Виктор ПЕТРОВ. В добрые руки твои
***
Спасибо предкам за сохранность
Священных звуков языка,
Неосязаемую данность,
Соединившую века.
Не надо мне иных речений,
Я их запомнить не смогу,
Но это дедово свеченье
От детства в сердце берегу!
***
Дел ищет взгляд,
Но всё приведено
В порядок идеальный,
Всё приготовлено,
И завтра снегопад
Накроет нашу землю
Одеялом…
И до весны
Всё будет спать.
Нет никаких забот:
Ворочается мышь
В своей норе,
Что зёрнами забита.
Такая гладь вокруг,
Такая тишь.
И трудовые подвиги забыты.
Чересполосица уделов крепостных,
Черновиков и чернозёмных грядок.
Заснежен мир до будущей весны,
Под белизной –
Целебный беспорядок.
***
Мама пела романсы, городские романсы
Про туманное утро и вишнёвую шаль,
Не любила она рестораны и танцы,
Но хранила свою под гитару печаль.
И влюблялась в артистов: чёрно-белые снимки,
Эти чудо-картинки собирала в альбом
И хранила те снимки как золота слитки,
Но никто из артистов в неё не был влюблён.
РОЖДЕНИЕ ЭПОСА
Ещё не переплавились в слова
Броня, свинец и лёгкий алюминий,
Кровь воинов, солдатский пот, трава,
И монумент, что высится в долине.
Ещё не сложен о столетье миф,
Что в римских цифрах выглядит крестами,
Пока отец мой в сердце моём жив,
Пока Москва во мне и мир за нами.
Но прозреваю голос горловой,
И детской сказкой станет Илиада,
Зашевелятся кости под травой…
- Молчи, аэд, об этом петь не надо!
Придёт пора, прибавит третий крест
Не наше время над горой развалин,
И вместо Трои будет петься Брест,
И вместо Агамемнона – вождь Сталин.
***
Холодный май, цветение на ощупь,
Растения застыли в полусне,
Застужен нерв, и, кажется, что проще
Смириться и не думать о весне.
Всему покорный, впал я в неизбежность,
Мне чудится, что это – на века.
Но снова к жизни побуждает нежность
На смерть идущего и слабого цветка.
***
Много новых птиц на огороде:
Пёстрых, с хохолками и без них.
Вижу изменения в народе,
Только дней не вижу золотых.
Вроде солнце всходит и заходит,
Вроде то же самое кругом,
Только песни странные заводит
Птица с непонятным хохолком.
НА ПРУДУ
«Вода холодная?» – спросила ты.
«Дно илистое!» – быстро отвечаю.
И это значит, что, цепляясь за кусты,
Я просто о-ко-че-не-ва-ю.
Конечно, я бы мог лишь повторить
Твои слова, снимая знак вопроса,
Когда бы просто мог я говорить,
Но мне такая не даётся проза.
Подкручивая нервы и слова,
Ищу я фразы с тайной подоплёкой,
Но все же ты, любимая, права:
«Да, да, холодная! И вот ещё – глубоко!»
И если б сразу я ответил так,
То вмиг забылось утро неземное,
И светлый берег, и прозрачный знак,
Что мне тепло, всегда тепло с тобою!
РАЗБОР ПОЛЁТА
Все пишут сердцем, и могут при том –
Умом и душою, а я – животом.
Это не значит, что я бессердечен,
Иль не умён, иль душою не вечен.
Просто поэзия входит в живот:
Холод и жар в нём на миг оживёт
И поднимается быстрой волной,
И накрывает меня с головой.
Тёмные глуби выводят строку,
Тёмные глуби уводят строку.
Я распускаю желанья лучи,
Надо спешить, чтобы стих приручить.
Бык так мычит, так поют соловьи,
И откликаются только свои,
Те, чья порода подобна моей.
Пой! Живота своего не жалей!
1971
Мне двадцать два, я в форме офицера
Там, где уже не побывать мне въяве.
Над морем Баренца висит сырая сфера,
И крейсер стынет в ледяной оправе.
Пока сквозисты сопки побережья,
Не тронуть взглядом – исчезают тотчас,
Но с каждым часом всё нежней и реже
Туман, рождённый пеленой полночной.
Здесь до Норвегии не больше километра,
На вышке натовской вальяжные солдаты.
Им бы в Техас, чтоб шляпами из фетра
Укрыть от бед свои родные штаты.
По воле министерства обороны
И я заброшен в самый угол мира.
Мне двадцать два: кокарда и погоны,
И чувство Родины, и пушкинская лира.
***
Соловьи не поют – хорошо,
Значит каждый нашёл свою пару.
Нина Стручкова
Ранним часом хорош соловей,
Что за песню любовь сочинила!
Он поёт всё сильней и живей,
Вызревает звенящая сила.
Жгучей музыкой песня полна,
Никуда от неё мне не деться,
С головой накрывает волна,
Разрывая и горло, и сердце.
Я смотрю в побуревший овраг,
Одинокую песню толкую:
Ах, несчастная птица, чудак…
Как же выдержать муку такую!
***
Я всё понимаю без слов,
Достаточно мне
Чистых объятий твоих,
Медленных облаков,
Тех, что сдвигаясь,
Будто от холода,
Тянут к лицу
Опушку воротника.
Кто же успеет вперёд:
Дождь проливной или я?
Через три дня –
Ильин день.
Ливень калёными стрелами
Гонит меня
К дому, где, бури страшась,
Любимая ждёт у калитки,
Непромокаемый плащ
Прижимая к груди.
Новый потоп
Вместе со мною бежит
В добрые руки твои.
***
Иноземные песни звучали,
Всё я тщился слова разгадать
В колоннадой украшенной зале,
Где хранит государство печать.
И двустворчатый выход закона,
И лицо, что явилось во сне,
И за гробом российским икона –
Неужели привиделись мне?
Не привыкнуть к видениям ночи,
Обступили тревожные сны,
Но до грёз вековечных охочи
Люди киноэкранной страны.
И не так уж пределы бескрайни,
Как твердят нам указов столбцы,
И молчат, посвящённые тайне,
Седовласые наши отцы.
***
Время такое: лишь сорнякам
В рост подниматься вольготно.
Больно натруженным нашим рукам
В этой ловушке погодной.
Жаром ударит, градом добьёт.
Климат меняется что ли?
Лишь сорняки не боятся невзгод,
Ломки в суставах и боли.
Время такое. Люди сойдут
И не поднимутся боле.
Где же веками прославленный труд?
Лишь одичавшее поле…
СТАРЫЙ ПТЕНЕЦ
Всё реже радость, чаще – грусть,
Душа – птенец неоперённый,
Я с нею заново учусь
Внекрепостному чувству дома.
Дороги есть на воздусях,
Пока туда мне путь заказан.
Ловлю я ветер второпях,
И повожу голодным глазом.
Заканчивая жизни круг,
Я приближаюсь к точке точек
Неоперённых моих рук,
Неголосистых моих строчек…