ЛиТР – Pro et Contra. Фестиваль «Литература Тихоокеанской России»-2019
Начать придется с «текущего момента». Ибо рассмотрение любого события-явления вне контекста конкретно-исторических реалий не полноценно. Против капитализма, пока верхи могут, а низы терпят, и против буржуазной демократии, пока она доминирует в социуме, приема нет. У нас в наличии капитализм, и эта самая демократия вполне себе в расцвете. А что у них в приоритете? Рынок. Деньги. Кто платит, тот заказывает музыку. И все в таком духе. Отсюда – первый камень преткновенный, о который многие спотыкаются. Представляется общепризнанным: в России ни одно большое событие, хоть в сфере материального производства, хоть в делах культурно-гуманитарных, не проходит без чьей-то тайной наживы.
Фестиваль «Литература Тихоокеанской России» – событие не большое, а очень большое. Легко нашлись люди, априори, без предъявления доказательств, обвиняющие ЛиТР в том, что он придуман исключительно ради меркантильных интересов устроителей. Кое-кто по этой причине решил в нем не участвовать. Огорчительно, что среди не участвующих оказались те, которые могли быть фестивалю полезными.
Вообще-то, кто не знает, организация масштабного дела – это труд. При капитализме ли, при социализме вознаграждение за труд – это нормально. Без своего интереса никто ни во что ввязываться не будет. Тратиться – тем паче. А тратиться учредителям-спонсорам-организаторам, да и многим «рядовым» участникам пришлось чувствительно. Речь не только о счетах и кредитках. Для многих время дороже. Особенно, если ничего другого нет. Принес ли фестиваль кому-нибудь прибыль, хоть отдаленно сопоставимую с общими (надо полагать, значительными) затратами, – вопрос неизученный.
У всех причастных к фестивалю свои мотивы в нем участвовать. Для одних это реклама. Для других – расширение функциональных цеховых связей. Для третьих – хлопоты об имидже. Не последнее дело – то, что называется политическим капиталом. Дальше каждый-всякий волен пофантазировать сам.
Формат фестиваля разнообразным «физическим и юридическим лицам», имеющим и не имеющим отношение к литературе, дает возможность как-то привлечь внимание, обрести известность, самоутвердиться – на других посмотреть и себя показать. И все-таки не будем утверждать, что среди тех, и других, и третьих не найти людей, бескорыстно, искренне и даже самоотверженно болеющих именно за литературу Тихоокеанской России.
Во многом прошедший фестиваль принципиально не отличался от прошлогоднего. В стартовом варианте ЛиТР – действо противоречивое, пестрое, калейдоскопичное. Никому не позволившее оглядеть себя полностью. Детально проанализировать и дать ему однозначную итоговую оценку трудно. Это – как слона рисовать, видя только хобот или хвост. ЛиТР – 2019 приобрел еще более сложную внутреннюю структуру, многоликость и разнонаправленность, еще меньше оставляя возможность рассмотреть его во всех подробностях. Но, как ни странно, его можно оценить в целом. И оценить положительно. Мы скажем так: ЛиТР-I вызывал недоумение и вопросы. ЛиТР-II заставил себя уважать. И с оптимизмом думать о том, как он может выглядеть в будущем. Притом, что вопросов меньше не стало. Да ведь вопросы вопросам рознь.
В минувшем году фестиваль «Литература Тихоокеанской России» критиковали уже за само название. Аббревиатура «ЛиТР» не могла не вызвать вполне определенных ассоциаций. В ней с разгону угадывался рекламный приемчик на грани фола, задиристый эпатаж. Сокращенное название выглядело вызывающе легкомысленно, не соответствующе серьезному делу. Ныне критика названия повторилась, однако прозвучала не столь дружно и громко, как год назад. Думается, упрек в адрес авторов ЛиТРа со временем сойдет на нет. По мере того, как фестиваль по достоинству утвердится в общественном сознании. Кажущаяся пока странной аббревиатура наполнится новым смыслом и будет безоговорочно восприниматься как визитка фестиваля. Очевидно: названию «Литература Тихоокеанской России» найти альтернативу непросто. Любой прочий вариант потянет за собой прочий смысл.
И тут первый серьезный и, наверное, главный вопрос: как содержание ЛиТРа соответствует его названию? В 2018-м – практически никак. Мы были свидетелями лишь одной опции, где звучала базовая тема фестиваля. Назвать это мероприятие удачным язык не поворачивается. Но, не исключено, чего-то мы не увидели. В 2019-м разговор о самочувствии дальневосточной литературы был включен в повестку поосновательней. Однако, по самым округленным подсчетам, из почти восьмидесяти фестивальных мероприятий генеральной теме были как-нибудь посвящены пять-семь. В прямой постановке – не более трех-четырех. То есть, в целом, в пределах одной десятой всей программы ЛиТРа. Много это или мало, достаточно или нет – ответы, мнения будут взаимоисключающими.
