бешеная собака Троцкого».

В фильме «Троцкий» проводится мысль, что Лев Давидович якобы лояльно относился к интеллигенции. Но вот его цитата из революционных лет: «Путём террора, кровавых бань мы доведём русскую интеллигенцию до полного идиотизма, до животного состояния». И далее он восхищается тем, что еврейские юноши в кожаных куртках с наслаждением расстреливают русских интеллигентов. (Мне эта тема лично близка. Моего деда прокурора Николая Семёновича Баранова зверски убила в одесской ЧК садистка-троцкистка, известная в то страшное время женщина-палач 19-летняя Дора Явлинская.) О подобных вещах в фильме нет ничего. Ну, и, само собой, нет ни кадра о причастности Троцкого к американским и английским деньгам – а они были, и немалые, ведь не только немецкими марками разжигали пожар «русской» революции.

Конечно, господин Котт может боготворить Троцкого, но, как говорится, нельзя выпадать за пределы элементарной честности. В том же интервью он сказал: «В конце концов он (Троцкий) эмигрировал, отошёл от дел, хотел мирно встретить старость…» Полное враньё! Троцкий не «эмигрировал», а был выдворен из Советского Союза и продолжил политическую деятельность. Он создал организационную структуру, IV Интернационал, вербовал по всему миру сторонников, вёл активную идеологическую борьбу с советским государством. Более того – он публично выражал надежду, что в случае внешнего нападения на СССР (а практически в конце 1930-х годов речь шла о гитлеровской Германии) оставшиеся в стране троцкисты присоединятся к интервентам в борьбе против сталинского режима. Надо ли удивляться, что НКВД тщательно выкорчёвывал «недобитое троцкистское охвостье». Там же господин Котт говорит, что «Иосиф Виссарионович был буквально одержим Львом Давидовичем», и началось это с самого начала их знакомства. Но ведь это Троцкий написал брызжущую ненавистью книгу «Сталин» (которую услужливо опубликовали у нас либералы-перестройщики), а не наоборот. И ещё режиссёр сказал, что «после покушения Рамон Меркадер триумфально вернулся в СССР, получил звание Героя Советского Союза, преподавал и дожил до старости». При этом не упомянув, что сначала Меркадер отсидел двадцать лет в мексиканской тюрьме.

Есть в фильме и чисто изобразительная ложь. Приведу лишь два примера. Господин Котт говорит о «типажном сходстве» артиста Хабенского с Троцким, но это абсурд. Сходство действительно есть в той части фильма, где Троцкий – старик. Но в молодости этот деятель, мягко выражаясь, был очень некрасивым, а проще сказать – уродливым. Но Хабенского соответствующим образом не гримировали. И ещё пример «изобразительной лжи». Второстепенным персонажем проходит в фильме чекист Агранов (сыгравший, как мы знаем, зловещую роль в истории русской литературы, причастный к убийству Есенина и другим преступлениям). На экране Агранов имеет омерзительную внешность, подобран актёр с грубыми, азиатского типа чертами лица. Но Агранов происходил из еврейской среды, его подлинная фамилия Сорензон. У меня нет ни малейшей симпатии к Лиле Брик, но, думаю, она бы не пустила в свою постель человека с такой, как фильме, мордой (Агранов – один из её бесчисленных любовников). Внешность у этого негодяя была вполне приличная (сохранилось множество фотографий), а зачем господин Котт сделал его уродом – догадайтесь, как говорится, сами.

В заключение надо отметить, кто же продюсировал фильм. Вторым обозначен сам Константин Эрнст, руководитель Первого телеканала – личность одиозная и хорошо известная, в том числе и причастностью к созданию русофобских и антисоветских фильмов. А первым продюсером назван Александр Цекало. Видимо, многие помнят его как малоуспешного эстрадного артиста; затем он стал успешным кабатчиком – владеет несколькими ресторанами. И ещё он продюсер. Вот эти «котты» втюхивают нам картины, о которых и не знаешь, что сказать – это халтура от невежества или хорошо продуманная ядовитая провокация.

На илл.: А.Котт, К. Эрнст, А. Цекало

Project: 
Год выпуска: 
2017
Выпуск: 
11