Владимир ПРОНСКИЙ. Смена литературного караула

конкурс имени Андрея Платонова «Умное сердце»

Итоги XXVI Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова «Умное сердце»

 

Под председательством Владимира Крупина состоялось заседание жюри XXVI Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова «Умное сердце», проводимого газетой «Московский железнодорожник» – филиалом ОАО «Издательский дом «Гудок», дорпрофжелом на МЖД и Союзом писателей России.

Вспоминая лауреатов первых лет – Василия Белова, Валентина Распутина, Владимира Солоухина, Евгения Носова и других замечательных авторов, чьи произведения стали гордостью отечественной литературы второй половины ХХ века, всякий раз задаёшься вопросом: «А кто же идёт за ними? Есть ли достойная смена?»

Если мысленно оглянуться на среднее поколение писателей и поэтов, таких как Татьяна Грибанова, Николай Зиновьев, Лидия Сычёва, работающих в традициях русской классической литературы, и вглядеться в произведения прозы и поэзии, выходящие из-под их компьютерного пера, то они профессионально убедительны, высокохудожественны, надёжны ответственностью за сказанное слово.

А вот в среде молодых литераторов, выросших в новой России, происходит непонятные метаморфозы. Они вроде бы вовремя окуклились и вот-вот должны затрепетать крылышками, но уж очень тяжело выходят в литературный свет, и эта трудность при метафорическом рождении явно мешает им. Они, похоже, растерялись от творческой вседозволенности, при отсутствии внутреннего редактора играющей с ними злую шутку.

Ведь литератор проходит долгую школу образования или самообразования, изучает произведения отечественной и всемирной классики, набирается жизненного опыта, прежде чем всерьёз заняться творчеством. И если это произошло, то накопившийся багаж помогает создавать значимые произведения.

С недавних пор, после образования при Союзе писателей России «Совета молодых литераторов», работа с молодёжью приобрела стройный вид, часто проводятся региональные, окружные, общероссийские совещания молодых писателей. Но много ли бывает толку от них, если, по отзывам руководителей семинаров, семинаристы практически не знают современную литературу, не следят за ней, ограничиваясь несколькими заезженными телевидением именами. Они не могут или не желают учиться у живших до них, сравнить себя со старшими современниками, ведь для этого надо, как минимум, хотя бы прочитать их, попытаться осмыслить, сделать поправки на быстро меняющиеся реалии жизни и попытаться создать что-то своё, значимое. Но, похоже, молодые этим не озадачиваются. Для них главное – поскорее увидеть себя опубликованными, и неважно где, хотя бы в интернете. И тем самым они сами себя и «закапывают».

Поэтому хотелось бы видеть в молодом поколении, несмотря на все проблемы в системе образования и воспитания, прочное духовное созревание, без которого не может сложиться полноценная творческая личность, способная сказать людям что-то своё, глубокое. Впрочем, не всё так плохо. Творчество Андрея Антипина, Веры Кузьминой, Антона Лукина, Юрия Лунина вполне даёт надежду на неизбывность нашей литературы. Вот только тонок слой по-настоящему одарённых молодых авторов.

Чем запомнились нынешние участники конкурса, среди которых, кстати, стало значительно меньше молодёжи? Основных тем сочинений несколько: отношения в семье, судьба отчей земли и людей, населяющих её. Понятно, что не всегда авторам удаётся быстро найти свою тему, ещё труднее не замыкаться в ней, а пытаться расширять возможности творчества. Человек так устроен, что ему постоянно хочется обновления, хотя и в этом необходимо чувство меры и умение не преступать границ дозволенного – тех самых нравственных вех, предаваемых из поколения в поколение. Это относится и к литераторам.

На конкурс поступили произведения около 180 авторов, наиболее достойные были опубликованы. Эти писатели и поэты всегда будут востребованы, а уж степень их востребованности будет зависеть от их таланта, умения понять и запечатлеть типичные перемены в жизни людей и страны. На заседании жюри была отмечена проза Зинаиды Лобачёвой из Забайкальского края, Валерия Румянцева из Сочи, Виктора Перегудова из Москвы, Анатолия Ехалова из Вологды, Вячеслава Харука из Красноярска; поэзия москвичей Владимира Силкина и Елены Мозжухиной, Ольги Козловцевой из Ряжска, Сергея Абрамова из Уфы; по разделу «Журналистика» работы москвича Юрия Баранова и Андрея Калашникова из Тверской области.

