Екатерина КОЗЫРЕВА. Роман нашего времени
«Юность в Железнодольске» – это роман о создании жизненной мощи ХХ века, осязаемые герои которого настолько реальны, что не могут уйти из памяти людей, не только их современников, но и будущих поколений.
Именно в этих героях воплотились созидатели, творцы своего времени, их чувства и воля к жизни.
В результате освоения и переживания пути страны, её бытия, Н.П. Воронов открыл своего героя, который останется в истории России, а значит и всего мира.
Ведь впервые роман «Юность в Железнодольске» был опубликован в журнале «Новый мир», когда его главным редактором был А.Т. Твардовский.
Художественное действие развёртывается вместе с Металлургическим Комбинатом, у гигантских домен. Детство и юность Серёжи Анисимова проходят в героическом действии – в тяжёлой и напряжённой работе у металлургических печей и заводских станков.
В бытии города и житии героя воплощена нравственная суть времени, эпохи.
Своими поступками, поведением, работой, Серёжа осуществляет свой нравственный выбор.
Таким образом, Воронов решил трудную двуединую задачу – объединил героя и действие. Он хозяин своего литературного дела.
Видимо, Николай Павлович следовал прекрасному завету своего великого учителя и друга А.Т. Твардовского: «…За своё в ответе. Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете. Сказать хочу. И так, как я хочу».
В своё время о романе «Юность в Железнодольске» много писали и говорили.
Здесь же хочется сказать о современном значении романа в изменившемся и сильно меняющемся мире. В условиях смешения всего и вся, в условиях стремления всего мира к однородности, о чём говорил Константин Леонтьев, великий мыслитель XIX века, – «социалистическое строительство – это то, к чему Россия вернётся, как к своему спасению, своему эго».
В этом желании прожить свою жизнь, а не чужую – и есть главный стержень содержания «Юности в Железнодольске».
Взаимоотношения Серёжи Анисимова и его друга Кости Кукурузина со старшим поколением, городом и Металлургическим Комбинатом нарисованы так живо и органично, что воспринимаешь их как единое целое – это один живой организм.
Причём каждый живёт своей индивидуальной самобытной жизнью, да так крепко, с таким характером, что никакому глобализму, то есть смешению и однородности, их не одолеть!
Главным же «героем» становится в романе и Металлургический Комбинат.
С первых же страниц пятилетний мальчик знакомится с крановщиком, и тот начинает с ним разговор о заводе, видя, что мальчишка с понятием. Петро Додонов заронил в душу мальчика любовь и неиссякаемый интерес к гиганту индустрии, как к существу живому, которому присущи и добро, и зло, и восторг, и ужас: «Воздуходувка так неистово, плотно подаёт из домны воздух, что он движется, металлически свистя и шелестя, и этот свист наводит на душу такой ужас… что не чаешь, выберешься ли из-под этого загнанного в трубы ада».
Так чувствует завод подросток Серёжа Анисимов.
Но он же бывает здесь свободным, вольным открывателем и, подгоняемый этим чувством, идёт на завод, «где из клетей прокатных станов струится проволока, вылетают тавровые балки, рельсы, скользят полотнища листов, вылетают на рольганги тяжкие плахи; всё это железо багрово, огненно размётыват сутемь, звучит, восхищает, наводит страх.
«И такой ты крохотный, затерянный в пространстве здания, как муравей в пещере, но ты всё-таки не заробеешь, не повернёшь вспять – ты отчаянный, пытливый, будешь ходить и ходить вдоль металлургического потока…».
«Мальчишка с понятием» – это разгаданное взрослым человеком и открывает главного героя, как бы слитого в единое целое с детищем социализма: «Завод заманивал, завораживал меня таинственностью, заревами, музыкой… страшной красотой машин, беспрерывной работой железа, огня, электричества, пара… При всяком подходящем случае я убегал на завод… Повсюду было интересно…».
Итак, с одной стороны крохотный, затерянный муравей, с другой – отчаянный и пытливый мальчишка, испытывающий одновременно восторг и радость, страх и ужас, свободу и власть.
Ещё тогда, в юности, отложилось в нём чувство опасности, исходящее от завода, и отчаянное бесстрашие – то, что определяет трагедию жизни вообще и величие человека.
Становление человека, выработка его характера, показаны на протяжении всего романа.
Особую роль в жизни мальчишек имел Костя Кукурузин. Само его имя символично. Константин с латинского – твёрдый, постоянный. Кукурузин – тоже не случайно. В описании огромного ковша для стали, в котором спал беспризорник, говорится: «Нутро ковша футеровано – кирпич к кирпичу, как зерно к зерну, в кукурузном початке…».
От сцены знакомства Серёжи с Костей Кукурузиным и до конца книги характер Кости выписан чётко и ёмко: зерно к зерну. Автор в двух строках сразу же раскрывает этот красивый початок: «Могло случиться, что мы начали бы враждовать. А мы обнялись…». Это глубокий образ нашего прошлого, настоящего и будущего: ведь мать Кости из индейцев, коренного народа Америки… Мы обнялись…
Поистине гениальное предвидение Николая Воронова сбывается на глазах.
Может быть, пора произнести вслух новый лозунг: «Туземцы всех стран, объединяйтесь!»
Мы обнялись… И хотя Костя признаётся, что он «нехристь», но ведёт он себя, как крещёный, православный человек: он любит людей, справедлив, всегда готов защитить, ободрить; он любознательный и щедрый, добрый заступник. Но, сочувствуя избитому Серёже, говорит:
– Мужик, терпи до последнего…
Также уважительно и требовательно относится Костя и к остальным друзьям.
В эпизоде с часами Харисова он сочувствует Колдунову, хотя и считает его «вздорным мальцом». Когда Харисов, пятясь, наступает на «испанку» Серёжи, он кидает в Харисова осколками блюда…
– Отставить! – рявкнул Костя, потому что все заулюлюкали и замахнулись, кто камнем, кто железкой. Ни камень, ни железка, ни гайка на бечёвке не засвистели вдогонку Харисову…
Автор от лица Серёжи Анисимова признал: «До самого ухода на службу в армию Костя шутливо напоминал мне о том, как я рассвирепел. Я страдал, как бывает при воспоминании о том, чем ты мог погубить свою судьбу», – признаётся автор от лица Серёжи Анисимова.
Как поучительно и полезно для современных юношей такое признание!
А о том, как Костя проучил лагерного полицая Харисова, как продал его часы и накормил всех ребят халвой досыта, современные подростки должны прочитать, чтобы почувствовать истинный вкус дружбы, справедливости и вообще жизни, а не навязанного выбора подкрашенной ли водицы, отравленного ли пива…
Сам Николай Павлович Воронов считал, что доброе передаётся.
Он рассказывал, как они с женой, опекая детский дом, купили ребятам куб халвы, это кг. 20, а 1 кг стоил тогда 11 рублей. Часто покупали им конфеты, печенье.
Всю жизнь Николай Павлович нёс в душе память о Косте, реальном герое нашего времени.
Здесь нет возможности давать полную характеристику Кости Кукурузина, но самую главную черту выделил сам автор: «Я успокаиваюсь от мысли о внутренней прочности Кости».
В романе «Юность в Железнодольске» много интересных и разных героев, но нашему времени нужен внутренне прочный человек, который бы просветлял и ободрял новое поколение.
Купить роман можно здесь