Нам кажется, надо сначала подумать о качестве означенных мероприятий. Центральное из них, где обсуждались собственно литературные дела, едва ли можно считать очень удачным. В эту секцию была встроена встреча с редколлегией журнала «Дальний Восток». Каждая из двух чрезвычайно сложных, давно и сильно наболевших тем, может быть, непреднамеренно, но неизбежно тянула в свою сторону. В итоге ни та, ни другая далеко не продвинулись. По этому поводу посокрушался Александр Куликов, соведущий писательского форума в Обществе изучения Амурского края, высказав мысль, что для добротного анализа литературного процесса на берегах Тихого океана необходимы глубокие исследования и специалисты, которых в аудитории не хватило. Вполне вероятно, больше не хватило времени, а секция просто не усидела на двух разновысоких стульях.
Что касается «специалистов», Александр Игоревич прав. В том плане, что «кадры решают всё» в любом деле. В этой связи понятным и объяснимым видится перекос в составе участников – «персон фестиваля» – в пользу приезжих. Организаторы, возможно, не слишком хорошо знают, кто чего стоит в приморской литературе, и не спешат набирать команду вслепую. Дело тонкое – такие масштабные публичные события привлекают слишком разную публику. Писательство – вещь одинокая, состоявшиеся, самодостаточные литераторы нередко чураются публичности. Сбивается в стаи, строится стенкой серость. Как мухи на мед летят на сцену литературные самозванцы и самопровозглашенные гении. ЛиТР исключением не станет. Об этом уже свидетельствует Интернет. Как следовало ожидать, непризнанные таланты, обойденные вниманием организаторов, обиделись. Успокоятся они нескоро. То есть, не успокоятся никогда.
При всем притом вопрос вовлечения в творческий актив фестиваля местных прозаиков, поэтов, публицистов, критиков, драматургов (у нас есть и такие) остается актуальным. Речь не о том, чтобы выровнять число «своих» и «не своих». Важно, чтобы никто из достойных писателей-дальневосточников не оставался за бортом фестиваля.
С этим напрямую связана задача, изначально задекларированная ЛиТРом в ряду первостепенных. Формирование единого литературного пространства – вещь не абстрактная. Это не «эфир струит зефир», а реальное объединение живых людей в одном общем деле. Между тем, большинство участников фестиваля остаются попросту не знакомыми друг с другом.
Пишущая для детей поэт и прозаик Людмила Берестова из Лесозаводска проводит встречу в Краевой детской библиотеке, участвует в работе секций в Обществе изучения Амурского края. Ее приезд во Владивосток подогрет естественным желанием пообщаться с детскими писателями Ниной Дашевской (Москва), Серафимой Орловой (Омск), Анастасией Орловой (Ярославль). Познакомиться, накоротке поговорить, обменяться книгами Людмиле Петровне удается с одной Анастасией Орловой. И – увы – не благодаря, а вопреки фестивальной программе.
Директор Музея Павла Васильева (Казахстан, Павлодар) Закия Мерц провела, можно сказать, боевую операцию, чтобы приблизиться к Захару Прилепину и перекинуться с ним парой слов. Между тем, Прилепин чуть более полугода назад принимал энергичное участие в спасении музея уникального поэта от «оптимизации». Эта история просилась войти отдельной главой в Васильевские чтения, состоявшиеся в рамках фестиваля. Нашлось бы немало людей, желающих сказать спасибо писателю за участие в судьбе васильевского музея, в сохранении памяти поэта, имеющего прямое отношение к Приморью, Владивостоку, к отечественной литературе, в том числе и к литературе Тихоокеанской России. Заметим: ЛиТР – II прошел в году 110-летия со дня рождения великого евразийца.
Знающим современную русскую литературу не нужно представлять Валентина Курбатова. Валентин Яковлевич пишет из Пскова: «Здравия желаю! …мне Юля Вронская из Ясной Поляны сказала… Сейчас у вас во «Владике» делегация оттуда – я просил Юлю обнять вас… Там будет и Евгений Водолазкин и кто-то еще из наших, так что косвенно и я…» То, что выдающийся деятель отечественной культуры считал само собой разумеющимся, у нас оказалось невозможным. Из знакомых нам писателей-приморцев никто с Юлией Вронской обняться не смог. И с Евгением Водолазкиным душевно не побеседовал. Даже не поздоровался.
