Галина ЩЕРБОВА. От мая к октябрю
А что это у вас песик аглицкий али фурлянский какой?
И. С. Тургенев. «Записки охотника».
МАЗАЙ И СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЦЫ
Колгота воды весне в придачу.
Разлились моря без берегов.
Блики восхищённых облаков
по разливам зайчиками скачут.
Дед Мазай дрейфует наудачу,
с лодкой управляется легко.
Что ему кусачий сиверко, –
снег растаял, так или иначе.
Всё одно – грести ли, не грести.
Струи завиваются в воронку.
Солнца ослепительны пути –
зайчики навстречу и вдогонку,
зайчики у борта и в горсти,
крутят и качают плоскодонку.
***
Собака разговаривает с эхом,
а эхо лает ей издалека.
Незримо разделяет их река,
укрытая вечнозелёным мехом.
Внизу шиверы всплёскивают смехом
с неповторимым шорохом песка.
Граница льда прибрежного тонка
и талым водам больше не помеха.
Собака замолкает. Эхо тоже.
Безмолвствует река в еловом ложе
с трепещущим мерцаньем бересты.
Собака, продираясь сквозь кусты,
торопится к костру из темноты,
и от зелёных глаз мороз по коже.
* * *
Тяга вальдшнепов вечером первого мая.
Ельник пористый снег под подолом хранит.
Замирая, следим, как они пролетают.
И забыли, что мы наконец-то одни.
На лазури луна наливается светом,
поднимается над частоколом стволов
и стеклянной игрушкой, на ветку надетой,
незаметно касается наших голов.
Свет ушёл, успокоенный в ельника шорах.
Из теней соткались тишины острова.
И тогда нас накрыл всеобъемлющий шорох:
это шла из земли молодая трава.
***
Неповторима майская пора, –
с вечернего до утреннего часа
сшивает землю с небом звук бекаса –
вибрирующих крыльев веера
с опорой на весенние ветра.
В долине серо-рыжего окраса
разлив темнее вспененного кваса
перебирает отблески костра
над грудой полыхающих углей
от брёвен, источающих елей.
на горизонте с ликом урагана,
за кромкой снега в форме ятагана
невидимая стая журавлей
звучит воздушным трепетом органа.
СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ
Он жаждет ласки, чахнет без ухода,
мой раб, моя свирепая броня.
Я попираю все его свободы,
одну оставив – защищать меня.
Когда бы зов немедленно вернуться
к нему ни долетел издалека,
его глаза становятся как блюдца,
вскипают в рёбрах мощные меха,
как флаги резко всплёскивают уши,
пылает алый факел языка,
и он несётся – бешен и бездушен –
и мёртвой хваткой светится оскал.
ОТ И ДО
Под горячим факелом Девы или Рака,
под крылом высокого Южного креста
молодая светится на сердце мечта,
молодая бегает по полю собака.
Жизнь идёт, подобная вызреванью злака.
Немота смыкается складками у рта.
Выцветает на сердце яркая мечта.
И не возвращается старая собака.
ОЗЕРО УСМЫНЬ
Вечерние птицы ещё не кричат.
Дневные уже не поют.
Покинули юзеры озера чат.
Тих волнообразный приют.
Умерился звон тростниковых оков.
Луну отражает весло.
Флотилией выводок у берегов,
не вставший ещё на крыло.
Покуда охота не разрешена,
бескровно течёт бытиё.
Охотник за ними следит дотемна,
задумчиво гладя ружьё.
Несут из некосов его сеттера
репьи на ушах и груди.
Над озером тучами крутят ветра,
и шкурят поверхность дожди.
Во тьме даже рыба недвижно тиха,
бессильно молчит эхолот.
А кряква уводит птенцов от греха
подальше в безлюдье болот.
ПРОЩАЛЬНЫЙ ВОЙ
Римскому Эскулапу были посвящены из животных змея, собака и петух.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
«Ко мне!»
