Илья ШУХОВ. Письма Юрия Казакова Ивану Шухову
На илл.: Письмо Юрия Казакова Ивану Шухову
Когда я слышу имя Юрия Казакова, зримо вижу его публикации на страницах редактируемого Иваном Петровичем Шуховым «Простора» незабываемых 60-70-х годов. Того же самого рассказа «Нестор и Кир», который тогда не решился напечатать ни один из московских журналов. Памятны и казаковские воспоминания о Константине Паустовском, также впервые появившиеся в шуховском «Просторе».
Приведу в хронологическом порядке сохранившиеся в архиве письма Казакова моему отцу.
«Дорогой Иван Петрович!
Не сердитесь, что так поздно отвечаю вам. Дело в том, что я сейчас живу не дома, а в Малеевке, домой же езжу очень редко и получаю почту сразу за месяц. Получил я журнал и ваше письмо, большое спасибо за хорошие слова в мой адрес, а – главное– считайте, что вы сделали ещё одно благое дело. Эту главку (Нестор и Кир) я написал в 62 году, предлагал многим журналам, но ни один не взялся напечатать. Можете поэтому представить мою радость, когда я увидел эту штуку, хотя и с купюрами, напечатанной.
Теперь сижу над Северным дневником, дело близится к концу, а как закончу, пришлю весь Вам – выбирайте любую главку.
Напоследок я хочу Вам сказать, что Вы делаете большое дело, печатая более или менее откровенные вещи. И ваш журнал читают с восторгом в Москве. Сужу по тому, что многие уже говорили мне приятные слова насчёт Нестора и Кира. А также и насчёт Платонова, Мандельштама, Раевского и т. д.
Я говорил с Галей Евтушенко. Женя помнит «Простор» и хочет напечататься в нём… А увижу Вознесенского, я и с ним поговорю насчёт стихов, уверен, что он даст тоже.
Всего Вам самого доброго, спасибо большое за всё, кланяйтесь там всем, кто меня помнит.
5 июня 1965. Ю. Казаков».
«Дорогой Иван Петрович!
Я послал Вам роман В. Максимова «Двор посреди неба». Поджидал, поджидал я ответа и вдруг получаю размноженную копию Вашего письма насчёт планов журнала и прочего.
М. б. Вы были в отпуске и ещё не получили романа? На всякий случай посылаю Вам адрес автора. Бескудниковский бульвар, дом 5, кв. 59. И у меня тот же адрес, только квартира – 53. Напишите Максимову и мне, как Вы смотрите на этот роман.
И ещё напишите, пожалуйста, как там показался в Алма-Ате «Нестор и Кир» – что говорили, если вообще говорили.
На днях уезжаю работать. Зашился я тут с разными своими делами, забросил работу и как-то даже тяжко на душе. «Северный дневник» я пришлю Вам целиком, а Вы посмотрите, м. б. какая-нибудь главка и приглянется. А ещё не хотите ли рассказик о сумасшедшем? Придумал я тут один рассказ, в котором присутствуют два не совсем нормальных человека. Рассказ смешной и неожиданный для меня. Я говорю о нём так уверенно, потому что уж написал страничку и чувствую – он у меня легко пойдёт.
Сейчас народ в отъезде. А осенью я всех увижу и обещаю Вам трёх авторов. Аксёнова (он сейчас очень хорошо пишет), Вознесенского и Евтушенко. Ну чего Вам ещё надо? Вот Максимова Вам послал. Его в Москве не печатают, а у вас там вдруг да и пройдёт номер.
Будьте здоровы, Иван Петрович! Я Вас очень люблю.
Вы сейчас мне не пишите, так как я через три дня уеду. Я Вам потом дам знать, где я буду. Привет Вашей супруге, к сожалению, не знаю её имени-отчества.
Домбровский там? Пьёт небось. И его поцелуйте.
16 августа 65. Ю. Казаков».
«Дорогой Иван Петрович!
К сожалению, я поздновато узнал о Вашем юбилее, поздравления мои по этому поводу уже запоздали, но я всё равно решил написать Вам, так как хоть в юбилейные дни что-нибудь скажешь, а то ведь ленивы мы все на доброе слово.
Вопреки разным статьям, постоянно убеждающим меня в великой силе художественного слова, я, Иван Петрович, боюсь как-то верить в эту самую силу. Была бы в слове нашем сила, мир давно бы был устроен иначе, и люди жили бы лучше, чем живут сейчас. И с грустью вижу я и понимаю, что не только после наших писаний, но и после писаний Толстого, Достоевского, Чехова – мир что-то не меняется к лучшему.
И всё-таки – вода камень точит! – всё-таки даже и в наших словах повидимому нуждается человечество. Даже и наше слово, может быть, каким-то боком западёт кому-нибудь в душу. Это немного, но и ради этого немногого стоит нам быть, стоит существовать нашей прекрасной, не смотря ни на что, профессии.
И вот я поздравляю Вас, дорогой Иван Петрович, не с юбилеем Вашим и не с тем, что Вам уж шестьдесят лет, а поздравляю Вас от души и благодарю Вас за Ваше слово, за Ваше дело и за Ваш талант.
И в эти дни я ещё хочу попечалиться вместе с Вами, что Вы, наверное, не всё дали людям из того, что могли бы дать. Все мы должники, все мы, по прекрасному выражению Пастернака, «вечности заложники, у времени в плену», но, по различным жизненным обстоятельствам, как часто мы не всё и не то делаем, что должны были бы делать.
Но и того, что Вы сделали – Ваших прекрасных романов, которые пережили уже не одно десятилетие, и Вашей настоящей работы, – всего этого вполне достаточно, чтобы юбилей Ваш был весёлым и гордым.
Вы можете смело сказать каждому: «Попробуй-ка с моё!» – а это ведь так хорошо, когда, оглянувшись на свою жизнь, можно так сказать.
Позвольте мне от души обнять Вас и пожать Вашу руку!
Здоровье у Вас крепкое (мне так казалось, когда мы с Вами встречались), романы превосходные, журнал, которым Вы руководите, один из интереснейших наших журналов, почёта у Вас много, энергии и того больше – поистине Вы счастливейший юбиляр!
С надеждой на новые радостные встречи с Вами и с Вашим словом и – с сердечным приветом!
Ю. Казаков
24 октября 1966».
«Дорогой Иван Петрович!
Распорядитесь, ради бога, выслать мне экземпляра два «Простора» с Паустовским. Тут собирается сборник, и я хочу ещё немножко дополнить свои воспоминания.
Ваши ребята почему-то не догадались выслать мне журнал, раз 25 я просил об этом Нурпеисова, но этот милый человек иногда весьма невнимателен.
Как Вы поживаете? Весной я намереваюсь на немножко приехать в Алма-Ату – и делишки есть и посмотреть хочется, как вы там цветёте. А то я всё попадаю туда зимой.
Всего Вам самого лучшего!
25. 1. 1972 Ю. Казаков».
Владимир Солоухин и Юрий Казаков. Они стоят рядом – на одной странице пятого тома отцовского Собрания сочинений. Здесь, один за другим, напечатаны тексты телеграмм, посланных 1 октября 1970 года Иваном Петровичем, как главным редактором «Простора».
«Ю. П. Казакову
Рады будем получить от Вас, милый Юра, статью о Володе Солоухине. Приезжайте к нам, соскучились. Ваш Шухов».
«В. А. Солоухину
Будем печатать посвящённую Вам статью Юры Казакова. В связи с этим были бы рады получить от Вас, милый Володя, какие-то Ваши страницы из стихов или прозы. Ваш Шухов».