Рената ПЛАТЭ. «Мы всей душою преданы России…»

Предисловие к публикации

Александра Андрюшкина

 

Мы редко применяем к женщинам слово «мужество» – разве что, когда речь идёт о явном героизме, например, на фронте.

Однако в отношении стихов Ренаты Платэ хочется применить именно слово «мужество», настолько смелый вызов она бросает антирусским и антиправославным силам, при том, что явной мужской «руки» мы рядом с ней не видим. То есть речь идёт о собственном выстраданном мировоззрении; ведь легко быть мужественной патриоткой, если ты – дочь или жена высокопоставленного чиновника или генерала… (Хотя и о примерах такого рода мы тоже слышим нечасто.)

Во время Великой Отечественной войны справедливо говорилось о «героизме тружениц тыла» и о «самоотдаче» многих женщин, работавших на оборонных и других предприятиях страны, превращённой в единый военный лагерь. То есть, вообще-то, к спокойному мужеству русских женщин мы, мужчины, привыкли…

Однако речь идёт всё-таки не о работе на «оборонку», а о стихах, и здесь меня могут спросить: а что же особенного в стихах Ренаты Платэ? Ведь тысячи и даже десятки тысяч поэтесс по всей России неплохо пишут о «берёзках» и «куполах», порой срывая аплодисменты на литературном вечере в местном ДК… Чем же так впечатлила меня поэзия Ренаты Платэ, и что заставило написать о ней – кроме личной дружбы и симпатии, которые, как известно, помогают увидеть литературные достоинства даже там, где их нет и в помине?

Рената Платэ идёт против течения. Да, увы, против того могучего течения нашей культуры, которое почти в обязательном порядке увлекает литератора куда-то на Запад, на Запад… Если не в Европу «новейших достижений», то хотя бы в древнюю «Европу священных камней»…

Закончив один из петербургских гуманитарных вузов, Рената Платэ начинала свою карьеру в музее Блока, – и, опять же, какая мощная, сбивающая с ног волна преклонения перед Западом должна была ждать её, как ждёт любого на этой стезе!

Если сам президент нашей страны благоговейно вешает в кабинете портрет царя-западника и щеголяет знанием немецкого и английского языков, – то где уж нам, простым смертным, устоять против «эстетских» международных семинаров и поездок якобы «для обмена опытом» всё на тот же Запад?

Никому из нас не устоять против этого; сотни и сотни лет должны пройти, чтобы Россия постепенно изжила страшную хроническую болезнь вестернизации. И в стихах Ренаты Платэ тоже, увы, хватает примет и мотивов западной культуры, русская же тема пробивается… как слабенький росток сквозь трещину в мощном слое асфальта?

Нет; всё-таки, русская тема в её стихах звучит громче, мощнее… И она всё усиливается, и то и дело торжествует, как тема главная.

 

 

***

 

Мы всей душою преданы России,

Святым сияньем восхищённых глаз,

Она одна – безбрежная стихия,

Она одна – блистающий Алмаз!

 

Пускай смешались ярко поколенья,

Но всем единством полны имена,

Ведь ей одной – все наши песнопенья,

Ведь ей одной – все наши письмена!

 

Мы любим лес и радостные нивы,

Народных песен древние слова,

Далёких рек весенние разливы

И тайных снов приметы волшебства...

 

Мы любим снег и белые соборы,

В сияньи звёзд златые купола,

Родной Руси богатые уборы

И ясных дум парящие крыла.

 

Она одна – величие исканий

Среди былых мерцающих теней,

Она одна – всё счастие страданий,

И вся Любовь блаженных светлых дней!

 

***

Женщинам, работавшим в поле после войны

 

Тяжела российская глубинка,

Тяжелы промозглые дожди, —

Будто бы обугленная крынка,

С горестью прижатая к груди...

 

Вдовьи слёзы, песни и покосы,

Вышитый узор на рукавах,

Туго заплетёны утром косы

И молитвы долгие в глазах.

 

Что же столько выпало России,

Столько неотмеренной беды,

Чтобы с вешней, невоспетой силой

Женщинам идти вдоль борозды?