Но эхо отвечает воем.
«Подай!»
Непослушанье через край!
«Агата! Рядом! Что ж это такое?!
Остановись! Вернись! Не умирай…
Там выстрелы грохочут за оврагом.
Там только дробь теперь имеет вес…»
Но старая собака шаг за шагом
уходит в лес,
устало обходя за кочкой кочку, –
как заповедал римский Эскулап, –
чтоб навсегда остаться в одиночку
одной из них, кофейно-пегой в крап.
***
Вечер сумерки включает
за окном.
Скину шубу, выпью чаю
перед сном.
Ветер жгуч до исступленья.
Свет поблёк.
Лишь подбрасывай поленья
в камелёк.
Подпирай в раздумье скулы,
лоб клоня.
Всё темно, что ясным было
в свете дня.
РЯЗАНЩИНА
Зелёные приокские равнины.
Раскидистые вётлы там и сям.
В тени затонов слабый запах тины,
извечно милый уткам и гусям.
Рулоны сена ждут транспортировки
под мелкими дождями на полях.
Остепенились божии коровки –
везде ожесточение в стеблях.
Фланируют задумчивые осы.
Поспешный выстрел пущен кое-как,
и коростель скрывается в некосы
от взвинченных охотничьих собак.
Ещё не облетели пятна сини
и белизны с небесных неводов.
Лишь серебрятся заросли полыни
и накликают иней холодов.
***
суетились
несли поводки
лизали хозяину руки
но обманутые в ожиданьях
привалили закрытую дверь
как два валуна
ждать
его
возвращенья
***
сказал
скоро встретимся
с той поры
собака моя прожила две собачьи жизни
мы с ним две человечьи
а скоро ещё не настало
ЩЕНЯЧИЙ ВОСТОРГ
Открытым сердцем вслушиваясь в зимний некролог,
от новых ощущений сам не свой,
как перистое облачко английский сеттерок
летит над прошлогоднею травой.
Как бабочка-капустница, прозрачный лепесток
по скуке распростёршихся полей
вычерчивает страстный ослепительный виток –
всё яростнее, радостнее, злей!
Несётся, не заботится – бугор там или ров,
на глине ставя чёткое тавро.
И белый хвост, разглаженный чесалками ветров,
парит, как страусиное перо.
ОТ МАЯ К ОКТЯБРЮ
Неслышный дождь как манная крупа.
Закат слепит, куда ни посмотрю.
Диагональю по полю тропа
протоптана от мая к октябрю.
Моих следов неисчислимо тут,
тем более следов собачьих лап.
Мы каждый день выходим на маршрут,
пока источник света не ослаб.
Октябрьский снег медлительным катком
тропу сомнёт, признав концом пути.
Но с мая снова по полю гуськом
мы будем в осень линию вести.
МСТА
Правый берег. Верная примета –
облако, как дым.
Жжём огонь с заката до рассвета
под дождём седым.
Остро пахнет перечная мята,
мурава сыра.
Две легавых, Астра и Агата,
жмутся у костра.
Пар от шерсти. Котелок с груздями
рядом на пеньке.
Дупеля уходят за дождями.
Утка в тростнике.
Хлещут струи, пузырятся воды.
Дождь, туман, роса.
Под плащами ждём даров природы, –
смотрим в небеса.
ЗВЕРИНАЯ ПАЛИТРА
Дождями октябрь обуян.
В букете увядшего лета
медвежьей расцветки бурьян,
жнивьё ястребиного цвета,
мышиной окраски полынь,
в овраге по краю затона –
болота змеиная стынь,
трава лягушачьего тона.
Синичьей окраски листва.
Внезапные выстрелы метки, –
и падают тетерева
в глушь тетеревиной расцветки…
Из туч вороного крыла
посыплется снег между делом,
и вся цветовая шкала
исчезнет в божественно-белом.
Москва