Елена МОЗЖУХИНА. Ирина Кемакова: современность и верность традициям
На илл.: Ирина Кемакова / Кемакова И. Л. Книга осени: [стихи] / Ирина Кемакова. – Архангельск: Лоция, 2020. – 56 с.
С поэзией Ирины Кемаковой я познакомилась на просторах литературного интернет-журнала МОЛОКО (главный редактор – писатель Лидия Сычева).
Стихотворение «Цветы осенние» запомнила мгновенно. Эти нежные и лаконичные строки написаны автором мастерски легко, но говорят они о зрелом и выстраданном чувстве.
Казалось бы, пришёл возраст душевной сытости, степенности, когда дети выросли и подарили внуков. Нужно, как и полагается бабушкам, вязать носки, хлопотать по дому. Свадьбы – и своя, и детей давно отгремели, можно собирать плоды жизни, наслаждаться ими. И всё размеренно-расписано. Но строки Ирины Кемаковой говорят о многогранности бытия. О том, что иногда судьба преподносит нам неожиданные уроки, размыкая привычный жизненный круг, оставляя в прошлом милые привычки и дела. Зачастую бывает и так, что на новый путь не переходят те, с кем долгие годы шли рука об руку. Причины разные, но строфы Ирины не о том, что и как произошло в прошлом, они о том, что происходит сегодня. Слова поэта о радости любви. О выстраданной радости, честной и без стеснения.
Я раньше нежности слов стеснялась,
Язык во рту замирал бревёнцем.
Какая глупость, какая малость!
Как поживаешь, моё ты солнце?
Как же это хорошо успеть сказать человеку о том, что любишь его, сегодня сказать, не откладывая на завтра, не ища призраков скорби во вчерашнем дне, не выходить с ними на встречу новому. Пускай и подруги-ровесницы предостерегают героиню стихотворения об опасности нового чувства, что летишь к любимому как мотылёк на огонь. Ничего на этот призыв не отвечает женщина. Она только пытается сказать всем, что и осенние цветы пахнут, только ещё нежней и тоньше, чем цветы весной. Что поздняя любовь дарит эмоции ещё более сильные, чем те, которые были испытаны в юности, в годы беспечной молодости, когда вся жизнь впереди, когда слова нежности можно говорить редко или не говорить совсем, успеется ведь. Любовь стирает привычные стереотипы, окрыляет и даёт радость бытия. Именно об этом стихотворение «Цветы осенние».
Творчество Ирины Кемаковой не замыкается только в рамках любовной лирики, стихи у неё разные. Поэт пишет на острые социальные темы о своем времени и современниках. С горечью читаю стихотворение «Братаны» про жизнь семьи в 90-е годы.
Разве были плохи ребята?
И крепки, и милы лицом.
То ль под занавес век двадцатый
Отравил братанов гнильцой,
То ли семя худое пало,
Что подрост на корню полёг.
Друг за другом парней не стало:
Юрка, Вовка, молчун Санёк…
Их вдовец в одиночку поднял,
Но хозяйничал он в дому
Лучше бабы (старинный родник
Был бабуле – то ль сват, то ль кум).
Шоферили все трое братцев
В лесопункте без выходных.
Им бы в город куда податься,
Да держала деревня их:
Крепкий дом, серым крытый тёсом
Да в пазах утеплённый мхом,
Речка Петеньга с Конным плёсом,
Земляникой поросший холм
За околицей, труд до пота –
Со сноровкой да во всю прыть.
…В девяностых сломалось что-то.
Вот уже лесопункт закрыт.
Без работы вольны, как ветер,
Парни сникли: «Хреново, Ир…»
После больше всего на свете
Братаны полюбили спирт.
Первым Юрка ушёл - похвастал,
Что бутылку махнёт зараз.
Он с улыбкой уснул – от счастья.
Местный фельдшер его не спас.
Хоронили, а ливень хлынул –
Не бывало вовек сильней.
Ручейки потекли в могилу.
Пей, брат Юрка, досыта пей…
Пьяный Вовка замёрз в сугробе,
Ледяных не заметив жал.
От вниманья к своей особе
Парень боком в гробу лежал.
Санька взялся за ум как будто,
С жёнкой путней его свели.
Ненадолго. Однажды утром
Неживого Санька нашли
Под столом у соседа Бори,
Что разгульный держал притон.
От проклятой российской хвори,
Знать, не смог излечиться он.
___________________________
Коль пришлись на земле не гожи
Юрка, Вовка, Санёк-куим*,
Может, ты, милосердный Боже,
Дал на небе работу им?
*Куим – молчун, немой.
