Зачем литературе МОРС?

Евгений Москвин

В Москве в рамках Молодёжного исторического форума «Моя история» прошло заседание «Русская словесность в XXI веке: школа, общество, государство». Форум под руководством Епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) состоялся 19 июня 2016 года в Историческом парке ВДНХ и собрал писателей, преподавателей, студентов вузов. На заседании принято решение создать Молодежное отделение Общества русской словесности (МОРС).

Незадолго до начала форума в интернете были опубликованы вопросы для дискуссии. Своё видение острых тем предложил и молодой писатель, автор нескольких книг и многочисленных публикаций в литературных журналах, финалист премии «Дебют» Евгений Москвин.

­– Евгений, сейчас много говорят о том, что российское общество вместе с потерей интереса к чтению стремительно утрачивает и культурную идентичность… Что скажете?

– Неграмотность современных молодых людей действительно вопиюща. И я сейчас говорю не только о школьниках, но и о тех, кому сегодня 25-30 лет. Когда я разговариваю с людьми, которых, так сказать, нельзя назвать интеллектуалами, я вхожу в некий ступор, потому что очевидны провалы в их образовании. Простой пример – я общался с человеком своего возраста, он не слышал ни о Распутине, ни об Астафьеве, ни о Пастернаке. Зато много читал Пелевина и еще почему-то Маркса. И все! Но на месте Маркса мог быть любой другой экономист. Было видно, что это просто бессистемные островки знаний. Этот человек спрашивал меня, где можно почитать современную русскую литературу – потому что существует огромное море книг, в котором трудно ориентироваться. Механизмы, которые продвигают серьезную литературу (а точнее то, что ею называется), вроде толстых журналов и премий «Большая книга», «Букер» – совершенно не работают. (Разумеется, мой собеседник о них даже не слышал).

 Налицо огромный разрыв, существующий сегодня между писателем и читателем. И вообще – между интеллектуалом и обычным человеком, у которого отсутствует стройная система образования. Но в этом виноват не столько читатель, сколько функционеры,  продвигающие писателей. И – шире – сегодняшняя литературная среда.

 Скажу о людях, вообще не читающих книг. Если брать совершенно простых, обычных людей – а я с ними вырос и до сих пор общаюсь, – там налицо не просто вопиющая безграмотность, но абсолютная духовная обедненность, жизненное однообразие и пр. (Строй жизни таков: отработать пять дней в неделю, напиться в компании на выходных и – всё). Мышление совершенно линейное. Когда нам было по пятнадцать лет, они пили все время. Сейчас изменилось только то, что у них появились машины. Разговоры исключительно на бытовые темы. Если я говорю о книгах, они просто смеются и улюлюкают. Естественно для писателя это унизительно – а я всю жизнь посвятил своему делу…

С другой стороны, авторам, которых продвигают на либеральные премии, становиться всенародно известными и не нужно – такая задача перед ними не стоит. И когда люди, далекие от литературной среды, спрашивают меня: назови хоть какого-нибудь сто́ящего писателя сегодня – мне ответить им, по существу, нечего. Среди «раскрученных» таких нет. А талантливых авторов замалчивают, им не создают условий, чтобы продвигаться к читателю, «выжимают» из премий и т.д. Двигают посредственных, которые пишут примитивно, общественных деятелей, а не писателей, исходя из того, что это будет иметь больший успех в коммерческом поле литературы. А также тех, кто «секретарски» ползет вверх по служебной лестнице. Но все это в результате растворяется – народ опять знает только Донцову.

– Сегодня слышатся голоса, мол,  классика устарела, что она неинтересна.

 – Классика воспевает высоконравственных героев, в ней есть возвышенные чувства, богатство языка – его идеальный внутренний ритм, совершенный, отточенный стиль письма, высокий интеллектуальный и эстетический уровень. А те, кто говорит, что это неинтересно, просто не хочет совершать усилий над собой – чтобы все это прочесть.

 Кроме того, классика конфликтует с установками современных людей – что все решают деньги и т. д. Изменить эти приоритеты вполне возможно и в условиях рыночной экономики – просто наше государство должно в корне поменять политику в области литературы и культуры. Вообще – гораздо больше обращать внимания на литературный процесс. Читатель должен видеть хорошие книги на прилавках магазинов. Следует вести пропаганду высших идеалов и ценностей, чтения классики, а не коммерческого ширпотреба. Считаю, что нужно изменить господдержку в этом направлении. Однако не следует забывать, что далеко не всем дано проникнуться высокими ценностями.

– Что ещё мешает развитию современной литературы? 

– Начнем с того, что деление на почвенников и западников-либералов устарело. На самом деле, проблемы более многогранны. Либеральные премии игнорируют не только писателей, пишущих на православно-почвенные темы (новых «деревенщиков»). На самом деле эти институты выдавливают неугодных людей с нравственными и идеалистическими позициями. Функционеры отдают приоритет управляемым или неглубоким людям, медийным фигурам и пр. Литературный процесс превращается в некую игру, прокручивается на месте. 

Очевидны и постсоветские комплексы, существующие в толстых журналах. Если брать либеральное крыло, то редакторы всячески подчеркивают, что того или иного автора не печатали в советское время и что теперь это «живой классик». Якобы он не стал известен из-за идеологического пресса. Между тем, когда начинаешь его читать, видишь: он совершенно оправдано неизвестен, потому что в его творчестве нет ни высокого духовного содержания, ни больших проблем – словом, это автор не тех масштабов, что Астафьев, Распутин, Шолохов и др. Зато либеральные писатели очень любят ставить под сомнение ценность советской классики, проводить ревизию Шолохова, преувеличивать прошлое влияние идеологии… тоже как бы для того, чтобы выдать за классику то, что ею вообще не является.

 Широкий читатель, между тем, отторгает от себя механизмы, в которых существуют эти писатели. Отсюда и берется местечковость, ложь, лицемерие в литературных кругах.

 Современные молодые авторы либерального крыла уже воспитаны таким образом, что это, дескать, вполне нормально, когда серьезная литература не имеет массового читателя. Что она – просто некая «приставка» к коммерческой. В результате все сводится к бессмысленному хождению друг к другу на литературные вечера, чтению стихов в «междусобойчике» и прочее.

 И это положение продолжается много лет, ничего не меняется.

– Как можно изменить ситуацию? Ваш рецепт?

 – Ну, например, можно поставить по всей России электронные терминалы, где человек сможет скачивать классическую русскую литературу, плюс там будет несколько современных писателей. Но не из либеральной, местечковой тусовки. Разумеется, этих авторов могло бы отбирать Общество словесности. У нас есть главные редакторы известных электронных журналов и газет, писатели, которые хорошо разбираются в современном литературном процессе. Они смогут дать необходимые рекомендации.

 

Беседу вел Сергей Косыгин

Project: 
Год выпуска: 
2016
Выпуск: 
6