Один известный поэт из Приморья (не называем имени, поскольку не имеем карт-бланша на публикацию) назвал происходящее «нашествием Запада на Восток». Затрудняемся сказать, сколько в его словах иронии, а сколько – неприятия и обиды. О том же – наблюдательная любительница литературы из старой, еще советских времен, читательской гвардии: «Приморские авторы изолированы фестивалем и помещены в резервации». Имени не называем по тем же основаниям. От себя скажем, что владивостокцы ждали объединения всех со всеми, а увидели разделение на «своих» и «чужих», «наших-ненаших».
Из «наших» близко взаимодействовал с приезжими, назовем их столичными, участниками ЛиТРа, пожалуй, только Василий Авченко. Он давно и успешно наводит мосты с московскими писателями и издателями, неслучайно входит, скажем так, в «генеральный штаб» фестиваля. Однако Авченко, которого, в шутку или всерьез, уже называют «живым классиком», немного, а то и больше чем немного, небожительствует. Его интерес к региональной литературе как-то не очень проявлен. А о том, насколько он ее знает, говорит факт сколь неожиданный, столь и показательный. В ходе первого ЛиТРа просьба из зала назвать имена дальневосточных коллег застала Василия Авченко врасплох. После затяжного раздумья он переадресовал вопрос единственному выдающемуся приморскому критику, который ответил весьма немногословно и далеко неубедительно, демонстрируя ограниченность и субъективность, которая в литературной среде зовется групповщиной. Вообще, молодой литературной поросли почти поголовно свойственно то, что у писателей старшего поколения было чрезвычайной редкостью. Нынешние таланты мало, а то и совсем не читают даже друг друга.
У проблемы смычки «наши-ненаших» простое решение – проведение пленарного сбора всех участников до официального открытия фестиваля. Столь же разумным видится общий сбор по завершению фестивальной программы. Здесь у каждого должна быть возможность в течение трех-пяти минут высказать свои впечатления-замечания-пожелания. Фестиваль – организм живой, развивающийся, растущий. Коллективный анализ, осмысление опыта ему не повредит. Стоит, может быть, подумать даже о том, чтобы сформировать небольшую рабочую группу экспертов, которая занималась бы обобщением этого опыта и совершенствованием организации ЛиТРа от фестиваля к фестивалю.
Вот навскидку пара вопросов, над которыми, может статься, следует поразмышлять. Пока ЛиТР ограничен площадкой приморской столицы. Неплохо бы ему прописаться и в глубинке края. Там тоже есть и литераторы, и читатели, и библиотеки, и даже дома офицеров. Не говоря о кораблях флота, пограничных заставах и т.д. Попутно можно было в какой-то мере порешать вопрос соединения сил, сформировав для работы в крае небольшие творческие группы из местных и приезжих литераторов.
Было бы, наверное, славно, когда бы фестиваль не ограничивался тремя днями его проведения, и читатели могли общаться с писателями, открывая, допустим, сборники прозы и поэзии участников ЛиТРа, изданные по итогам фестиваля. Ради этого, нам кажется, стоит сэкономить на количестве участников и некотором сокращении мероприятий, которых сегодня в избытке, на что жалуются читатели-слушатели, не успевающие бегать туда-сюда и присутствовать везде, где хотели.
Фестиваль, кроме прочего, интересен, важен и дорог тем, что породил еще многие желания, надежды и мечты, о которых пришлось бы рассказывать долго.
ЛиТР в его сегодняшнем формате вышел далеко за пределы задач, очерченных его названием. Это событие, значимое не только для литературы. Не меньшее (возможно, большее) значение для Владивостока, для Приморья, да и для всей России фестиваль приобретает как фактор развития международных культурных связей на Дальнем Востоке. Участие внушительной иностранной делегации придает фестивалю «Литература Тихоокеанской России» особый смысл и вес. ЛиТР становится органичным дополнением к кинофестивалю «Меридианы Тихого», к экономическим саммитам и всем прочим формам международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Надо отдать должное организаторам, которые оценили и учли сегодняшний статус Владивостока, обеспечив своему детищу достойное место в общекультурном процессе и необходимые перспективы развития. Владивосток, безусловно, заслуживает такого фестиваля и нуждается в нем.
Понятно, что многовекторность, многосложность ЛиТРа генерирует новые проблемы. Первая из них – не станет ли литература, именно литература дальневосточная, приемной дочерью у фестиваля, которому она изначально была родной. Но будем надеяться на лучшее. Главное – фестиваль «Литература Тихоокеанской России» есть. Нужно делать все необходимое, чтобы он был всегда. И от года к году становился лучше.
Авторы: Юрий Кабанков, Эльвира Кочеткова, Владимир Тыцких
Впервые опубликовано в газете "Утро России" (Владивосток), № 36, 2019.