Полностью привожу это стихотворение. Не могу отказаться ни от одной его строчки. Родные братья Юрка, Вовка, Санек один за одним умирают от алкоголя. Не лентяи они, воспитанные в уважении к труду одним отцом, а мать умерла, когда братья были меленькими. Не стало в деревне рабочих мест, а в городе тоже никто никому не нужен. Поэт пытается разобраться в беде, постигшей семью, деревню, Родину. Эпоха перемен – это всегда испытание, но я, вслед за автором, не могу винить братьев в слабом характере или неумении жить. Я глубоко сопереживаю им. Память о тех, кто ушел, пусть даже так, должна остаться, как назидание, как предостережение будущим поколениям.
Пьянство стало бичом для семьи и деревни, тяжелым испытанием. И только настоящий мастер может писать стихи об этом недуге, облекать непоэтичную тему в стихотворение.
Ленку пьяный мужик на чём свет материт –
Тоже, в общем, не дивное диво.
Не поможет от пьянки зелёнка и йод –
Убегай от тычков да от брани
В огород, где вольготно крапива растёт
У окна покосившейся бани.
(«Душа и крапива»)
Но есть и такие строки в стихотворении «Ночная прогулка»:
Пилорамы огонёк за околицей.
У соседей свет горит – пьют ли, молятся?
Влажным носом чей-то пёс в ногу тычется.
Даже в самой тёмной тьме свет отыщется.
Чуткая душа поэта не черствеет от быта и не каменеет с возрастом. Вот что о молодости чувств пишет Ирина в стихотворении «Странные люди»:
Люди судачат: вам под пятьдесят,
Нет, чтоб пахать, – всё б на небо глядели.
Лучше бы вы завели поросят –
Были б при деле.
Оба смолчим. Быт прожорлив, как ржа,
Всё исчезает в разверзнутой пасти.
…Дай же мне месяц чуть-чуть подержать,
Ты моё счастье!..
А какие свежие образы рисует нам автор, какие сочные метафоры:
Кульбиты солнце делает в ведре –
Ох, как бы воду мне не вскипятило!
(«Апрельское утро»)
А ещё Ирина Кемакова в «Ниточке надежды» пишет – слова бы не опошлить. И ей это удается несмотря на такие разные темы в стихотворениях.
Мастерство автора, его трудолюбие чувствуется в каждой строке, в каждом стихотворении. Ирина часто использует слова, незнакомые широкому кругу читателей, это северный диалект – куим, прилубе, помешни, мелузный кошель, одинакушка, парат, огоревал. Богат русский язык у автора и разнообразен. Читая Ирину, мы подробно знакомимся с бытом северян, она красочно и живо описывает мелочи жизни, подмечая детали тонко и ненавязчиво. Например – плеснёт в черпачок молоко. Или «Ладно ли тесто на рыбник в квашне поднялось? Как там капуста квашена на зиму – с хрустом ли?»
Хочу отметить, что творчество Ирины Кемаковой меня порадовало и удивило одновременно. Встретиться с таким автором – удача. Стихи Ирины наполнены реальностью сегодняшнего дня, они современны, но в своих трудах автор следует лучшим традициям русской литературы. Сила слова Ирины Кемаковой в ее честном отношении к жизни. Каждое слово – обдуманно, каждое чувство пережито ею самой. Как хорошо иметь такого друга как Ирина! Вот подтверждение этим словам – её сильные строки из стихотворения «Крест»:
Если вдруг занеможешь, падешь без сил на межу,
Будет крест невозможно давить на плечи –
Чтоб тебе хоть чуточку стало легче,
Я подставлю плечо. Я сильная. Удержу.
И автору веришь, и веришь в свои силы.
В стихотворении «По-русски» Ирина Кемакова затрагивает традиционную самоотверженность, жертвенность русской женщины, когда слова «любить» и «жалеть» становятся синонимами, и это так по-женски, так по-русски:
Не ветра осенние судьбы рушат –
Рвётся и ломается там, где тонко.
Я не буду лезть ни в дела, ни в душу –
Буду оберегом, в авто иконкой.
Я без жертв, корысти какой, елея.
Не по силам Бог не даёт нагрузки.
Я тебя люблю. Или вот: жалею.
Это так по-женски. И так по-русски.
Добрые и крепкие строки Ирины Кемаковой дарят надежду на лучшее, вдохновляют на творчество, труд, любовь. Для меня поэзия Ирины Кемаковой – это космос, в котором пусть иногда и защиплет глаза отчего-то. Так написала сама Ирина Леонидовна в стихотворении «Мой космос».
Желаю Ирине Кемаковой вдохновения и новых стихов на радость читателям.