Лауреатами ХХVI Международного конкурса имени Андрея Платонова стали: Юрий Жеко́тов – в номинации «Проза» за рассказ «Тимохина лошадка»; Мария Аввакумова – в номинации «Поэзия» за подборку стихотворений «И всё ушло в былые дни»; Сергей Швакин – в номинации «Журналистика» за очерк «О трассе таёжной замолвите слово».

Юрий Викторович Жекотов – коренной дальневосточник, родился и живёт в городе Николаевске-на-Амуре. Окончил Приморский сельскохозяйственный и Иркутский педагогический институты. Трудился электриком в леспромхозе, главным зоотехником совхоза, директором коррекционной школы. В настоящее время работает учителем. Почётный работник общего образования РФ. Печатался в литературных журналах: «Берега», «Дальний Восток», «Подъём», «Север» и других. Автор пяти книг прозы. Член Союза писателей России.

Вот что сказала о Жекотове главный редактор журнала «Берега» Лидия Довыденко: «Автор любуется сам, и мы вместе с ним наслаждаемся поэтически рассказанными таёжными пейзажами, и приращиваются новые смыслы к проявленному и подчеркнутому автором – золотая, святая Россия. Всё окрашено родовым чувством художника, национальным, народным, семейным. Теплота голоса Юрия Жекотова, его интонация, выбор нравственных оценок, принцип одухотворения обладает последовательной логикой, собственным пространством существования. Рассказы говорят нам, что земля жива, и на ней вновь и вновь произрастает молодая трава».

Мария Николаевна Аввакумова – автор многих поэтических книг. Живёт в столице, родилась в Архангельской области, училась в Казанском государственном университете. Член Союза писателей России. Аввакумова – явление в современной русской поэзии. Своей степенностью она будто говорит, что вышла из просторов Древней Руси, а её поэтическое творчество – из самой глубины народной души. Русский дух, всё непокорное, свободное издавна тяготело к Русскому Северу. Здесь люди до последнего времени сохранили неповторимую самобытность. Мария Аввакумова из их числа. В своём творчестве она воплощает народность современной поэзии.

«Молитвенный шёпот её стиха упоителен, глубокая боль её отзывчивого женского сердца заставляет сопереживать…» – писал о её стихах поэт Юрий Кузнецов. Чтение таких стихов – это совместная работа с автором, это просветление читательских душ, к которым она обращается в надежде на ответное слово, иногда говорит с ними по-детски мило и непосредственно, как, например, в стихотворении «Путешествие»:

 

Это я – пятилетнее чудо с глазами.

Это я разгулялась Христом над водами,

потому что под боком моим мой хороший

пароход-скороход. Настоящий. Колёсный.

Я лежу себе с мамой на тёплой обшивке.

А внизу что-то хлюпает мерно и шибко.

А вокруг – вдоль машинного отделения –

всего света как будто лежит население.

Среди ора и смеха несметных соседей

все мы едем туда, куда едем и едем...

 

Сергей Павлович Швакин – электромеханик Московской дирекции пассажирских обустройств, родился в Московской области на станции Пески, выпускник МИИТа. Дважды трудился на БАМе. Первый раз в составе объединённого студенческого отряда «Орион» в 1982 году, второй – в 1985-1987 годах во время службы в железнодорожных войсках; в Хабаровском крае занимался электрификацией восточного участка БАМа. Воспоминания о легендарной стройке легли в основу его рассказов. Сергей Швакин – член Союза писателей России, автор книг «Эхо прошедшей войны», «Аhtung: money», повести «Коломны узница». Публикуется в центральной и местной печати.

Итоги XXVI Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова «Умное сердце» подведены. В очередной раз читатели познакомились с современными произведениями. Поэтому хочется надеяться, что смена литературного «караула» пройдёт вовремя, а заступившие на пост «часовые» будут старательно наполнять души свежим, искренним словом, несущим оптимизм и светлую радость восприятия «прекрасного и яростного мира» – говоря словами Андрея Платонова.

Project: 
Год выпуска: 
2019
Выпуск: 
12