 

Чтоб земля дарила только муки,

Плач навзрыд уставших голосов,

А потом измученные руки

Уносила в омут горьких снов!

 

Где лишь в забытьи слетались птицы,

Что несли любовь в родном краю,

И, тоской измученные лица,

Встретили улыбку лишь в раю...

 

 

***

 

Памяти поэтов Первой мировой и Гражданской войн

 

Памяти Фёдора Касаткина-Ростовского, Павла Булыгина, Георгия Вяткина, Николая Бруни, Георгия Гончаренко, Николая Туроверова и многих других поэтов

 

О муза! возгордись заслугой справедливой...

Г. Р. Державин, «Памятник»

 

О муза! возгордись заслугой справедливой,

Верни златой венец утерянным певцам, —

Нет смерти на земле, — младая ветвь оливы

Прильнёт из наших строк к очнувшимся сердцам!

 

Единый храм земли и образ всей Вселенной

Взлетят как гимн строфы из вечности Афин —

Нетленной красоты, поэзии нетленной

Трепещущим пером открывшихся глубин.

 

И памятник души воздвигнут будет вечно,

Покуда вечен мир в светлеющей Руси,

О муза, подожди с забвеньем быстротечным

И царственную честь с любовью вознеси!

 

Чтоб слава тех имён прошла неумолимо,

Где льются строки книг, божественно тихи,

И вехи давних войн горят неопалимо,

Молитвою вернув нам Русские стихи.

 

***

 

А ведёт наши полки — Богородица!

М. Цветаева «Лебединый стан»

 

Ясно видится нам

И вспомнится

Среди тёмной стези осенней,

Как вела полки —

Богородица

По славянской земле нетленной!

 

Ясно видится нам

И в сумерки,

Среди ветра и нив уставших —

Всех ушедших в бою

И павших

Уносила война с разлуками...

 

И сейчас эта боль —

Исконная,

Где чабрец и травы дыхание

Нежным пламенем

Пред иконами

Принесёт своё поминание.

 

Нам Россия —

Как небо слышится,

И летит она, будто горлица,

Песней кличется, —

Песней дышится,

Воспомянется нам

и вспомнится!

 

 

***

 

Небо над Петроградом

Чёрное, чёрное небо!

А. Блок

 

Чёрное небо над Петроградом

Кажется вечности гибельным шагом, —

Чёрным знамением Невской столицы,

Вьюжным безвременьем белой криницы!

 

Кто она, чёрная боль без напутствий —

Русская пропасть трёх революций,

Близкая бездна смертного ада,

Кто она, снежная ночь Петрограда?

 

Там ли взлетает мучительный профиль,

Там — чёрный пудель* и сам Мефистофель!

 

Вот уже близки январские дни,

И над Невою — огни и огни!

 

Кажется, нет уже сил оставаться,

Но нам навстречу шагают ДВЕНАДЦАТЬ, —

Вихри из бездны и ужас тоски!

О, как безумно остры их штыки!

 

Где же тот синий мучительный профиль? —

С ветром хохочет вдали Мефистофель!

Царствуют вьюга, погибель и хаос,

Бросили нас Маргарита и Фауст!

 

Только застывшие белые льдины,

Глас вопиющий и отзвук пустынный.

 

Нет нам спасенья от страшного круга,

Мир — есть круженье и чёрная вьюга!

 

Но содрогнулись вдруг в ритмах наитий

Чёрные песни сакральных открытий,

И над Невой, где лазурная нега,

В небо взлетают ДВЕНАДЦАТЬ коллегий!

И среди гордых мучительных строк, —

Дом, где родился когда-то сам Блок!

 

Ректорский домик, где тонкие рамы,

Там осиянны тоской неустанной

Дальние тени таинственных рей,

Тонкие мачты былых кораблей!

 

Годы печали и снежного танца,

Лики апостолов, — ровно ДВЕНАДЦАТЬ,

И над столетием муки и слёз

Светлый, взлетающий в небо Христос!

 

 

* Мефистофель явился Фаусту в обличье чёрного пуделя, как стихия огня, близкая к аду.

Project: 
Год выпуска: 
2018
Выпуск: 
3